г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А56-83392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Пивцаева Е.И., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 03.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8440/2023) общества с ограниченной ответственностью "ПРИМОРСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по делу N А56-83392/2022 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "ПРИМОРСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНОПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС" 3-е лицо: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" (далее - Общество, ответчик) об обязании осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) на площади 5.2570 га в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу.
Определением от 20.10.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Решением от 02.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что ввиду перевода земельного участка в земли промышленности 27.06.2019, с указанной даты истец, являясь отраслевым органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий и функций в сфере лесных отношений, утратил право на распоряжение земельными участками, отнесенными к категории земель промышленности и иного специального назначения.
Учитывая зложенное, ответчик полагает, что дополнительное соглашение от 25.09.2019, заключенное неправомочным государственным органом, с момента его заключения не соответствовало законодательству.
Более того, 01.10.2019 года между истцом, ответчиком и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) заключено дополнительное соглашение о замене стороны по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.02.2019 N 1180/ДС-2019-02 и Дополнительное соглашение об изменении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.02.2019 N 1180/ДС-2019-02, в соответствии с которым, договор был изложен в новой редакции. Все положения указанных дополнительных соглашений были распространены на отношения сторон, возникшие с 27.06.2019 (с момента изменения категории земельного участка). При этом в новой редакции договора стороны не предусмотрели обязанность ответчика по лесовосстановлению.
Таким образом, положения дополнительного соглашения от 25.09.2019 фактически отменены дополнительными соглашениями от 01.10.2019 как не соответствующие законодательству.
Изменение категории спорного земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:51249 было осуществлено в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" и изданного Минэкономразвития России письма N 23940-ДП/д23и от 23.08.201 "Относительно упрощенного порядка перевода земельных участков из одной категории в другую", согласно которым внесение сведений о принадлежности земельного участка к категории земель промышленности, энергетики и пр., осуществляется одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения на данный участок.
Ответчик с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не обращался.
Учитывая срок, указанный в решении для осуществления мероприятий по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) - три месяца, судебный акт является заведомо неисполнимым.
В судебном заседании представитель ответчики доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в озыве.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 15 апреля 2019 года между сторонами заключен договор аренды лесного участка N 1216/ДС-2019-04 (далее - Договор аренды), в соответствии с которым ООО "Приморский УПК" приняло в аренду земельный участок лесного фонда, площадью 5,2570 га, кадастровый номер 47:01:0000000:51248, находящийся по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, в квартале N 153 для строительства и эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области. Вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (далее - земельный участок).
В соответствии с положениями ст. 88 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) ответчиком был разработан Проект освоения лесов, в котором запроектировано компенсационное лесовосстановление в соответствии с требованиями ст. 63.1. ЛК РФ на площади 5,2570 га на лесном участке, предоставленном в установленном порядке.
Проект получил положительное заключение экспертной комиссии, которое было утверждено Распоряжением Комитета N 1405 от 26.04.2019 (далее - Распоряжение).
27 июня 2019 года, в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка внесена запись об изменении категории земельного участка с категории лесного фонда на категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения комической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
01 октября 2019 года между истцом, ответчиком и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) заключено дополнительное соглашение о замене стороны по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.04.2019 N 1216/ДС-2019-04 (Приложение N 4) в соответствии с которым Комитет передал МТУ Росимущества все права и обязанности арендодателя по договору аренды.
Кроме того, этой же датой между ответчиком и МТУ Росимущества заключено дополнительное соглашение об изменении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.04.2019 N 1216/ДС-2019-04, в соответствии с которым договор изложен в новой редакции.
Условия указанных дополнительных соглашений распространены на отношения сторон, возникшие с 27.06.2019.
Пунктом 1.1 дополнительного соглашения к договору аренды от 25 сентября 2019 года предусмотрено, что арендатор обязуется выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади равной площади земельного участка, переведенного из категории земель лесного фонда В земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения по договору аренды от 15.04.2019 N 1216/ДС.2019-04.
В соответствии с п.2. указанного дополнительного соглашения арендатор обязуется выполнить работы по лесовосстановлению или разведению не позднее 10 июня 2020 года в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения, разработанным в соответствии с приказом Минприроды России от 28.12.2018 N 700 "Об утверждении правит лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки", от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений".
Ссылаясь на непроведение Обществом мероприятий по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в отношении лесного участка и оставление претензии N 2340 от 07.07.2022 без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Частью 1 статьи 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 1 ЛК РФ, одним из принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В силу частей 1 и 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, осуществляемому, в частности, путем лесовосстановления.
Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2); лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" ЛК РФ дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.
Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Таким образом, приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом с учетом следующего.
При изменении категории земельных участков и внесении изменений в договор путем замены арендодателя на МТУ Росимущества, назначение участка, а именно строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов согласно п.1.1 договора для стороны не изменилось.
Согласно пункту 2 ст. 11 ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Исходя из пояснительной записки к проекту указанного федерального закона, его основной целью является сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов, а также исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела 2 плана мероприятий "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства".
Закон N 341 не ставил перед собой целью изменение правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, публичных обязательств по восполнению частей лесного фонда, утраченных в ходе хозяйственной деятельности.
С учетом положений п.2. ст.11 Закона N 341 Общество должно было понимать, что в результате регистрации права аренды лесного участка, категория земельных участков, переданных по договорам, будет изменена, в связи с чем подавая заявление о регистрации права аренды, Общество фактически подавало и заявление об изменении категории земельного участка.
При переводе земельного участка в иную категорию земельный участок не утратил свои лесные характеристики и назначение, в соответствии с которым заключался договор и Общество продолжает использовать участок.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса.
Таким образом, само по себе изменение категории земельного участка не исключает лесных обязательств при том, что назначение земельного участка не было изменено и Общество продолжает выполнять работы, связанные с эксплуатацией лесов.
Доводы о неисполнимости судебного акта отклонены с учетом ст. 324 АПК РФ. При этом против увеличения срока для исполнения судебного акта представитель Комитета не возражал.
Апелляционный суд отмечает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не представил возражений, касающихся срока восстановительных работ. Суд разрешил спор с учетом позиций сторон.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2023 по делу N А56-83392/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83392/2022
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Рощинское поселение - филиал ЛОГКУ "Ленобллес"
Ответчик: ООО "ПРИМОРСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области