г. Тула |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А68-11021/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мосиной Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Доклэнд" (г. Москва, ОГРН 1097154020810, ИНН 7104509317) - Капкова С.В. (доверенность от 03.03.2022), от заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1177154000132, ИНН 7106058814) - Кезика Н.А. (доверенность от 07.12.2022 N 165), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.02.2023 по делу N А68-11021/2022 (судья Рыжикова Н. А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доклэнд" (далее - ООО "Доклэнд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:14:030401:265, 71:14:030401:266 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением министерства от 30.11.2021 N 2795 (далее - Перечень на 2022 год); обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.02.2023 заявленные требования удовлетворены, бездействие министерства, выраженное в невключении нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 в Перечень на 2022 год, признано незаконным; на министерство возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 в Перечень на 2022 год, направления измененного Перечня на 2022 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области и размещения их на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что на момент формирования министерством Перечня на 2022 год техническая документация, позволяющая внести спорные объекты в Перечень, отсутствовала. Считает, что, поскольку распоряжение министерства N 2795 составлено и подписано 30.11.2021, а спорные объекты недвижимости переданы в аренду после формирования Перечня (акты приема-передачи имущества по договорам аренды нежилых помещений подписаны ООО "Доклэнд" с ИП Черновой Н.В. 15.03.2022, с ООО "Би Джи" - 08.12.2021), то указанные объекты недвижимости, как вновь выявленные, подлежат включению в Перечень на 2023 год.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ООО "Доклэнд" на праве собственности принадлежат два нежилых помещения с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266, с указанием назначения: "нежилое помещение", расположенные по адресу: Тульская область, Ленинский район, деревня Нижнее Елькино, дом 77, корпус 2.
В помещении с кадастровым номером 71:14:030401:265 в 2022 году офисные площади составляют 6%, торговые площади составляют 20,4% от общей площади помещения, всего офисные и торговые площади составляют 26,4% от общей площади помещения.
В помещении с кадастровым номером 71:14:030401:266 в 2022 году офисные площади составляют 8%, торговые площади составляют 17% от общей площади помещения, всего офисные и торговые площади составляют 25% от общей площади помещения.
Министерством 30.11.2021 издано распоряжение N 2795 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Данное распоряжение опубликовано на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и согласно пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
В адрес министерства 04.08.2022 поступило обращение ООО "Доклэнд" о включении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 71:14:030401:265, 71:14:030401:266, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, деревня Нижнее Елькино, дом 77, корпус 2 (данные объекты переданы арендаторам в целях эксплуатации по основным (торгово-выставочным) и вспомогательным (офисно-бытовым) видам деятельности, которые соответствуют критериям Налогового кодекса Российской Федерации) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением министерства от 30.11.2021 N 2795.
Согласно протоколу N 10 заседания межведомственной комиссии по формированию перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества от 20.09.2022, по обращению ООО "Доклэнд" принято решение против включения в Перечень объектов недвижимого имущества указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2022 год объектов с кадастровыми номерами 71:14:030401:265, 71:14:030401:266.
Полагая незаконным бездействие министерства, выразившееся в невключении нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 в Перечень на 2022 год, ссылаясь на нарушение указанным бездействием прав и законных интересов общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) недвижимое имущество признается объектом налогообложения.
Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 382 НК РФ определен порядок исчисления налога, согласно которому сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 НК РФ; за вычетом сумм авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации и в отношении имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Законом Тульской области от 24.11.2003 N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Тульской области от 29.05.2014 N 2121-ЗТО) на территории Тульской области с 01.01.2015 введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) (статья 1-1, 2 Закона N 414-ЗТО).
Органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, направлению Перечня в электронной форме в налоговые органы Тульской области, размещению Перечня на официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно подпункту 66 пункта 5, подпункта 12 пункта 6, подпункта 4 пункта 8 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 N 452, является министерство. Министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, который издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения в установленной сфере деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Доклэнд" на праве собственности принадлежат два нежилых помещения с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266, с указанием назначения: "нежилое помещение", расположенные по адресу: Тульская область, Ленинский район, деревня Нижнее Елькино, дом 77, корпус 2.
В помещении с кадастровым номером 71:14:030401:265 в 2022 году офисные площади составляют 6%, торговые площади составляют 20,4% от общей площади помещения, что подтверждается техническим планом от 11.08.2022 и договорами аренды; всего офисные и торговые площади составляют 26,4% от общей площади помещения.
В помещении с кадастровым номером 71:14:030401:266 в 2022 году офисные площади составляют 8%, торговые площади составляют 17% от общей площади помещения, что подтверждается техническим планом от 11.08.2022 и договором аренды; всего офисные и торговые площади составляют 25% от общей площади помещения.
В адрес министерства 04.08.2022 поступило обращение ООО "Доклэнд" о включении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 71:14:030401:265, 71:14:030401:266, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, деревня Нижнее Елькино, дом 77, корпус 2 (данные объекты переданы арендаторам в целях эксплуатации по основным (торгово-выставочным) и вспомогательным (офисно-бытовым) видам деятельности, которые соответствуют критериям НК РФ) в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденный распоряжением министерства от 30.11.2021 N 2795.
ООО "Доклэнд" в приложении к своему обращению представило в министерство копии технических планов от 11.08.2022, подготовленных кадастровым инженером Сусловой С.А., из которых следует, что объект недвижимости с кадастровым номером 71:14:030401:265 представляет собой нежилое помещение, общей площадью 10583,7 кв.м, из которой торговая площадь составляет 2167 кв. м (20,4%), офисная площадь 624 кв.м (6%) и складская площадь 7792,7 кв.м (73,6%). Объект недвижимости с кадастровым номером 71:14:030401:266 представляет собой нежилое помещение, общей площадью 10882 кв.м, из которой торговая площади составляет 1764 кв.м (17%), офисная площадь 920 кв.м (8%) и складская площадь 8198 кв.м (75%).
Министерство указало, что, поскольку техническая документация на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 составлена 11.08.2022, то указанные объекты недвижимости, как вновь выявленные, подлежат включению в Перечень на 2023 год.
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 в Перечень на 2022 год не включены, из чего следует, что налогоплательщик в 2022 году должен исчислять налог по среднегодовой стоимости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы фактическое использование спорных помещений с 2021 года и в течение 2022 года помимо технических планов также подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды и актами приема-передачи.
Так, в материалы дела (приложения к исковому заявлению - размещены в порядке абзаца третьего пункта 2.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru) в режиме ограниченного доступа) представлен договор аренды от 01.04.2021, заключенный между ООО "Доклэнд" (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Черновой Наталией Владимировной (арендатор) (далее - предприниматель), по которому арендодатель обязался передать арендатору во временное владение и пользование, в том числе часть нежилого помещения с кадастровым номером 71:14:030401:265. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 15.03.2022 (пункт 2.1 договора). По акту приема-передачи от 01.04.2021 (приложение N 1 к договору аренды от 01.04.2021) арендодатель передал, а арендатор принял часть нежилого помещения с кадастровым номером 71:14:030401:265, общей площадью 4116,4 кв.м.
Впоследствии между ООО "Доклэнд" и предпринимателем 15.03.2022 заключен новый договор аренды о передаче во временное владение и пользование указанного имущества. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 01.02.2023 (включительно) (пункт 2.1 договора). По акту приема-передачи от 15.03.2022 (приложение N 1 к договору аренды от 15.03.2022) арендодатель передал, а арендатор принял часть нежилого помещения с кадастровым номером 71:14:030401:265, общей площадью 4116,4 кв.м.
Также в материалы дела представлен договор аренды от 01.12.2021, заключенный между ООО "Доклэнд" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Би Джи" (арендатор), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязался передать арендатору во временное пользование и владение, в том числе часть нежилого помещения с кадастровым номером 71:14:030401:266. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 01.12.2026 (включительно) (пункт 2.1 договора). По акту приема-передачи от 08.12.2021 в соответствии с договором аренды от 01.12.2021 арендодатель передал в возмездное владение и пользование арендатору помещение, указанное в пункте 1.1 договора.
Таким образом, указанные помещения соответствуют критериям, установленным НК РФ и Законом N 414-ЗТО; при этом учитывается общая площадь объекта налогообложения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащие ООО "Доклэнд" спорные помещения отвечают условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ, и подлежали включению в Перечень на 2022 год.
Ссылка министерства на положения пункта 10 статьи 378.2 НК РФ обоснованно отклонена судом, поскольку о существовании спорных объектов недвижимости, зарегистрированных в ЕГРН 06.02.2018, министерству должно было быть известно на момент составления и утверждения Перечня на 2022 год, в связи с чем они не являются выявленными в течение налогового периода по смыслу указанной нормы. При этом указанные объекты включались в соответствующие Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.
В связи с изложенным довод министерства о том, что на момент формирования Перечня на 2022 год техническая документация, позволяющая внести спорные объекты в Перечень, отсутствовала, признается апелляционной коллегией несостоятельным.
При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, возложив в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ на министерство обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 71:14:030401:265 и 71:14:030401:266 в Перечень на 2022 год, направления измененного Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области и размещения их на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.02.2023 по делу N А68-11021/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11021/2022
Истец: ООО "Доклэнд"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Тулы, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА