город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2023 г. |
дело N А32-55143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Карман 24"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.04.2023 по делу N А32-55143/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Карман 24"
(ИНН: 2366001909, ОГРН: 1182375008958)
к Административной комиссии Центрального внутригородского района города Сочи
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности; прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Карман 24" (далее - заявитель, ООО "Ломбард "Карман 24", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Центрального внутригородского района города Сочи (далее - административная комиссия) от 18.10.2022 N ЦР-1451/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
ООО "Ломбард "Карман 24" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт с назначением административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не применены положения ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отмене обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.09.2022 в 15-20 часов по адресу г. Сочи, Центральный район, ул. Воровского д. 49 главным специалистом отдела потребительского рынка и услуг администрации Центрального внутригородского района МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Прокуратов С.В. в ходе непосредственного обнаружения установлено, что ООО "Ломбард "Карман 24" разместило информационную вывеску "Карман 24" без согласования с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в нарушение п. 2.9.2 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 29.11.2021 N 135, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" N 608-КЗ от 23.07.2003.
Административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2022 N 003741.
Постановлением от 18.10.2022 N ЦР-1451/2022 общество было признано виновным в совершении правонарушения и привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 2.9.2 Правил благоустройства территории МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, утвержденные решением Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 29.11.2021 N 135. Размещение и эксплуатация информационных конструкций и объектов наружной рекламы запрещается без согласования с департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Проект размещения информационной или рекламной конструкции, подлежит согласованию с департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги. Проект должен содержать информацию о планируемом размещении информационной или рекламной конструкции, а также информацию о всех существующих информационных и рекламных конструкциях, в том числе отдельно стоящих.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 данного Закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Факт совершения правонарушения подтверждается фотоматериалом, прилагаемого к протоколу об административном правонарушении.
Вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.09.2022 N 003741 и представленной фототаблицей.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Доводы общества о том, что административное дело рассматривалось в отсутствие представителя общества, не уведомленного о составлении протокола об административном правонарушении, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Протокол об административном правонарушении N 003741 от 15.09.2022 составлен главным специалистом отдела потребительского рынка и услуг администрации Центрального внутригородского района МО город-Курорт Сочи в отсутствие представителя общества юридического лица. Однако, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ООО Ломбард "Карман 24" извещено телеграммой от 08.09.2022,для явки составления протокола 15.09.2022, направленной по юридическому адресу, указанному в Выписке ЕГРЮЛ ООО "Ломбард "Карман 24" - г. Сочи ул. Гагарина,8 помещ. 2.
Согласно ответу телеграфа от 09.09.2022 телеграмма вручена специалисту Филипповой. Следовательно, общество было уведомлено надлежащим образом о составлении протокола об административном правонарушении. Копия протокола в адрес общества направлена в установленный срок. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35406169208985 копия постановления вручена адресату 28.09.2022.
Представитель общества не явился на принятие постановления об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095376342904 определение об отложении рассмотрения дела вручена адресату 04.10.2022.
Вся корреспонденция в адрес ООО Ломбард "Карман 24" направлялась по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ- г. Сочи ул. Гагарина,8 помещ. 2.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРИП) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРИП, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРИП об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРИП в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Таким образом, в нарушение приведенных выше норм общество не организовало надлежащим образом получение почтовой корреспонденции по своему юридическому адресу, что является риском самого общества.
Довод общества о том, что во время административного расследования в обществе произошла смена директора, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку уведомлялось юридическое лицо - ООО "Ломбард "Карман 24", а не конкретный директор.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Совершенное обществом нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере благоустройства, совершено повторно.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что в силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
ООО "Ломбард "Карман 24" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.03.2018 в категории "Микропредприятие", то есть по состоянию на дату совершения рассматриваемого правонарушения, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Из санкции ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" следует, что подлежит наложению на граждан административный штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, размер административного штрафа с учётом положений ст. 4.1.2 КоАП РФ для общества составляет 7 500 рублей, в связи с чем, решение суда от 03.04.2023 подлежит отмене, а постановление Административной комиссии Центрального внутригородского района города Сочи от 18.10.2022 N ЦР-1451/2022 о привлечении ООО "Ломбард "Карман 24" к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" признанию незаконным и отмене в части назначения административного штрафа, снизив штраф до 7 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2023 по делу N А32-55143/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Центрального внутригородского района города Сочи от 18.10.2022 N ЦР-1451/2022 о привлечении ООО "Ломбард "Карман 24" к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в части назначения административного штрафа, снизив штраф до 7 500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55143/2022
Истец: ООО Ломбард Карман 24
Ответчик: Административная комиссия ЦВО района МО городского округа г. Сочи, Административная комиссия Центрального внутригородского района города Сочи
Третье лицо: ООО "Ломбард "Карман 24"