г. Красноярск |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А74-9522/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителя ответчика (Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия) - Тодановой Е.А. по доверенности от 10.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Хакасия, Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "16" февраля 2023 года по делу N А74-9522/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети" (ИНН 1902027926, ОГРН 1171901002096, далее - МУП "АТС", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785, далее - Минфин Хакасии, министерство) о взыскании 1 579 845 рублей 31 копейки убытков за 1, 2, 3 кварталы 2019 года, к Республике Хакасия в лице Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391, далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, комитет) о взыскании 528 313 рублей 86 копеек убытков за 4 квартал 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии, министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.02.2023 исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Минфин Хакасии ссылается на следующие доводы:
- в нарушение требований тарифного законодательства истец не обращался в адрес органа регулирования с заявлением о корректировке тарифа на 2019 год;
- льготные тарифы в сфере водоотведения на 2019 год для МУП Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети" установлены не были;
- применение истцом тарифов, установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к, утратившим силу, противоречит законодательству;
- истец не доказал, что действия ответчика явились основанием для возникновения у истца убытков.
В апелляционной жалобе Госкомтарифэнерго Хакасии ссылается на следующие доводы:
- с заявлением о корректировке тарифа на 2019 год истец в адрес органа регулирования не обращался;
- доказательств обоснованности затрат в рамках экономически обоснованного тарифа, использованного истцом в расчетах, не приведено, подтверждающих документов в материалы дела не представлено;
- истцом не оспаривается факт того, что в оспариваемый период льготный тариф отсутствовал, и при расчетах с населением им использовался льготный тариф, установленный на 2018 год;
- ответчик деятельность предприятия в оспариваемом периоде не ограничивал, факт наличия убытков, возникших в результате межтарифной разницы, истцом за 2019 год по услуге "водоотведение" не доказан.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором считает доводы жалоб необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей истца, ответчика - Министерства финансов Республики Хакасия, третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
МУП "АТС" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.05.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия.
Основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; дополнительными - забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.04.2022 по делу N А74-4318/2021 МУП "АТС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим обществом утверждена Беспалова С.Н.
Постановлением администрации Аскизского поссовета от 02.06.2017 N 154-п администрацией передано предприятию на праве хозяйственного ведения имущество для достижения уставных целей: канализационная насосная станция, канализационные сети, коллектор напорный.
Постановлением администрации Аскизского района от 09.06.2017 N 165-п МУП "АТС" определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории Аскизского поссовета деятельность по централизованной системе водоотведения.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на водоотведение и утверждении производственной программы для "МУП Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети", осуществляющего водоотведение на 2017-2020 годы" установлены тарифы на водоотведение для МУП Аскизского поссовета "АТС": на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 89,75 руб./м3, на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 91,67 руб./м3, на 2019 год - 93,03 руб./м3, на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 93,03 руб./м3.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2018 год" установлен льготный тариф для населения в сфере водоотведения. Согласно пункту 1.3 приложения N 7 к данному приказу размер тарифа на водоотведение на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 составил 21,35 руб./м3, с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 22,95 руб./м3.
На 2019 год льготные тарифы для населения муниципального образования Аскизский поссовет в отношении МУП "АТС" не устанавливались.
Оказывая населению муниципального образования Аскизский поссовет услугу по водоотведению в 2019 году, предприятие использовало льготные тарифы для населения, установленные для него на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.
Как указывает истец, в результате применения тарифов для потребителей ниже экономически обоснованного тарифа, установленного для него приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в, у предприятия возникли выпадающие доходы в виде межтарифной разницы.
Согласно расчету истца сумма убытков, возникших вследствие межтарифной разницы, составила 2 108 159 рублей 17 копеек.
Истцом заявлена к взысканию сумма понесенных убытков (неполученных доходов) в виде межтарифной разницы, рассчитанная поквартально, исходя из объемов оказанных коммунальных услуг (водоотведения) населению в 1-4 кварталах 2019 года и утвержденных Госкомтарифэнерго Хакасии льготных тарифов для населения в сфере водоотведения. При расчете выпадающих доходов (межтарифной разницы) истцом использовались экономически обоснованные тарифы, установленные для него на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 91,67 руб./м3.
Истец полагает, что причиненные ему убытки находятся в причинно-следственной связи с утверждением Госкомтарифэнерго Хакасии льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованных.
В ходе судебного разбирательства стороны в целях проверки правильности расчета размера предъявленных убытков исследовали первичные документы, подтверждающие факт оказания услуг, объем указанных услуг и размер. Согласно приложениям к отзыву и пояснениям представителей Госкомтарифэнерго Хакасии, Минфина Хакасии возражая относительно удовлетворения иска, ответчиками проверен расчет убытков, в том числе в части объема оказанных услуг. Согласно расчету Минфина Хакасии, представленного в материалы дела 11.01.2023, фактический объем реализации услуг населению по водоотведению составил в 1 квартале 2019 года - 7663,2 м3, во 2 квартале 2019 года - 7663,2 м3, в 3 квартале - 7663,2 м3; по расчету Госкомтарифэнерго Хакасии (представлен 22.03.2022) объем услуг населению в 4 квартале 2019 года составил 7687,92 м3.
Истец согласился с расчетами ответчиков и уточнил исковые требования в соответствии данными показателями, в связи с чем, сумма убытков за 1, 2, 3 кварталы 2019 года составила 1 579 845 рублей 31 копейку, за 4 квартал 2019 года - 528 313 рублей 86 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Экономические потери ресурсоснабжающей организации, возникшие в результате применения мер тарифного регулирования, подлежат возмещению по правилам статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, нарушение обязательств другой стороной, причинно-следственную связь между указанными обстоятельствами и размер убытков. При недоказанности одного из элементов требование о взыскании убытков не подлежит удовлетворению.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил факт нахождения объектов коммунальной инфраструктуры во владении и пользовании истца, являющегося в спорный период гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Аскизского поссовета деятельность по централизованной системе водоотведения (постановления администрации Аскизского района от 02.06.2017 N 154-п, от 09.06.2017 N 165-п), а также факт оказания потребителям коммунальных услуг водоотведения в спорный период по льготным тарифам.
Поскольку факт возникновения у истца убытков вследствие установления Республикой Хакасия ограничения размера платы за коммунальные услуги ответчиками не опровергнут, а размер убытков и объем оказанных услуг не оспорены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11 мая 2018 года N 303-ЭС17-18242.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в нарушение требований тарифного законодательства истец не обращался в адрес органа регулирования с заявлением о корректировке тарифа на 2019 год; льготные тарифы в сфере водоотведения на 2019 год для МУП Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети" установлены не были; применение истцом тарифов, установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к, утратившим силу, противоречит законодательству, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Указанные доводы заявлялись ответчиками в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в с учетом долгосрочных параметров регулирования, определенных на долгосрочный период, для МУП "АТС" установлены экономически обоснованные тарифы на водоотведение как на второе полугодие 2018 года, так и на 2019 год, а также на 2020 год.
В соответствии с пунктом 80 Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования), необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 года N 406 "О государственной регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 406) определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 406 корректировка долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, осуществляется в порядке, предусмотренном регламентом.
Пунктом 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года N 1154-э (далее - Регламент) установлено, что при корректировке долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования и настоящим Регламентом к процедуре рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решение о корректировке установленных долгосрочных тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы.
В силу пункта 13 Правил N 406 и пункта 3 Регламента открытие и рассмотрение дела об установлении (корректировке) тарифов осуществляется как по предложению регулируемой организации, так и по инициативе органа регулирования тарифов.
Доказательств, что утвержденный для предприятия тариф на водоотведение на 2019 год в установленном порядке корректировался, в материалы дела не представлено. Следовательно, установленный приказом комитета от 31.10.2017 N 73-в тариф на 2019 год в спорный период являлся действующим.
В 2019 году, в том числе и для расчета размера убытков, истцом использовался установленный для него экономически обоснованный тариф на период второго полугодия 2018 года (91,67 руб./м3). Однако, в данном случае это не указывает на необоснованность заявленных требований либо на неподтвержденность размера убытков. Экономическая обоснованность тарифа на 2018 год подтверждена приказом комитета. Ошибочное его использование предприятием в спорный период, на который также приказом установлен экономически обоснованный тариф в большем размере (93,03 руб./м3), напротив, привело к уменьшению размера убытков. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В рамках осуществления полномочий по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к установлен льготный тариф для населения в сфере водоотведения: с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 21,35 руб./м3, с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 22,95 руб./м3.
Таким образом, тариф, установленный Госкомтарифэнерго Хакасии в приказе от 14.12.2017 N 150-к, являлся ниже экономически обоснованного тарифа, ранее установленного истцу приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в как на второе полугодие 2018 года (91,67 руб./м3), так и на 2019 год (93,03 руб./м3).
При расчетах с населением истец в 1-4 кварталах 2019 года применял льготные тарифы на водоотведение, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р, действующим в спорный период, утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 годы.
Для Республики Хакасия средний индекс по субъекту Российской Федерации установлен на первое полугодие 2019 года - 1,7%, на второе полугодие 2019 года - 2,8 %; предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям: на первое полугодие 2019 года - 0%, на второе полугодие 2019 года - 2,8 %.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р постановлением Главы Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия от 14.12.2018 N 80-пп утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2019 год и на 2020-2023 годы, а также обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2019 год.
Согласно постановлению от 14.12.2018 N 80-пп предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Аскизский поссовет установлен с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1,7%, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 5,6%.
Как указано в обосновании величины установленных предельным (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы граждан, такой индекс установлен для населения, проживающего в жилых домах, независимо от типа благоустройства. Планируемые (максимальные) тарифы по водоотведению обозначены только с 01.07.2019 в размере 24,23 руб./м3 (рост 5,6%).
Возможность самостоятельного применения ресурсоснабжающими организациями предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги законодательно не предусмотрена.
Изменение льготного тарифа для населения муниципального образования Аскизского поссовета в отношении предприятия на 2019 год, в том числе с учетом установленного индекса изменения и планируемых тарифов (с 01.07.2019) органом тарифного регулирования не произведено.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что МУП "АТС" в спорный период являлось не только гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Аскизского поссовета деятельность по централизованной системе водоотведения, но и оказывало услуги населению по водоотведению.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
В этой связи предприятие было обязано предъявлять населению плату за коммунальный ресурс с учетом существующих ограничений.
При расчётах с населением истец в 2019 году применял заниженные тарифы на водоотведение, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2017 N 150-к, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. В силу действующего законодательства предприятие в 2019 году обязано было осуществлять расчёты с населением, исходя из размера тарифа, установленного Госкомтарифэнерго Хакасии на второе полугодие 2018 года.
Факт поставки спорных коммунальных ресурсов населению подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Материалами дела подтверждено, что убытки истца в виде выпадающих доходов за период 2019 года явились следствием установления Госкомтарифэнерго Хакасии льготных (ниже уровня установленных экономически обоснованных) тарифов в 2018 году и непринятия необходимых тарифных решений в целях соблюдения действующего законодательства и обеспечения баланса интересов населения и ресурсоснабжающей организации (организацией, предоставляющей коммунальные услуги). В связи с этим судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика об отсутствии причинно-следственной связи и вины ответчиков в возникших у истца убытках.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.03.2020 N 96 предусмотрен Порядок частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год, целью которого является предоставление субсидии на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим, в том числе водоотведение в 4 квартале 2019 года, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2019-2020 годы.
Предприятие указывает, что не обращалось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявкой на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов за 4 квартал 2019 года.
На момент рассмотрения дела в суде истцом утрачена возможность получения компенсации выпадающих доходов в соответствии с вышеуказанным Порядком предоставления субсидий. Между тем, как указано выше, законом установлена обязательность возмещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Республика Хакасия в лице Госкомтарифэнерго Хакасии, Минфина Хакасии не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.
Согласно расчету истца, выпадающие доходы за 1-3 кварталы 2019 года составили 1 579 845 рублей 31 копейку, за 4 квартал 2019 года - 528 313 рублей 86 копеек.
Вопреки доводам ответчиков, в материалы дела представлены сведения о количестве граждан и объеме оказанной услуги водоотведения, определенном по нормативу (т.1, л.д. 24-74), подтверждающие расчеты истца.
Повторно проверив расчёт убытков, представленный истцом, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3.40 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151, Минфин Хакасии осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия
В соответствии с Положением о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 N 175, Госкомтарифэнерго Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Как следует из пункта 2.1.14 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, Госкомтарифэнерго Хакасии осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Госкомитета и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.03.2020 N 96 "Об утверждении Порядка частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год" утвержден порядок предоставления субсидий в 2020 году на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителям коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2020 год (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка целью предоставления субсидии является частичная компенсация выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в IV квартале 2019 года и I - III кварталах 2020 года, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2019 - 2020 годы.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2020 год, является Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
Порядок частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов за период 1-3 кварталы 2019 года в Республики Хакасия не устанавливался.
Таким образом, истцом обоснованно предъявлены требования за 1-3 кварталы 2019 года к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасии, за 4 квартал 2019 года - к Республике Хакасия в лице Госкомтарифэнерго Хакасии.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Иные доводы жалоб ответчиков сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "16" февраля 2023 года по делу N А74-9522/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9522/2021
Истец: МУП АСКИЗСКОГО ПОССОВЕТА "АСКИЗСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Беспалова Светлана Николаевна