г. Тула |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А68-12849/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акуловой О.Д., при участии заявителя - индивидуального предпринимателя Литвиновой Людмилы Ивановны (ИНН 712610697198, ОГРН 315715400045187) (паспорт), в отсутствие представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Заокского района Тульской области (ИНН 7126013032, ОГРН 1037102720665), извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Литвиновой Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2023 по делу N А68-12849/2022 (судья Рыжикова Н.А),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Литвинова Людмила Ивановна (далее - предприниматель, ИП Литвинова Л.И.) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования Заокского района Тульской области (далее - администрация) о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 07.09.2022.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции ссылается на статью 65 Водного кодекса Российской Федерации. Считает, что в предостережении не указаны конкретные нарушения обязательных требований, равно как и конкретные действия, которые необходимо совершить для устранения нарушений. Обращает внимание, что вид деятельности, предусмотренный на данном земельном участке - "сенокошение", исключает возможность его использования по назначению в осенне-зимний период, т. е. в тот момент, когда проводился его осмотр (07.09.2022).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между администрацией (арендодатель) и предпринимателем 23.11.2021 заключен договор аренды земельного участка N 68/21/Т, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 площадью 2100 кв. м, (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сенокошение), расположенный по адресу: Тульская область, Заокский район, муниципальное образование Страховское, п. Ланьшинский, вблизи земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:383.
Согласно пункту 2.1 договора настоящий договор заключен на срок 2 года 10 месяцев.
В соответствии с пунктом 5.1.1 арендатор обязан использовать участок в соответствии с разрешенным использованием, установленным пунктом 1.1 договора, приступить к его освоению с момента государственной регистрации договора. Не допускается изменение разрешенного использования участка.
Арендатор обязан за свой счет содержать участок и прилегающую территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, в том числе осуществлять уборку мусора, расчистку от снега и льда (пункт 5.1.2 договора).
В адрес главы администрации поступила служебная записка от 23.05.2022 с просьбой дать поручение соответствующему структурному подразделению произвести осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения не позднее 01.07.2022 с составлением акта осмотра.
На основании задания администрации на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 12.08.2022 N 126 проведено выездное обследование на земельном участке, расположенном по адресу: Тульская область, Заокский район, муниципальное образование Страховское, п. Ланьшинский, вблизи земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:383.
В ходе контрольного мероприятия комитетом по земельно-имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район составлен акт осмотра земельного участка, в котором зафиксировано слендующее: земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 не огорожен; на территории земельного участка произрастает сорная растительность, кустарники, низкорослые деревья; отсутствуют признаки использования территории по назначению.
По результатам контрольного мероприятия предпринимателю выдано предостережение от 07.09.2022 N 106 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предпринимателю предложено привести земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 в пригодное для использования состояние, провести комплекс агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по введению земельного участка в сельскохозяйственное производство, не допускать пожароопасной обстановки в весенне-летний период; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
ИП Литвинова Л.И. 12.09.2022 направила в адрес администрации возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства, указав в них, что земельный участок сформирован администрацией и предоставлен в аренду по договору аренды земельного участка от 23.11.2021 N 68/21/Т; земельный участок расположен у реки Ока и в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещено ставить ограждения, распахивать земли; в соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации вырубка деревьев запрещена. Также сообщила, что земельный участок используется по целевому назначению: производится сенокошение.
Письмом от 21.09.2022 N 18-01-16/5565 администрация сообщила предпринимателю о рассмотрении возражений и отказе в их удовлетоврении.
Не согласившись с предостережением от 07.09.2022 N 106, ИП Литвинова Л.И. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разъяснено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2022 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482) признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению является: наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель.
При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка: работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных - на земельном участке, предназначенном для животноводства.
Постановлением N 1482 установлено, что к многолетним сорным растениям относятся:
Корневищевые - пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый (острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), сныть обыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная, тростник южный.
Корнеотпрысковые - осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки - татарский и компасный.
Стержнекорневые - одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная.
Как установлено судом первой инстанции на основе материалов дела, между администрацией (арендодатель) и предпринимателем 23.11.2021 заключен договор аренды земельного участка N 68/21/Т, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 площадью 2100 кв. м (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сенокошение), расположенный по адресу: Тульская область, Заокский район, муниципальное образование Страховское, п. Ланьшинский, вблизи земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:383.
В силу пункта 5.1.1 арендатор обязан использовать участок в соответствии с разрешенным использованием, установленным пунктом 1.1 договора, приступить к его освоению с момента государственного регистрации договора. Не допускается изменение разрешенного использования участка.
На основании служебной записки заместителя главы администрации от 23.05.2022 о проведении осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных в аренду администрацией, 07.09.2022 было проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом по использованию земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:3979, оборот которого регулируется Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", обязывающим собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В ходе проведения выездного обследования администрацией не установлено признаков осуществления деятельности по использованию земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:3979 в соответствии с установленным видом разрешенного использования, участок для сенокошения не используется.
В соответствии с Законом N 248-ФЗ и Программой от 10.12.2021 N 1595 профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, осуществляемой органом муниципального контроля администрацией муниципального образования Заокский район на 2022 год, в целях недопущения и пресечения нарушений обязательных требований законодательства, предупреждения нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере на территории муниципального образования Заокский район, по результатам выявленных признаков нарушения собственнику (арендатору) земельного участка выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам контрольного мероприятия предпринимателю выдано предостережение от 07.09.2022 N 106 о недопустимости нарушения обязательных требований, которым предпринимателю предложено привести земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 в пригодное для использования состояние, провести комплекс агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по введению земельного участка в сельскохозяйственное производство, не допускать пожароопасной обстановки в весенне-летний период; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований носит рекомендательный характер и является профилактическим мероприятием.
Мнение предпринимателя о том, что выездное обследование по использованию земельного участка с кадастровым номером 71:09:010201:3979 было проведено 07.09.2022 без участия с контролируемым лицом, что нарушает пункт 2 статьи 76 Закона N 248-ФЗ, согласно которому осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи, по праву отклонено судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.2.1 договора аренды от 23.11.2021 арендодатель вправе осуществлять контроль за использованием участка.
Согласно статье 75 Закона N 248-ФЗ под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (пункт 4 статьи 75 Закона N 248-ФЗ).
Указание предпринимателя на то, что предостережение не соответствует форме предостережения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Заокский район от 13.01.2021 N 13 "Об утверждении форм: предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства, возражения на такое предостережение, уведомления об исполнении такого предостережения", так как в нем отсутствует электронная почта и сайт администрации, обоснованно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку оспариваемое предостережение оформлено администрацией в соответствии с приложением 15 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Отклоняя довод предпринимателя о том, что в предостережении не указаны конкретные нарушения обязательных требований, равно как и то, что необходимо совершить для устранения нарушений, заявленный и в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На момент осмотра (07.09.2022) администрацией участка выявлено, что он на 100 % зарос многолетней сорной растительностью: крапивой, полынью, пижмой, подорожником, и др. травой, а также на 40 % зарос порослью деревьев, кленами ясенелистными и кустарниками семейства ивовых.
На территории участка признаки обработки почвы отсутствуют: не произведены работы по защите от сорных растений, не засеяна многолетняя кормовая трава, признаки сенокошения на участке отсутствуют.
В связи с этим администрация пришла к выводу, что участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 не используется по целевому назначению в соответствии с установленным видом разрешенного использования, выдав арендатору участка ИП Литвиновой Л.И. предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Причем в выданном предостережении описан вид и состояние участка на момент осмотра и рекомендовано привести земельный участок с кадастровым номером 71:09:010201:3979 в пригодное для использования состояние, не допускать пожароопасной обстановки в весенне-летний период, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а именно, если вид использования земельного участка "для сенокошения, включающее в себя кошение трав, сбор и заготовку сена", то участок должен быть окошен.
При этом в предписании не указано, что арендатору рекомендовано ставить ограждение на участке, проводить распашку земель, вырубать деревья.
Таким образом, как верно посчитал суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявления, оспариваемое предостережение является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона ввиду наличия в деятельности хозяйствующего субъекта признаков нарушений обязательных требований, установленных в ходе мероприятий по контролю, в частности, обязательных требований пожарной безопасности, а, значит, не может нарушать прав и законных интересов лица, его получившего (ИП Литвиновой Л.И.).
Довод апелляционной жалобы о том, что вид деятельности, предусмотренный на данном земельном участке - "сенокошение", исключает возможность его использования по назначению в осенне-зимний период, т. е. в то время, когда проводился его осмотр, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Протоколом осмотра земельного участка от 07.09.2022 N 126 (л. д. 24) установлено и подтверждено фототаблицей (л. д. 25 - 28), что признаки осуществления деятельности по использованию данного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования отсутствуют, что свидетельствует о том, что сенокошение на спорном участке не производилось и в летний период. Обратного предпринимателем не доказано.
Что касается ссылки предпринимателя на статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, то положения данной нормы не препятствуют предпринимателю осуществлять тот вид деятельности, для осуществления которой заключен договор аренды N 68/21/Т, а, значит, в случае ее неосуществления выдавать предостережение.
С учетом сказанного следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2023 по делу N А68-12849/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12849/2022
Истец: Литвинова Людмила Ивановна
Ответчик: Администрация МО Заокский район