г. Чита |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А58-6837/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Захарова Юрия Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года по делу N А58-6837/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Захаров Юрий Иванович (ОГРНИП 304143504000127, ИНН 143500136275, далее - заявитель, предприниматель, ИП Захаров Ю.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 19.04.2022 N 2527-ДИЗО/2022 в заключении договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года по делу N А58-6837/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что до 1 марта 2015 года законодательством не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов. Если арендатор продолжает пользоваться муниципальным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Полагает, что Окружной администрацией г. Якутска не направлено уведомления, предупреждения о прекращении договора аренды, об изменении условии договора аренды земельного участка, следовательно, она согласовала и не препятствовала заключению нового договора аренды.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.04.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению местной администрации поселка Марха от 12.11.2004 N 197-р земельный участок передан заявителю на 5 лет под магазин.
Из распоряжения Администрации микрорайона "Марха" Окружной администрации города Якутска от 23.10.2008 N 226-р следует, что заявителю продлена аренда земельного участка общей площадью 100 м2 на срок до 23.10.2013 под магазин.
Между заявителем и Администрации микрорайона Марха заключен договор от 2009 года аренды земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:7061.
Указанный договор в установленном порядке государственную регистрацию не прошел.
На здание магазина заявителем представлен технический паспорт, составленный ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" (филиал по РС (Я)) и датированный 2015 годом.
Департаментом градостроительства выдан мотивированный отказ от 05.07.2016 N 13636 в предоставлении разрешения на строительство объектов капитального строительства.
В установленном порядке мотивированный отказ заявителем не был оспорен.
Апелляционным определением Судебной коллегии Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2017 решение Якутского городского суда от 19.01.2017 по иску Захарова Ю.И. к Департаменту о принятии отказа в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка незаконным оставлено без изменения.
11.07.2017 между заявителем и Департаментом был заключен договор аренды N 09-1/2017-0371 земельного участка с видом разрешенного использования - под магазин, с кадастровым номером 14:35:108001:7061, общей площадью 100 м2, расположенного по адресу: город Якутск, мкр Марха, ул. Строда, со сроком действия до 11.07.2020, произведена государственная регистрация договора в установленном законом порядке от 18.08.2017.
В соответствии с пунктом 6.2 договора договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.
На земельном участке имеется магазин согласно техническому паспорту от 01.06.2015.
22.03.2022 заявитель подал заявление на предмет заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов для использования под магазин.
На основании акта обследования земельного участка от 07.04.2022, составленному Управлением муниципальных инспекций Окружной администрации города Якутска, на момент обследования испрашиваемый участок не огорожен, на земельном участке расположена часть нежилого объекта под магазин. Выявлено самовольное занятие земельного участка общего пользования, на нем расположена часть нежилого строительства под магазин.
Заявителю направлен отказ в заключении договора аренды от 19.04.2022 N 2527-ДИЗ0/2022 в связи с самовольным занятием земельного участка, а также в связи с тем, что заявление подано после истечения срока аренды.
Не согласившись с вынесенным отказом Департамента от 19.04.2022 N 2527-ДИЗ0/2022, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 N РЯГД-8-6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, согласно которому Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (пункт 1.1); основными задачами Департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1); к основным функциям Департамента относится подписание и заключение от имени Окружной администрации города Якутска договоров купли-продажи, аренды, о безвозмездной передаче земельных участков в собственность, безвозмездного пользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; решений об отказе в предоставлении муниципальных услуг, решений о приостановлении предоставления муниципальных услуг (пункт 2.2.54).
Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", утвержденный постановлением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2015 N 251п (далее - Административный регламент) определяет стандарт предоставления муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов".
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в случаях, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Согласно пункту 1.3 Административного регламента структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент имущественных и земельных отношений, уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента - муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск".
В силу пункта 2.5 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов; 2) решение об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены пунктом 2.16 Административного регламента.
Таким образом, Административным регламентом определены полномочия Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска по принятию решений по предоставлению муниципальной услуги.
Статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды по истечении срока договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отказ в предоставлении муниципальной услуги мотивирован тем, что заключение договора аренды на новый срок со ссылкой на пункт 2.16 Административного регламента, а именно: в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 указанного регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.I "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в силу с 01.03.2015.
На основании пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Заявитель обращался с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 22.03.2022.
К спорным правоотношениям подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 171-ФЗ, введенные в действие с 01.03.2015.
С 01.03.2015 случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии в совокупности условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Согласно пункту 4 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, при отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Поскольку на момент обращения заявителя в Департамент основания для предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения торгов отсутствовали, Департамент правомерно отказал в заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется общее правило, предусмотренное в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 610 ГК РФ действие договора, заключенного на неопределенный срок, может быть прекращено по заявлению одной из сторон об отказе от договора, при условии предупреждения об этом другой стороны за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Доказательства того, что Департамент направлял заявителю в установленном порядке и в установленные сроки уведомление о расторжении договора аренду не представлено.
Между тем, на момент принятия оспариваемого отказа, договор аренды земельного участка от 11.07.2017 N 09-1/2222017-0371 прекратил свое действие.
Более того, относительно наличия на земельном участке магазина заявителем не предоставлены доказательства наличия вещного права на указанный объект (частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Предоставленный технический паспорт свидетельствует только о конструктивных элементах здания, построенного в 2014 году без разрешительных на то документов, и определения его износа.
Законодательством установлена возможность продажи такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, однако заявитель не представил доказательства реализации своего права на однократное его предоставление для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015.
Исходя из положений пункта 6 статьи 239.1 ГК РФ применение положений статьи 239.1 названного кодекса возможно в случае, если собственником объекта незавершенного строительства для его завершения реализовано право на однократное его предоставление для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015 на основании пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Судом также учтено, что в ответ на обращение заявителя за получением разрешения на строительство заявителю отказано 05.07.2016 по мотиву несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана. Места допустимого размещения зданий, строений сооружений отсутствуют (градостроительный регламент не распространяется "Красные линии ул.Строда, мкр Марха); отсутствие документов - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Заявителем не представлены доказательства осуществления действия по разработке документации, иные мероприятия, направленные на целевое использование земельного участка за столь длительный период нахождения земельного участка в аренде.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ является обоснованным и принят Департаментом в соответствии с законом, права и интересы заявителя не нарушает, в связи с чем правомерно отказано в удовлетворении требования заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года по делу N А58-6837/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6837/2022
Истец: ИП Захаров Юрий Иванович
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска