г. Киров |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А29-10323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2023 по делу N А29-10323/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695),
к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантремонтная" (ИНН: 1101173153, ОГРН: 1211100005489),
к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" (ИНН: 1102076593, ОГРН: 1151101005461)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" (далее - ответчик) о взыскании 147 187 рублей 63 копеек расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.
Заявлением от 22.08.2022 истец уточнил адрес многоквартирного дома, в котором установлен прибор учёта (г. Ухта, Набережная Нефтяников, д.10) и ходатайствовало о привлечении в качестве соответчика общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в связи со сменой управляющей компании.
Определением от 23.08.2022 исковое заявление принято к производству по упрощённой процедуре; суд ошибочно привлёк к участию в деле соответчика - общество с ограниченной ответственностью "Гарантремонтная".
12.09.2022 от Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора на основании запроса суда поступили сведения о том, что с 01.07.2022 функции управляющей организации в отношении поименного многоквартирного дома осуществляет общество "Управдом".
Определением от 14.10.2022 суд перешёл к рассмотрению спора в общем исковом порядке, привлёк в качестве соответчика общество "Управдом".
Заявлением от 02.12.2022 истец уменьшил требования до 127 308 рублей 94 копеек, а в ходатайстве от 12.01.2023 - до 127 051 рубля 10 копеек задолженности. Уточнения последовательно приняты судом к рассмотрению (часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2023 исковые требования к обществу "Управдом" удовлетворены, в удовлетворении требований к обществу "Региональный оператор севера", обществу "Гарантремонтная" отказано.
ООО "Управдом" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в иске полностью отказать.
По мнению заявителя жалобы, истец получает часть платежей от собственников помещений в доме. Ответчик не согласен с расчетом требований, поскольку в связи с оплатами он не может считаться актуальным.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить судебный акт без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета (далее - ОДПУ) используемой тепловой энергии.
ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный жилом дом, расположенный по адресу: г. Ухта, ул. Нефтяников д. 10.
Во исполнение требований ч. 12 ст. 13 Закон N 261-ФЗ истец заключил с ООО "СпецКомиСтрой" (подрядчик) договор на установку общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя (далее - ОДПУ) в МКД по адресу: г. Ухта, ул. Нефтяников д. 10, в связи с неисполнением обязанности по установке ОДПУ.
Суммарная стоимость установки ОДПУ в нежилом здании по адресу: г. Ухта, ул. Нефтяников д. 10 (далее - объект) складывается из стоимости проведения проектно-изыскательных работ и стоимости установки ОДПУ, по расчету истца составила 346 568 руб. 76 коп.
Ответчику направлена претензия от 01.11.2021 N 102-002/10474, однако сумма задолженности ответчиком не возмещена, что послужило основанием для обращения в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, положениями Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений; кроме того, предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.
Истец, заключив соответствующий договор подряда, понес расходы на установку ОДПУ, что подтверждено совокупностью представленных в дело допустимых доказательств. ОДПУ введен в эксплуатацию и используется по назначению.
Общество обладает статусом управляющей организации в отношении МКД.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 10, подпунктом "к" пункта 11 и подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491, общедомовые приборы учета тепловой энергии относятся к общему имуществу в многоквартирном доме и должны содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, несут собственники.
Из статей 161 и 162 ЖК РФ и пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
При этом управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями на получение платежей от собственников за оказываемые им услуги и осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями (часть 10 статьи 162 ЖК РФ, пункты 24 и 26 Правил N 491, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 303-ЭС15-2333.
Мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке ОДПУ в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно позиции, сформулированной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку ОДПУ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912).
Доводы заявителя жалобы о том, что истец получает денежные средства от собственников помещений, подлежат отклонению, т.к. не указывают на то, что размер спорной задолженности меньше, чем указано в уточненном расчете истца, который составлен с учетом предоставленной законом отдельным собственникам рассрочки, а также с учетом сделанных собственниками платежей.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2023 по делу N А29-10323/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10323/2022
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т ПЛЮС" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА КОМИ Т ПЛЮС
Ответчик: ООО "Гарантремонтная", ООО "Управдом", ООО Региональный оператор Севера
Третье лицо: Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)