г. Хабаровск |
|
11 мая 2023 г. |
А73-17766/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО "Сервисмонтажстрой": представителя Третьякава Е.С.,
от ДМС администрации города Хабаровска: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 28.02.2023
по делу N А73-17766/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СервисМонтажСтрой"
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о расторжении договоров аренды
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервисмонтажстрой" (далее - ООО "СМС", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент, ответчик) о расторжении договоров аренды муниципального имущества города Хабаровска от 28.07.2021 N N 36/21, 37/21, 38/21, 39/21.
Решением суда от 28.02.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент заявил в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просил его отменить и принять новое решение, по мотиву неверного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "СМС" просил судебное решение оставить без изменения.
Апеллянт, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 28.07.2021 по результатам открытого аукциона между департаментом (Арендодатель) и ООО "СМС" (Арендатор) заключены договоры аренды муниципального имущества города Хабаровска N N 36/21, 37/21, 38/21, 39/21 (далее - договоры), по условиям которых арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование следующие объекты недвижимости:
- сооружение "Газификация природным газом частных домовладений района "Пятая площадка" Южного округа (I очередь) по ВЦП "Перевод на природный газ жилищного фонда города Хабаровска (2011-2013 годы)", наружные сети газоснабжения (низкого давления) сооружения трубопроводного транспорта, 2019 года ввода в эксплуатацию, расположенные по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Краснореченская, ул. Узловая, ул. Вологодская, ул. Халтурина, кадастровый номер 27:23:0000000:30387 (по договору N 36/21);
- сооружение Групповая резервуарная установка сжиженного газа на шесть емкостей Групповая резервуарная установка на шесть емкостей, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Волочаевская, 7 (в границах квартала пер. Трубный - ул. Оборонная (к домам по ул. Волочаевской N 14 корпус 2 по пер. Трубному), кадастровый номер 27:23:0000000:24595; сооружение Сеть подземметаллозащиты, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, в границах квартала пер. Трубный - ул. Оборонная (к домам N 7 по ул. Волочаевской, N 14 корпус 1 и корпус 2 по пер. Трубному), кадастровый номер 27:23:0050307:146; сооружение Сеть газопровода, Нефтяные и газовые сооружения, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, в границах квартала пер. Трубный-ул. Оборонная (к домам N 7 по ул. Волочаевская, N 14 корпус 1 и корпус 2 по пер. Трубный, N 16 и N 7 по ул. Ватутина), кадастровый номер 27:23:0050307:140 (по договору N37/21);
- сооружение Групповая резервуарная установка сжиженного газа на шесть емкостей N 166, Резервуарная установка, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, к жилому дому по пер. Трубный N 8, кадастровый номер 27:23:0050307:1137; сооружение Сети газоснабжения Газопровод 2005, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Олега Кошевого, д. 7,9,9а, сети газоснабжения, кадастровый номер 27:23:000000:4782; сооружение Сеть газоснабжения Сеть газоснабжения 2005, расположенное по адресу: Хабаровский край, г.Хабаровск, Индустриальный район, к жилым домам N 8,10 по пер. Трубный, кадастровый номер 27:23:0000000:5778; сооружение Газопроводная сеть Нефтяные и газовые сооружения, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Олега Кошевого, д. 966, кадастровый номер 27:23:0000000:1885 (по договору N38/21);
- сооружение "Газификация природным газом частных домовладений района "Пятая площадка Южного округа (I очередь) по ВЦП "Перевод на природный газ жилищного фонда города Хабаровска (2011-2013)" наружные сети газоснабжения (высокое давление) сооружения трубопроводного транспорта 2019, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Краснореченская, ул. Узловая, ул. Вологодская, ул. Халтурина, кадастровый номер 27:23:0000000:30388; сооружение "Газификация природным газом частных домовладений района "Пятая площадка" Южного округа (I очередь) по ВЦП "Перевод на природный газ жилищного фонда города Хабаровска (2011-2013)" наружные сети газоснабжения (среднее давление) сооружения трубопроводного транспорта 2019, расположенное по адресу: г.Хабаровск, Индустриальный район, ул. Краснореченская, ул.Узловая, ул. Вологодская, ул. Халтурина, кадастровый номер 27:23:0000000:30380; сооружение Газорегуляторный пункт 1.6 сооружения газохимического комплекса по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, "Газификация природным газом частных домовладений район "Пятая площадка" Южного округа (1 очередь) по ВЦП "Перевод на природный газ жилищного фонда города Хабаровска (2011-2013), кадастровый номер 27:23:0050813:367 (по договору N 39/21).
Срок аренды определен в пункте 1.2 договоров - с 28.07.2021 по 27.07.2026.
Передаточными актами от 28.07.2021 зафиксировано принятие арендатором объектов недвижимого имущества по договорам. В качестве приложения в актах указан перечень технической документации. Как следует из пояснений представителей обеих сторон, фактически приложение к актам отсутствует, одновременно с подписанием договоров и передаточных актов арендаторы переданы только технические паспорта на объекты аренды. Акты подписаны арендатором с протоколами разногласий, в которых указаны установленные при осмотре недостатки объектов аренды.
Согласно пункту 1.4 договоров, технические характеристики и иные сведения об объекте аренды указаны в технических паспортах.
Разделом 2 договоров определен размер и порядок внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.2.3 договоров, обязанностями арендатора является: поддерживать объект в надлежащем техническом и санитарном состоянии, производить за свой счет текущий (не менее 1 раза в год), а также капитальный ремонт; нести расходы, связанные с эксплуатацией объекта; в случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта ввести его в эксплуатацию. Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, являются собственностью Арендодателя.
Стоимость отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных Арендатором, возмещению не подлежит. (пункт 3.2.5 договоров).
Поскольку объектом аренды по договорам выступает газопровод природного газа и газорегуляторных пунктов (ГРП), раздел 7 договоров содержит требования к техническому состоянию, объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые арендатор обязан выполнить в отношении муниципального имущества:
- выполнять требования Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а так же другие требования промышленной безопасности, установленные указанным Федеральным законом, Техническими регламентами и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением"; Национального стандарта РФ "Системы газораспределительные сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации, эксплуатационная документация" ГОСТ Р 54961-2012; Национального стандарта РФ "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" ГОСТ Р 54983-2012.
- обеспечить круглосуточно (включая выходные и праздничные дни) аварийно- диспетчерское обслуживание арендуемых объектов собственной АДС или на основании договора оказания услуг АДС, заключенного с организацией, имеющей собственную АДС.
Согласно пункту 7.1 договора N 39/21, арендатор обязан до начала эксплуатации имущества выполнить пуско-наладочные мероприятия на газопроводах, ГРП, в случае выявления дефектов устранить их и в срок до 20.08.2021 обеспечить пуск газа потребителям.
Пунктом 6.3.2 договоров предусмотрено, что по требованию арендатора договоры могут быть расторгнуты в судебном порядке в случае, если переданный арендатору объект имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра объекта при его передаче.
Для исполнения обязательств по договорам аренды ООО "СМС" в запросах от 01.04.2022 N 39/22, 21.04.2022 N 54/22 запросило у Управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г.Хабаровска, департамента заверенные надлежащим образом копии документов, необходимые для получения разрешения на пуск газа и ввод в эксплуатацию газовых объектов по договорам, в том числе: проектную документацию (исполнительную документацию); положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию; журналы: надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение); технического надзора со стороны эксплуатационной организации; контроля производства строительных работ; протоколы: проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления, резервуарных установок; проверки сварных соединений и защитных покрытий; строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств; документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов (сертификаты соответствия); технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу); акты о: разбивке и передаче трассы; приемке скрытых работ; приемке специальных работ; приемке внутренней полости газопровода; приемке изоляционного покрытия; приемке установок электрохимической защиты; о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования; разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, технических устройств.
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" по указанию департамента предоставлен доступ директору ООО "СМС" к имеющейся технической и проектной документации на объекты аренды.
В рамках исполнения договоров N 36/21 и N 39/21 арендатором совместно с АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" проведено обследование переданного в аренду оборудования.
В ходе осмотра выявлены технические неисправности, а также несоответствие оборудования, указанного в проекте, паспортам применяемого оборудования, без устранения которых, произвести пуско-наладочные мероприятия невозможно. Перечень замечаний по результатам комиссионного выезда на объект изложен АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в письме в адрес ООО "СМС" от 26.05.2022 исх. N ХБ02-09-07/3742.
Не получив необходимую для ввода в эксплуатацию, получения лицензии и использования объектов аренды техническую и проектную документацию, ООО "СМС" направило 21.06.2022 в адрес департамента уведомление о досрочном расторжении вышепоименованных договоров.
Несогласие арендодателя расторгнуть договоры соглашением сторон послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования о расторжении спорных договоров аренды, суд первой инстанции верно учел положения пункта 2 статьи 450, пункта 2 статьи 452 ГК РФ, согласно которых при предъявлении требований о досрочном расторжении договора истцу необходимо доказать:
- нарушение стороной условий договора, которые являются существенными по смыслу пункта 2 статьи 450 ГК РФ;
- соблюдение истцом досудебного порядка досрочного расторжения договора в соответствии со статьей 452 ГК РФ.
В соответствии с положениями статьи 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
В настоящем случае объектом аренды по договорам является газораспределительная сеть, под которой понимается единый производственно-технологический комплекс, включающий наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий) (абзац 14 пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент).
Данный объект является специфическим оборудованием, для использования которого с единственно возможной целью, указанной в документации об аукционе, - эксплуатация, обслуживание, содержание, обеспечение бесперебойной работы по снабжению сжиженным водородным газом потребителей г. Хабаровска, необходимо соблюдения ряда условий, в том числе: оформление лицензии на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, утверждения тарифов на услуги по транспортировке газа потребителям, ввод в эксплуатацию газораспределительных сетей.
Газораспределительная организация - это специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (абзац 14 статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В разделе 7 договоров установлены условия по аренде газопроводов природного газа и газорегуляторных пунктов (ГРП), содержащие требования к техническому состоянию, объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества.
Так, в соответствии с пунктом 7.2 договоров, арендатор в ходя использования объекта аренды обязан выполнять требования Федерального закона N 69-ФЗ, Федерального закона N 116-ФЗ, а также другие требования промышленной безопасности, установленные указанным Федеральным законом, Техническими регламентами и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
ФАС России в ответе от 21.09.2021 N ВК/79766/21, разъяснено заявителю ООО "СМС", что в случае если у организации имеются в собственности или на иных законных основаниях газораспределительные сети, и данная организация собирается самостоятельно оказывать услуги по транспортировке газа сторонним организациям, то в отношении данной организации должно быть принято решение о введении государственного регулирования и контроля, а также включении в Реестр раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", который формирует и ведет ФАС России.
Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э утвержден порядок рассмотрения документов, предоставляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечень таких документов. Определяющими условиями регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по распределительным сетям ГРО являются: наличие в собственности или на иных законных основаниях (в том числе аренда) газораспределительных сетей; фактическое оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
В свою очередь, в состав документов, представляемых для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий, входят в том числе, копии лицензий на осуществление регулируемого вида деятельности (в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации) (п. 5), документы, подтверждающие фактическое осуществление хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности в условиях естественной монополии (договор об оказании услуг, соглашение о намерениях заключить такой договор и др.) (п. 12) (приложение N 1 к Приказу ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э).
После включения в указанный Реестр, организация представляет в профильное Управление ФАС России обосновывающие и расчетные материалы для установления тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, выполненные в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.
Таким образом, как верно указано судом, исполнение арендатором обязанности, предусмотренной пунктом 7.12 договоров, по утверждению тарифа на реализацию газа потребителям действующим законодательством поставлена в зависимость от получения владельцем сетей лицензии на осуществление регулируемого вида деятельности, как вид деятельности, подлежащий лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", взрывопожароопасные объекты - опасные производственные объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются пожаровзрывоопасные вещества и материалы и для которых обязательна разработка декларации о промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
В отношении эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности лицензирующим органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор (п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661) (далее - Положение).
Исходя из п. п. 1,2 и 4 Положения, получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, П и III классов опасности могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые: (а) имеют взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности; (б) намереваются выполнять на данных объектах определенные виды работ; (в) соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, с приложением копий документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии подпунктом "б" пункта 4 Положения, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности является наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Ввод в эксплуатацию объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ), и оформляется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, порядок выдачи которого установлен в статьей 55 ГрК РФ. Положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, полученное в отношении технических устройств, планируемых к применению на объектах, а также зданий и сооружений на объектах. Документ должен быть внесен в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Указанные технические устройства, а также здания и сооружения, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе промышленной безопасности (абзацы 3, 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "N 116-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах, учитывая специфику переданного в аренду по договорам оборудования, его использования по назначению невозможно без получения арендатором лицензии, что, в свою очередь, невозможно без предоставления определенного законодательством перечня технической документации в отношении объектов газораспределительной сети, с использованием которой планируется осуществление деятельности.
Как верно указано судом, поскольку использование передаваемого в аренду оборудования в соответствии с требованиями действующего законодательства невозможно в отсутствие у пользователя проектной, технической документации в отношении него, вся документация подлежала передаче арендатору при заключении договоров аренды, независимо от закрепления данной обязанности арендодателя в договорах.
При этом, арендатор обоснованно, при наличии в аукционной документации сведений об объектах, о вводе их в эксплуатацию, постановке их на кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности на них, а также условий в договорах об обязанности арендатора соблюдать требования законодательства и обеспечить пуск газа потребителям, осуществив осмотр объектов, рассчитывал на наличие данной документации по каждому объекту, входящему в имущественный комплекс, и на передачу документации ему арендодателем после заключения договоров.
В связи с чем, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о невозможности определения арендатором в момент заключения договоров по результатам аукциона и получения объектов аренды по передаточным актам отсутствие всей необходимой документации на объекты.
Доводы апеллянта относительно наличия только в одном договоре N 39/21 обязанности арендатора обеспечить пуск газа потребителям подлежат отклонению, поскольку объекты аренды по всем договорам составляют единый производственный комплекс, выполнение данной обязанности невозможно без документов по всем элементам газораспределительной сети, переданной в аренду. Передаточные акты сведений о передаче арендатору каких-либо документов из состава проектной, технической документации не содержат, указанный в актах перечень технической документации сторонами не согласовывался и не передавался.
Арендатор письмами от 01.04.2022 исх. N 39/22, 21.04.2022 исх. N 54/22 обращался к арендодателю с целью получения документов, необходимых для исполнения им обязательств по договору и использования арендованного имущества в определенных договорами целях.
Из пояснений ответчика следует, что проектная, разрешительная документация на переданное в аренду имущество находится в МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту", часть документации предоставлена на обозрение истцу.
В тоже время, исчерпывающего перечня имеющейся у арендодателя документации ответчик арендатору по его запросу, либо передачи какой-то части технической документации на объекты аренды арендатору ответчиком,
в материалы дела не представлено. Имеющаяся в материалах дела электронная переписка сторон не может являться таким доказательством, поскольку не содержит перечень предоставленных истцу документов.
Кроме того, при обследовании оборудования представителем АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" установлено, что технические паспорта применяемого на объектах оборудования не соответствуют оборудованию, указанному в проекте, что также делает невозможным производство пуско-наладочных мероприятий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что отсутствие проектной, разрешительной иной технической документации на переданные в аренду по договорам объекты технологического имущественного комплекса - газораспределительную сеть, исключает возможность их использования арендатором по назначению, указанному в договорах, и в силу статьи 620 ГК РФ является основанием для расторжения договоров аренды по инициативе арендатора.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СМС" неоднократно обращалось в департамент с просьбой предоставить документы на арендованное оборудование, направлял запросы об их предоставлении (21.04.2022 исх. N 54/22), уведомил арендодателя о расторжении договора (исх. N 145/22 от 21.06.2022), что свидетельствует о соблюдении порядка расторжения договора, предусмотренного статьей 452 ГК РФ. Однако, действия со стороны ответчика по исполнению обязательств по договору, как и по оформлению соглашения о расторжении договоров, не последовали.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается, что заявленные требования ООО "СМС" о расторжении договоров аренды муниципального имущества от 28.07.2021 N N 36/21, 37/21, 38/21, 39/21 удовлетворены обоснованно.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного решения по безусловным основаниям.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2023 по делу N А73-17766/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17766/2022
Истец: ООО "Сервисмонтажстрой
Ответчик: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска