г. Челябинск |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А47-10925/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2023 по делу N А47-10925/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Минеева Дарья Сергеевна (паспорт, доверенность от 07.09.2022, срок действия по 31.10.2025, диплом),
Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - Фонова Дарья Владимировна (служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, срок действия на 1 год, диплом),
Администрации города Оренбурга - Фонова Дарья Владимировна (служебное удостоверение, доверенность от 16.01.2023 сроком по 31.12.2023, диплом).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - ответчик, Департамент) об обязании заключить:
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.05.2021 N 21/л-126юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.05.2021 N 21/л-125юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.05.2021 N 21/л-121юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 08.02.2021 N 21/л-29юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 27.11.2020 N 20/ц-296юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 27.11.2020 N 20/ц-295юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 05.02.2021 N 21/д-25юр;
- дополнительное соглашение от 30.05.2022 N 1 к договору аренды земельного участка от 08.02.2021 N 21/л-27юр
в редакции ПАО "Т Плюс", а именно с применением при расчетах арендной платы ставки 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-П (далее - Порядок N 110-П, Порядок) и распространении действия указанных дополнительных соглашений на отношения сторон, сложившиеся с момента заключения договоров аренды.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Оренбурга (далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2023 (резолютивная часть от 31.01.2023) исковые требования ПАО "Т Плюс" удовлетворены.
С указанным решением суда не согласился Департамент (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что все арендуемые истцом земельные участки были поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание. Цель использования земельных участков истец указывал - размещение центрального теплового пункта. В связи с тем, что ПАО "Т Плюс" является единой теплоснабжающей организацией в г. Оренбурге, Департаментом были подготовлены договоры аренды по предоставлению земельных участков без проведения торгов сроком на 49 лет.
Ссылаясь на положения пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на пункт 5 Правил определения размера арендной платы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", апеллянт полагал, что в рассматриваемых правоотношениях при исчислении размера арендной платы за пользование земельными участками, занятыми центральными тепловыми пунктами, подлежит применению ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Апеллянт отметил, что аналогичный размер ставки установлен Порядком N 110-П. Истцом все договоры аренды земельных участков были подписаны и в дальнейшем зарегистрированы в Управлении Росреестра по Оренбургской области. Таким образом, истец при подписании договоров аренды земельных участков был согласен с применяемой ставкой арендной платы в размере 0,7 %. Ни каких возражений или протоколов разногласий от ПАО "Т Плюс" в период оформления договоров аренды земельных участков не поступало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание обеспечили явку своих представителей.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанций от ПАО "Т Плюс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между ПАО "Т Плюс" и Департаментом заключены:
- договор аренды земельного участка N 20/ц-295юр от 27.11.2020 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0405001:233) (т. 1 л.д. 18-21);
- договор аренды земельного участка N 20/ц-296юр от 27.11.2020 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0406002:240) (т. 1 л.д. 22-25);
- договор аренды земельного участка N 21/д-25юр от 05.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0126002:4391) (т. 1 л.д. 26-29);
- договор аренды земельного участка N 21/л-27юр от 08.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0213001:2599) (т. 1 л.д. 30-32);
- договор аренды земельного участка N 21/л-29юр от 08.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0227001:1029) (т. 1 л.д. 33-36);
- договор аренды земельного участка N 21/л-121юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0225002:5801) (т. 1 л.д. 37-39);
- договор аренды земельного участка N 21-л-125юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0226002:456) (т. 1 л.д. 41-43);
- договор аренды земельного участка N 21/л-126юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0224002:1114) (т. 1 л.д. 45-47).
В целях заключения указанных договоров ПАО "Т Плюс" направляло в адрес ответчика заявления о предоставлении земельных участков в аренду без торгов (т. 1 л.д. 49-56). Во всех заявлениях о предоставлении земельных участков без торгов ПАО "Т Плюс" указывало цель использования участка - размещение центрального теплового пункта (ЦТП).
Согласно выпискам Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2022 по состоянию на 30.05.2022 были возведены центральные тепловые пункты на земельных участках с кадастровыми номерами:
- 56:44:0405001:233; сооружение - здание БМЦТП "Стрела-1" с кадастровым номером 56:44:0405001:237 (договор N 20/ц-295юр от 27.11.2020; т. 1 л.д. 57-58);
- 56:44:0406002:240; сооружение - здание БМЦТП "Стрела-2" с кадастровым номером 56:44:0405001:241 (договор N 20/ц-29бюр от 27.11.2020; т. 1 л.д.59-60);
- 56:44:0126002:4391; сооружение - здание БМЦТП "Стрела-3" с кадастровым номером 56:44:0405001:4411 (договор N 21/д-25юр от 05.02.2021; т. 1 л.д. 61-62).
Построенные объекты принадлежат ПАО "Т Плюс" на праве собственности.
На остальных, переданных по договорам аренды земельных участках центральные тепловые пункты окончательно еще не возведены, однако характер возводимых объектов ясно прослеживается из заключений экспертизы по оценке соответствия проектной документации установленным требованиям:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0213001:2599 (договор N 21/л-27юр от 08.02.2021) - заключение экспертизы N 56-2-1-3-047160-2021 от 23.08.2021 (т. 1 л.д. 63-84);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0224002:1114 (договор N 21/л-126юр от 12.05.2021) - заключение экспертизы N 56-2-1-3-072918-2021 от 02.12.2021 (т. 1 л.д. 85-106);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0225002:5801 (договор N 21/л-121юр от 12.05.2021) - заключение экспертизы N 56-2-1-3-076145-2021 от 10.12.2021 (т. 1 л.д. 107-127);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0226002:456 (договор N 21-л-125юр от 12.05.2021) - заключение N 56-2-1-3-076527-2021 от 10.12.2021 (т. 1 л.д. 128-144);
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0227001:1029 (договор N 21/л-29юр от 08.02.2021) - заключение экспертизы N 56-2-1-3-069175-2021 от 23.11.2021 (т. 2 л.д. 1-31).
Ссылаясь на строительство или возведение на арендуемых земельных участках центральных тепловых пунктов, ПАО "Т Плюс" обратилось к Департаменту с предложением о заключении дополнительных соглашений к договорам аренды, касающихся изменения правового основания для расчета ставки арендной платы с подпункта "в" пункта 3 Порядка на подпункт "б" пункта 3 Порядка (т. 2 л.д. 32-39).
Дополнительные соглашения от 30.05.2022 к перечисленным выше договорам аренды были направлены в адрес ответчика сопроводительным письмом от 15.06.2022 N 516-04-0769 (т. 2 л.д. 40).
Направленные дополнительные соглашения со стороны ответчика подписаны не были, в адрес ПАО "Т Плюс" поступило письмо N 01-24-01/3514 от 24.06.2022 с отказом от подписания предложенных дополнительных соглашений (т. 2 л.д. 41).
Полагая отказ Департамента от подписания дополнительных соглашений в редакции истца необоснованным и незаконным, ПАО "Т Плюс" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения подпункта "б" пункта 3 Порядка являются специальными по отношению к положениям подпункта "в" пункта 3 Порядка. Исходя из буквального содержания подпунктов "б" и "в" пункта 3 Порядка, и смысла, заложенного законодателем в понятие "центральный тепловой пункт", суд пришел к выводу о том, что в данном случае в расчетах арендной платы по договорам должна быть применена пониженная ставка арендной платы (0,3 %) в отношении рассматриваемых земельных участков.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
На основании пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
На основании пунктов 4, 12 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В то же время договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При этом требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что между ПАО "Т Плюс" и Департаментом были заключены договоры аренды земельных участков:
- N 20/ц-295юр от 27.11.2020 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0405001:233);
- N 20/ц-296юр от 27.11.2020 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0406002:240);
- N 21/д-25юр от 05.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0126002:4391);
- N 21/л-27юр от 08.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0213001:2599);
- N 21/л-29юр от 08.02.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0227001:1029);
- N 21/л-121юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0225002:5801);
- N 21-л-125юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0226002:456);
- N 21/л-126юр от 12.05.2021 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0224002:1114).
Действительность и заключенность указанных договоров аренды истцом и ответчиком не оспаривались (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ), в силу чего суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возникновении между сторонами обязательственных правоотношений из указанных договоров аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 3 названной статьи размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В силу положений статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.03.2015), пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к регулируемым ценам.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, издало приказ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки были предоставлены обществу в аренду для строительства и размещения центральных тепловых пунктов, то есть используются обществом для эксплуатации объекта теплоснабжения, в силу чего арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения таких объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, сформулирована правовая позиция, согласно которой Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Вместе с тем, поскольку в подпункте 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, то апелляционный суд приходит к выводу, что с учетом ограничения, установленного в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанного предела обладает полномочиями по собственному правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы за указанные земельные участки, в том числе путем установления понижающего коэффициента (пониженной ставки арендной платы), которые подлежат применению в случае, если нормативный правовой акт об их установлении не признан недействующим.
Постановление Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов.
Согласно пункту 3 указанного Порядка арендная плата, определяемая на основании кадастровой стоимости земельного участка, рассчитывается в размере:
- 0,3 процента в отношении земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты (подпункт "б");
- 0,7 процента в отношении земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (за исключением земельных участков, указанных в подпункте "б" настоящего пункта) (подпункт "в").
Суд первой инстанции с учетом содержания указанных подпунктов пришел к верному выводу, что положения подпункта "б" пункта 3 Порядка являются специальными по отношению к положениям подпункта "в" пункта 3 Порядка. При этом в силу подпункта "б" пункта 3 Порядка правом на применение пониженной ставки арендной платы обладают в том числе организации, оказывающие услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, при строительстве или размещении на земельном участке центральных тепловых пунктов.
Из материалов дела следует, что рассматриваемые между истцом и ответчиком договоры аренды земельных участков были заключены в связи с необходимостью возведения на них объектов теплоснабжения (центральных тепловых пунктов) для реализации проекта оптимизации теплового узла г. Оренбурга.
В целях заключения договоров ПАО "Т Плюс" направляло в адрес ответчика заявления о предоставлении земельных участков в аренду без торгов. Во всех заявлениях о предоставлении земельных участков без торгов ПАО "Т Плюс" указывало цель использования участка - размещение центрального теплового пункта (ЦТП).
Таким образом, еще на этапе заключения договоров ПАО "Т Плюс" выразило намерение на возведение на арендованных участках центральных тепловых пунктов.
Доказательства нецелевого использования ПАО "Т Плюс" арендуемых земельных участков материалы дела не содержат.
Обстоятельство того, что ПАО "Т Плюс" относится к числу организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, подтверждается материалами дела, и Департаментом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не оспаривалось.
С учетом изложенных правовых норм и разъяснений их применения, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства и установив, что на арендуемых истцом земельных участках расположены или возводятся центральные тепловые пункты, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что арендная плата за такие земельные участки подлежит исчислению на основании льготной ставки, установленной подпунктом "б" пункта 3 Порядка.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
В пункте 19 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Однако, как было установлено судом первой инстанции, вопреки требованиям нормативного правового акта (Порядка), ответчик при заключении договоров аренды применил в расчетах по договорам более высокую ставку арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка (подпункт "в" пункта 3 Постановления N 110-П).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца, о необходимости внесения изменений в договоры аренды земельных участков, в силу чего верно обязал ответчика заключить дополнительные соглашения к договорам аренды в редакции ПАО "Т Плюс", касающиеся применения при расчетах арендной платы ставки 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка.
Ссылки апеллянта на положения пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 ЗК РФ, на пункт 5 Правил N 582, на приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 несостоятельны, поскольку приведенное в них правовое регулирование не исключает принятия на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) собственного нормативного правового акта по вопросу о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с установлением ставки арендной платы, не превышающей предельных значений, обозначенных федеральным законодателем.
Поскольку положения подпункта "б" пункта 3 Порядка предусматривают применение в спорной ситуации пониженной ставки арендной платы, не превышающей предельных значений, обозначенных федеральным законодателем, ПАО "Т Плюс" вправе рассчитывать на применение такой ставки.
Доводы апеллянта о том, что истцом все договоры аренды земельных участков были подписаны и в дальнейшем зарегистрированы в Управлении Росреестра по Оренбургской области, что истец при подписании договоров аренды земельных участков был согласен с применяемой ставкой арендной платы в размере 0,7 %, что ни каких возражений или протоколов разногласий от ПАО "Т Плюс" в период оформления договоров аренды земельных участков не поступало, признаны судебной коллегией необоснованными, поскольку в силу регулируемого характера цен каждая из сторон договоров аренды не может использовать иные ставки арендной платы кроме тех, которые подлежат применению в спорных правоотношениях.
Иных доводов относительно незаконности принятого судебного акта апелляционная жалоба Департамента не содержит.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в пределах ее доводов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе распределяются апелляционным судом по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2023 по делу N А47-10925/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10925/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА, Арбитражный суд Оренбургской области, ПАО "Т Плюс", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд