г. Самара |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А65-5343/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Бессмертной О.А., Поповой Г.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 мая 2023 года в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Широкалова Ефима Евгеньевича на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2023 года, вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "БКС Казань", г. Казань (ИНН 1624445242, ОГРН 1121690016733), в размере 57 419 087 руб. 37 коп., из них основной долг - 38 251 948 руб., пени - 14 072 006 руб. 37 коп., штраф - 5 095 133 руб. (вх.51333),
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Татарстан 04.03.2022 поступило заявление Индивидуального предпринимателя Широкалова Ефима Евгеньевича о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью "БКС Казань", г. Казань (ИНН 1624445242, ОГРН 1121690016733).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2022 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2022 (резолютивная часть определения оглашена 31 марта 2022 года) заявление общества с ограниченной ответственностью "БКС Казань" признанно обоснованным, в отношении него введена процедура банкротства наблюдение сроком на два месяца до 31 мая 2022 г.
Временным управляющим общества с ограниченной ответственностью "БКС Казань" утвержден Мингазов Джалиль Рафхатович, ИНН 165605816443, являющийся членом Саморегулируемой организации Союз "Арбитражных управляющих "Правосознание".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2022 общество с ограниченной ответственностью "БКС Казань" признано несостоятельным (банкротом), открыто в отношении него конкурсное производство.
Конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "БКС Казань" утвержден Мингазов Джалиль Рафхатович, ИНН 165605816443, являющийся членом Саморегулируемой организации Союз "Арбитражных управляющих "Правосознание".
В Арбитражный суд Республики Татарстан 21.11.2022 поступило требование Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 57 419 087 руб. 37 коп., из них основной долг - 38 251 948 руб., пени - 14 072 006 руб. 37 коп., штраф - 5 095 133 руб. (вх.51333).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2023 требование Федеральной налоговой службы включено в реестр требований кредиторов в состав третьей очереди в размере 57 419 087 руб. 37 коп., из них основной долг - 38 251 948 руб., пени - 14 072 006 руб. 37 коп., штраф - 5 095 133 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Широкалов Е.Е. обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 142, пунктов 1,3 статьи 100 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
На требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника возражений не поступало.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Исходя из представленных материалов дела, по состоянию на дату принятия Арбитражным судом Республики Татарстан заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), общество с ограниченной ответственностью "БКС Казань" имело задолженность по обязательным платежам перед налоговым органом в сумме 57 419 087,37 руб., из них: недоимка - 38 251 948 рублей, пени - 14 072 006,37 рублей, штраф - 5 095 133 рубля.
Указанная задолженность образовалась по результатам проведения налоговой проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 30/08 от 31 октября 2022 г. Межрайонной ФНС России N 6 по Республике Татарстан.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 20 декабря 2016 г., требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, отраженных в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки.
Согласно материалам дела, должником была допущена неполная уплата сумм налога на добавленную стоимость в бюджет в 1,2, 3 кварталах 2017 г., 1,2 кварталах 2018 г., 1,2,3,4 квартал 2019 г. в общей сумме 19 025 700 рублей, в том числе:
- 1 квартал 2017 г. в сумме 325 567 рублей;
- 2 квартал 2017 г. в сумме 811 969 рублей;
- 3 квартал 2017 г. в сумме 2 245 609 рублей;
- 1 квартал 2018 г. в сумме 633 051 рубль;
- 2 квартал 2018 г. в сумме 1 144 037 рублей;
- 1 квартал 2019 г. в сумме 900 000 рублей;
- 2 квартал 2019 г. в сумме 3 147 627 рублей;
- 3 квартал 2019 г. в сумме 9 160 340 рублей;
- 4 квартал 2019 г. в сумме 657 500 рублей, чем было допущено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в виде взыскания штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога).
Однако, как указано уполномоченным органом, должник не может быть привлечен за совершение налогового правонарушения за 2018-2018 гг. и 1-2 кварталы 2019 г., в связи с тем, что согласно статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации, со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.
За несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в соответствии со статьями 57,75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 7 831 561, 30 руб.
Также должником в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации в результате умышленного неправомерного завышения расходов, учитываемых для целей налогообложения, умышленно занизило налоговую базу для исчисления налога на прибыль:
- в 2017 году в сумме 17 848 365 рублей (11 619 909,77 рублей + 3 267 970,85 рублей + 861 822,03 рубля + 2 098 661,86 рубль), что привело к неполной уплате налога на прибыль за 2018 год в общей сумме 3 569 673 рубля (17 848 365 рублей *20%), чем совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в виде взыскания штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога);
- в 2018 году в сумме 10 819 593 рубля (6 355 762, 71 рубля + 3 516 949,15 рублей + 946 881,36 рубль), что привело к неполной уплате налога за 2018 год в общей сумме 2 163 919 рублей (10 819 593 рубля * 20%), чем совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в виде взыскания штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога);
- в 2019 году в сумме 67 463 275 рублей (22 834 407,97 рублей + 13 610 915 рублей + 22 967 293,84 рубля + 2 631 578,94 рублей + 2 131 578,95 рублей + 3 287 500 рублей), что привело к неполной уплате налога на прибыль за 2019 год в общей сумме 13 492 655 рублей (67 463 275 рублей * 20 %), чем совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в виде взыскания штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога).
Однако, принимая во внимание положения пункта 4 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая, что в данном случае по нарушению за 2017 год истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, должник не привлекается к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, связанное с неполной уплатой налога на прибыль за 2017 год.
За несвоевременную уплату налога на прибыль организаций за 2017-2019 гг. в соответствии со статьями 57,75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 936 067, 02 рублей зачисляемый в федеральный бюджет, и зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 5 304 378, 05 рублей.
Решением N 30/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 31 октября 2022 г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан на основании статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "БКС Казань" привлечено к налоговой ответственности, а также начислены пени по состоянию на 31 октября 2022 г. в размере недоимки - 38 251 948 рублей, пени - 14 072 006,37 рублей, штрафа - 5 095 133 рубля.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 18 января 2023 г. N 2.7-18/001146@ апелляционная жалоба ООО "БКС Казань" на решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 31 октября 2022 г. N 30/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу (пункт 12 Обзора Президиума Верховного суда РФ 20 декабря 2016 г.).
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 НК РФ).
Если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (пункт 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются в числе других организации независимо от организационно-правовой формы, в которой они созданы.
При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В материалах дела отсутствуют доказательства правомерного завышения налоговых вычетов, следовательно, должником умышленно допущена неполная уплата налога на добавленную стоимость за 2017, 2018, 2019 гг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Исходя из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о правомерном завышении расходов, учитываемых для целей налогообложения, обоснованного занижения налоговой базы для исчисления налога на прибыль в 2017, 2018, 2019 гг.
Надлежащих доказательств, опровергающих доводы уполномоченного органа об умышленном допущении неполной оплаты налога на добавленную стоимость, о занижении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, конкурсным управляющим не представлено.
Заявителем апелляционной жалобы указано, что имеют места допущения уполномоченным органов нарушений сроков проведения мероприятий налогового контроля дополнительной проверки.
Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации срок рассмотрения дополнений на акт налоговой проверки должен был состояться до 24 августа 2022 г., а фактически решение уполномоченного органа вынесено 31 октября 2022 г. Законодательством не допускается отложение рассмотрения дополнительных материалов налоговой проверки, однако Межрайонная ИФНС N 6 по Республике Татарстан вызывает на рассмотрение материалов налоговой проверки на 29 августа 2022 г., после чего 31 октября 2022 г. с нарушением срока в более чем два месяца налоговый орган выносит решение о привлечении к ответственности N 30/08 от 31 октября 2022 г. в отношении должника.
Поскольку уполномоченным органом допущены нарушения сроков совершения соответствующий действий, заявитель апелляционной жалобы считает, что требование уполномоченного органа подлежит удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (абзац 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Данное правило не применяется в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок (абзац 3 пункта 4 статьи 142 закона о банкротстве).
В пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, сформирована правовая позиция, согласно которой понижение очередности удовлетворения требований кредитора применяется, если возможность предъявления требования в 2-месячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Налогового Российской Федерации следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается.
При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно статье 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" (далее - Постановление N 57) указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 6 ст. 89, пп. 1 и 5 ст. 100, пп. 1, 6, 9 ст. 101, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Порядок оформления результатов налоговых проверок установлен статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено указанным пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6.1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.
В силу пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Как усматривается из материалов дела, 12 июля 2022 г. в адрес должника направлено Дополнение к акту налоговой проверки N 16/08 от 05 июля 2022 г., информация на электронном носителе DVD RW, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (РПО N 42008769020617).
12 августа 2022 г. в адрес конкурсного управляющего должника направлен идентичный пакет документов (РПО N 42008769047867).
12 августа 2022 г. в адрес должника Извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 154/08 направлено уведомление о рассмотрении материалов налоговой проверки 29 августа 2022 г. в 11 час. 00 мин.
Извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 168/08 от 29 августа 2022 г. должник извещен о времени рассмотрения материалов налоговой проверки 09 сентября 2022 г. в 11 час. 00 мин. по месту нахождения должника.
Решением N 87/08 от 29 августа 2022 г. отложено рассмотрение материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения на 09 сентября 2022 г. на 11 час. 00 мин.
Извещением от 09 сентября 2022 г., направленным по адресу места нахождения должника, время рассмотрения материалов налоговой проверки установлено 22 сентября 2022 г. 11 час. 00 мин.
Решением N 100/08 от 09 сентября 2022 г. отложено рассмотрение материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения на 22 сентября 2022 г. на 11 час. 00 мин.
Извещением от 22 сентября 2022 г., направленным по адресу места нахождения должника, время рассмотрения материалов налоговой проверки установлено 05 октября 2022 г. 11 час. 00 мин.
Решением N 111/08 от 22 сентября 2022 г. отложено рассмотрение материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения на 05 октября 2022 г. на 11 час. 00 мин.
Извещением от 05 октября 2022 г., направленным по адресу места нахождения должника, время рассмотрения материалов налоговой проверки установлено 18 октября 2022 г. 11 час. 00 мин.
Решением N 120/08 от 05 октября 2022 г. отложено рассмотрение материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения на 18 октября 2022 г. на 11 час. 00 мин.
Извещением от 18 октября 2022 г., направленным по адресу места нахождения должника, время рассмотрения материалов налоговой проверки установлено 31 октября 2022 г. 11 час. 00 мин.
Решением N 129/08 от 18 октября 2022 г. отложено рассмотрение материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения на 31 октября 2022 г. на 11 час. 00 мин.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О разъяснено, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).
Следовательно, на момент выставления требования об уплате налога (пени, штрафа), как меры принуждения, должна существовать сама возможность применения принуждения, в том числе не может быть утрачена возможность взыскания истребуемой задолженности.
На основании правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием для признания требования недействительным.
Корреспондирующая позиция содержится в пункте 31 постановления N 57: доводы о несоблюдении налоговым органом сроков при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.
При этом, как вытекает из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11254/12, от 29.11.2011 N 7551/11, от 21.06.2011 N 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенном до арбитражных судов информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 изложены следующие правовые позиции: превышение налоговым органом срока производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, при этом возможность взыскания ограничена пределами двух лет, а в случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 постановления Пленума N 57.
Применительно к указанным разъяснениям, если на момент выставления требования об уплате недоимки по налогам, пеней и штрафов, не утрачена возможность взыскания соответствующей задолженности (с учетом сроков, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации), то требование не может быть признано незаконным по основанию нарушения порядка его направления (пропуск сроков направления, нарушение процедуры направления и т.п.). По данному основанию могут быть признаны незаконными последующие принудительные процедуры и ненормативные правовые акты налогового органа, но не само требование.
Следует также отметить, что довод о нарушении уполномоченным органом сроков проведения выездной налоговой проверки ни должником, ни конкурсным управляющим должника при подаче апелляционной жалобы на Решение Межрайонной ИФНС N 6 по Республике Татарстан не был заявлен.
Боле того, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Как установлено выше, на решение Межрайонной ИФНС N 6 по Республике Татарстан подана апелляционная жалоба и лишь после ее рассмотрения и вынесения решения УФНС России по Республике Татарстан от 18.01.2023 г. оно вступило в законную силу, поэтому отсутствуют основания полагать что двухмесячный срок налоговым органом пропущен.
При таких обстоятельствах, Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2023 года по делу А65-5343/2022 необходимо оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2023 года по делу А65-5343/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
О.А. Бессмертная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5343/2022
Должник: ООО "БКС Казань", г. Казань
Кредитор: ИП Широкалов Ефим Евгеньевич, г. Казань
Третье лицо: в/у Мингазов Джалиль Рафхатович, к/у Мингазов Джалиль Рафхатович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Союз "Правосознание", Управление Росреестра по РТ, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной налоговой службы по РТ, Управление Федеральной службы судебных приставов по РТ
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2025 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1534/2025
02.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6137/2023
11.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5242/2023
25.05.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5343/2022