г. Хабаровск |
|
11 мая 2023 г. |
А04-8261/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск"
на решение от 13.02.2023
по делу N А04-8261/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску товарищества собственников жилья "Аврора" (ОГРН 1132804000537, ИНН 2804016251)
к муниципальному образованию город Белогорск в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск" (ОГРН 1082804000498, ИНН 2804013532)
о взыскании 8 572 руб. 24 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья Аврора
(далее - истец, ТСЖ
Аврора
) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск
(далее - ответчик, МКУ
Управление ЖКХ г. Белогорск
) о взыскании 8 572 руб. 24 коп. задолженности по содержанию жилых помещений - взносам на капитальный ремонт за период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в отношении муниципальных жилых помещений, расположенных по адресу: г. Белогорск, ул. Первомайская, д. 34: кв. 3 ком.2,3 общей S= 44,3 м
, кв.3 ком.4 общей S =29.7 м
, кв. 6 ком.1 общей S =37.8 м
, кв.6 ком.2 общей S =20.0 м
, кв. 6 ком.3 общей S =34.3 м
, кв.1 ком.2 общей S =21.4 м
, кв. 9 ком.2 общей S =17,0 м
, кв.14 ком 1,2 общей S =71,7 м
, кв.15 ком.4 общей S =18,6 м
, кв.1 ком.4 общей S =22,0 м
, кв.16 ком.4 общей S =32,3 м
, кв.19 ком.1 общей S =23.3 м
, (пом. 1.2,3,4) общей S =46,0 м
, кв.2 ком.2 общей S =23,4-м
, кв.2 ком.3 общей S =23,2 м
, кв. 2 ком.4 общей S =22,6 м
, кв.3 ком.1 общей S =28,8-м
.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.02.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), апеллянт указывает, что является ненадлежащим ответчиком по требованиям о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, поскольку в соответствии с действующим законодательством не является собственником помещений в многоквартирном доме.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 20.02.2023 N 1-8-529.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 02.05.2023, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Истец отзыв в материалы дела не представил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ТСЖ "Аврора" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Белогорск, ул. Первомайская, д. 34, на основании решения общего собрания собственников помещения указанного дома, оформленного протоколом от 21.09.2013 N 1.
Муниципальному образованию город Белогорск принадлежат на праве собственности жилые помещения, расположенные по адресу: г. Белогорск, ул. Первомайская, д. 34: кв. 3 ком.2,3 общей S= 44,3 м, кв.3 ком.4 общей S =29.7 м
, кв. 6 ком.1 общей S =37.8 м
, кв.6 ком.2 общей S =20.0 м
, кв. 6 ком.3 общей S =34.3 м
, кв.1 ком.2 общей S =21.4 м
, кв. 9 ком.2 общей S =17,0 м
, кв.14 ком 1,2 общей S =71,7 м
, кв.15 ком.4 общей S =18,6 м
, кв.1 ком.4 общей S =22,0 м
, кв.16 ком.4 общей S =32,3 м
, кв.19 ком.1 общей S =23.3 м
, (пом. 1.2,3,4) общей S =46,0 м
, кв.2 ком.2 общей S =23,4-м
, кв.2 ком.3 общей S =23,2 м
, кв. 2 ком.4 общей S =22,6 м
, кв.3 ком.1 общей S =28,8-м
, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Реестра муниципальной собственности г. Белогорск,
Постановлением администрации г. Белогорска Амурской области N 1136 от 01.07.2015 предписано определить перечень объектов, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение муниципального образования города Белогорск, и являющихся многоквартирными домами согласно приложению. В числе таких объектов указан многоквартирный жилой дом по адресу: г. Белогорск, ул. Первомайская, д. 34.
03.07.2019 в Благовещенском отделении Дальневосточного банка ПАО "Сбербанк России" открыт счет для формирования фонда капитального ремонта МКД.
Для оплаты услуг истец выставил счёт N 2 от 28.01.2022 на общую сумму 8 572 руб. 24 коп., а также акт N 2 от 28.01.2022 на данную сумму.
Размер взноса на капитальный ремонт в спорный период установлен Законом Амурской области от 29.10.2019 N 422-ОЗ "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, на 2020 год" и составляет 8,3 руб. в месяц на 1 квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения.
Из материалов дела следует, что ответчик обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт МКД не исполнял, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 8 572 руб. 24 коп. за период с 01.11.2020 по 31.12.2020, согласно уточненному расчету.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 28.01.2022 N 6 с требованием об оплате задолженности, в ответ на которую ответчик в письме от 28.02.2022 N 1-8-837 сообщил о невозможности оплатить услуги в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований.
06.04.2022 Арбитражным судом Амурской области выдан судебный приказ по делу N А04-2131/2022 на взыскание с ответчика задолженности по жилищным услугам (взносы на капитальный ремонт) в отношении жилых помещений - квартира 3 комната 2,3, квартира 3 комната 4, квартира 6 комната 1, квартира 6 комната 2, квартира 6 комната 3, квартира 1 комната 2, квартира 9 комната 2, квартира 14 комната 1,2, квартира 15 комната 4, квартира 1 комната 4, квартира 16 комната 4, квартира 19 комната 1, квартира 148 (помещения 1,2,3,4), квартира 2 комната 2, квартира 2 комната 3, квартира 2 комната 4, квартира 3 комната 1, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Первомайская, д. 34 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 8 572 руб. 24 коп.
Впоследствии определением суда от 25.04.2022 указанный судебный приказ отменен.
Неисполнение ответчиком претензии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил уточненные исковые требования в полном объеме, что послужило ответчику основанием для подачи апелляционной жалобы в суд.
, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
На основании пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчику в спорный период жилые помещения по адресу: г. Белогорск, ул. Первомайская, 34 (комнаты N 2, 3, 4 кв. 3; N 1, 2, 3 кв. 6; N 2, 4 кв. 1; N 2 кв. 9; N 1, 2 кв. 14; N 4 кв. 15, N 4 кв. 16; N 1 кв. 19, N 2, 3, 4 кв. 2) являлись собственностью муниципального образования.
Истец в период с с ноября по декабрь 2020 года оказывал услуги по содержанию общего имущества указанного МКД, неуплаченная задолженность по которым составила 8 572 руб. 24 коп.
При этом, ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательства по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Факт, объем, стоимость оказанных услуг ответчиком не оспорены.
Расчет задолженности ответчиком также не оспорен, контррасчет не представлен.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании задолженности в заявленном размере.
Довод ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по спору подлежит отклонению за необоснованностью
Исходя из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, в ситуации, когда имущество публично-правового образования закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо.
Если же публичное имущество не распределено и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого имущества должно осуществляться не за счет соответствующего публично-правового образования, а производиться непосредственно с того публичного органа, которому переданы полномочия по управлению имуществом.
Указанный орган, являющийся надлежащим ответчиком по иску, устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск от 24.07.2008 N 57/2021, утвержденным решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 09.12.2011 N 49/343, установлено, что задачами МКУ "Управление ЖКХ администрации г. Белогорск" является, в том числе управление и содержание муниципального жилищного фонда, обеспечение в соответствии с законодательством жилыми помещения граждан.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорска" одной из целей деятельности данного учреждения является управление и содержание муниципального жилищного фонда, обеспечение в соответствии с законодательством жилыми помещениями граждан. В силу пункта 3.1 Положения учреждение для выполнения возложенных на него функций по содержанию муниципального имущества вправе в пределах своей компетенции заключать договоры и соглашения с организациями и гражданами.
С целью реализации своих целей на МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" наделен функциями получателя и главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с бюджетным законодательством и классификацией расходов бюджета г. Белогорск (пункт 3.1.17 Положения).
Согласно пункту 3.1.16 Положения, МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" заключает договора найма муниципальных жилых помещений, осуществляет иные полномочия в жилищной сфере, за исключением полномочий, отнесенных Уставом города к полномочиям иных органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1.26 Положения, МКУ "УЖКХ Администрации г. Белогорск" осуществляет функции наймодателя по договорам социального и коммерческого найма муниципального жилищного фонда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управление в рассматриваемом случае является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении муниципального имущества, вследствие чего несет бремя его содержания. Соответственно, является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. На основании изложенного, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, решение Арбитражного суда Амурской области от 13.02.2023 является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель (ответчик) освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13.02.2023 по делу N А04-8261/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8261/2022
Истец: ТСЖ "Аврора"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-комунального хозяйства администрации города Белогорск"