г. Чита |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А10-5115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2023 года по делу N А10-5115/2022 по заявлению автономного учреждения "Курортная бальнеологическая лечебница "Нилова-Пустынь" (ОГРН 1020300860326, ИНН 0320001275) к прокурору Тункинского района Республики Бурятия (ОГРН 1020300990478, ИНН 0323059932), Прокуратуре Республики Бурятия (ОГРН 1020300990478, ИНН 0323059932) о признании недействительным представления от 11.08.2022 N 03-01-2022,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Дармаев Антон Александрович в лице законного представителя Дармаевой Валентины Дашеевны (матери), Хадоева Екатерина Степановна, Администрация муниципального образования "Тункинский район" (ОГРН 1020300859127, ИНН 0320001606),
при участии в судебном заседании:
от автономного учреждения "Курортная бальнеологическая лечебница "Нилова-Пустынь" - Эрдэнеева А.Э. - представителя по доверенности от 01 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
автономное учреждение "Курортная бальнеологическая лечебница "НиловаПустынь" (далее - заявитель, учреждение или АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к прокурору Тункинского района Республики Бурятия (далее - прокурор района) с заявлением о признании недействительным представления от 11 августа 2022 года N 03-01-2022.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 октября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Республики Бурятия (далее - Прокуратура РБ).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дармаев Антон Александрович в лице законного представителя Дармаевой Валентины Дашеевны (матери) (далее - Дармаева В.Д.), Хадоева Екатерина Степановна (далее - Хадоева Е.С.), Администрация муниципального образования "Тункинский район" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены. Представление прокурора от 11 августа 2021 года N 03-01-2022 об устранении нарушений федерального законодательства признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Прокуратура РБ обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению Прокуратуры РБ оспариваемое представление не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой района в период с 29 июля по 11 августа 2022 года проведена проверка соблюдения прав потребителей при оказании услуг в сфере здравоохранения, основанием которой явилось поступившее в МО МВД России "Тункинский" сообщение о преступлении КУСП N 1753 от 28 июля 2022 года, согласно которому 28 июля 2022 года в период времени с 12 до 14 часов, неустановленное лицо, воспользовавшись услугами по прокату лошадей, находясь в местности "Вышка" Тункинского района Республики Бурятия, совершило наезд на Дармаева Антона Александровича 2013 года рождения и Хадоеву Екатерину Степановну 1953 года рождения.
По результатам проверки прокурором района в целях устранения нарушений законодательства при оказании услуг в сфере здравоохранения директору АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" внесено представление от 11 августа 2022 года N 03-01-2022 об устранении нарушений федерального законодательства.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Данное положение не лишает возможности прокурора проверять исполнение указанными субъектами требований подзаконных нормативных правовых актов при наличии в законе соответствующих бланкетных (отсылочных) норм, предоставляющих возможность правового регулирования тех или вопросов на ином (не законодательном), в том числе ведомственном уровне.
В пункте 2 статьи 1 Закона о прокуратуре указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона. Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Пунктами 1, 3 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П, пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2015) представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В рассматриваемом случае прокурором района по результатам проверки внесено представлении от 11 августа 2022 года N 03-01-2022, где указано на следующие нарушения федерального законодательства.
В нарушение частей 3, 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), пункта 7 Правил организации деятельности бальнеологической лечебницы, утвержденных приказом Минздрава России от 05 мая 2016 года N 279н, части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностными лицами АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" не обеспечивается внутренний контроль и безопасность на вверенном земельном участке, в частности на территории данного земельного участка допускается самовольный и бесконтрольный выпас лошадей и осуществление незаконной предпринимательской деятельности местными жителями.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:360101:745, 03:20:360101:749 закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" постановлением администрации от 19 июля 2019 года N 205, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи.
Целью передачи указанных земельных участков в пользование автономному учреждению было установление охраны памятника природы - Тункинской скважины (т.н. называемой скважины Р-1).
Заявитель оказывает услуги термального душа и бассейна в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 03:20:360101:745 (смежный с земельным участком 03:20:360101:749).
Земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:749 используется в качестве прохода к объектам АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" и третьих лиц, таких как ООО "Юрта", ООО "Синее небо".
Кроме того, на спорном земельном участке осуществляют деятельность иные организации и предприниматели, с которыми заявителем заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов. Фактически земельный участок используется, в том числе, в качестве торговой площади.
Согласно статье 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 785н утверждены Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Требований организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение следующих задач:
- совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;
- обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
- обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской помощи;
- обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Законом N 323-ФЗ;
- обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям;
- предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;
невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности.
В пункте 3 Требований указано, что внутренний контроль осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) в соответствии с настоящими Требованиями.
Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя (пункт 4 Требований).
В соответствии с пунктом 6 Требований в целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:
функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля;
цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;
основания для проведения внутреннего контроля;
права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля; порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;
порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
Пунктом 7 Требований предусмотрено, что по решению руководителя медицинской организации разрабатываются иные локальные акты в рамках внутреннего контроля (стандартные операционные процедуры, алгоритмы действий работников организации) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, а также с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, критериев оценки качества медицинской помощи.
По решению руководителя медицинской организации для осуществления мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты (пункт 8 Требований).
Согласно пункту 9 Требований внутренний контроль включает следующие мероприятия:
оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок;
сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ;
учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи);
мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке;
мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста.
Судом первой инстанции установлено, что из материалов дела, а также из материалов прокурорской проверки не следует, что земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:749 непосредственно вовлечен в осуществление предпринимательской деятельности, в том числе по оказанию АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" услуг термальных ванн и душа.
Как следует из пояснений третьих лиц Хадоевой Е.С., Дармаевой В.Д. случившееся событие с ними произошло после того, как они вышли из ванного корпуса АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" и направлялись к месту проживания вблизи торговых павильонов.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, объяснения сторон, пришёл к верному выводу, что произошедшее с третьими лицами событие не связанно с ненадлежащим оказанием медицинских услуг АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь". В момент происшествия заявитель не оказывал каких-либо услуг Дармаеву А.А., Хадоевой Е.С.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции, что заявителем не нарушены нормы права, регламентирующие порядок оказания и организации санаторно-курортного лечения.
Прокуратурой района не представлено документов, подтверждающих, что причиной совершенного наезда на Дармаева А.А., Хадоеву Е.С. явилось ненадлежащее исполнение обязанностей учреждением по содержанию земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:749. Имеющее место происшествие не связано и не вытекает из вещных прав АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь", как владельца земельного участка.
Действующим законодательством на заявителя не возложена обязанность осуществлять контроль и пресекать незаконную предпринимательскую деятельность третьих лиц, а также контролировать выпас безнадзорных животных.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, со стороны АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" не допущено бездействие, выразившееся в необращении в уполномоченные органы по фактам незаконной предпринимательской деятельности, бесконтрольному выпасу животных.
Так из представленного в материалы дела письма от 17 июня 2022 года N 132 следует, что АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" обращалось в Администрацию с просьбой проведения проверки законности осуществления предпринимательской деятельности, в том числе услуг по прокату лошадей в местности Вышка Тункинского района.
По результатам рассмотрения обращения учреждения Администрацией совместно с налоговым органом и главами сельских поселений проведено совещание, на котором поручено главам МО СП "Аршан", МО СП "Жемчуг" совместно с администрацией провести на своих территориях мониторинг в целях установления мест оказания услуг по сдаче в аренду жилых помещений во временное пользование, а также ведения иной деятельности без соответствующей государственной регистрации, главе МО СП "Аршан" совместно с администрацией провести мероприятия по организации и упорядочиванию розничной торговли на "стихийном" рынке вблизи Курорта "Аршан".
Следовательно, органами прокуратуры не доказан факт нарушения АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" частей 3, 5 статьи 40 Закона N 323-ФЗ, пункта 7 Правил организации деятельности бальнеологической лечебницы, утвержденных приказом Минздрава России от 05 мая 2016 года N 279н, части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В оспариваемом представлении прокурор района указывает, что после совершения наезда лошади на Дармаева А.А., Хадоеву Е.С. сотрудники АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" не приняли каких-либо мер по оказанию первой неотложной помощи или иной помощи.
Суд первой инстанции в судебном заседании установил, что указанное нарушение выразилось в том, что сотрудники АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" не вызвали скорую помощь, в течение продолжительного времени (около 40 минут) не оказывалась первая медицинская помощь, потерпевшие лежали на земле под открытым солнцем.
В соответствии со статьей 11 Закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (пункт 1).
Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается (пункт 2).
За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Первая помощь до оказания медицинской помощи согласно статье 31 Закона N 323-ФЗ оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальными правилами и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самим пострадавшим (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами (пункт 1).
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 2).
Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 3).
Органы прокуратуры в ходе проверки не установили, работают ли у АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" сотрудники, на которых в соответствии с законом возложена обязанность по оказанию первой медицинской помощи.
Представитель заявителя в суде первой инстанции указал, что в АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" отсутствуют сотрудники с медицинским образованием.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" нарушений норм действующего законодательства, которыми предусмотрена обязанность по оказанию первой медицинской помощи.
Также довод прокурора района о том, что сотрудники АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" не вызывали скорую помощь опровергается материалами дела. Так заявитель представил в материалы дела сигнальный лист от 28 июля 2022 года N 1591, распечатку из личного кабинета сотового оператора, заявление Ленхоевой А.Р., ответ на запрос сотового оператора, из содержания которых следует, что 28 июля 2022 года скорую помощь по факту наезда лошади на Хадоеву Е.С. вызвал сотрудник АУ "КБЛ "НиловаПустынь" Моглоев Б.Ю.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу о недоказанности прокурором района нарушений, допущенных АУ "КБЛ "Нилова-Пустынь" и послуживших основанием для внесения оспариваемого представления, о несоответствии оспариваемого представления нормам действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2023 года по делу N А10-5115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5115/2022
Истец: АНО АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРОРТНАЯ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНИЦА НИЛОВА-ПУСТЫНЬ, АУ КБЛ "НИЛОВА-ПУСТЫНЬ"
Ответчик: Прокуратура Республики Бурятия, Прокуратура Тункинского района
Третье лицо: Администрация муниципального образования Тункинский район, Дармаев Антон Александрович, Дармаева Валентина Дашеевна