город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2023 г. |
дело N А32-47921/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца: представитель Юндин Ф.В. по доверенности N 001/2023 от 31.01.2023, паспорт (до перерыва);
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мазника Александра Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 по делу
N А32-47921/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вымпел-Юг"
(ИНН 2311241588, ОГРН 1172375059900) в лице ликвидатора Хуаде Руслана Ахмедовича
к ответчику Мазнику Александру Владимировичу (ИНН 230810316127)
об обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вымпел-Юг" в лице ликвидатора Хуаде Руслана Ахмедовича (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Мазнику Александру Владимировичу (далее - ответчик) об истребовании следующих документов ООО "Вымпел-Юг":
1) Устав общества;
2) Документ, подтверждающий факт внесения записи о создании общества в ЕГРЮЛ;
3) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) Документы, подтверждающие права общества на имущество, находящиеся на балансе;
5) Годовые отчеты, бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках;
6) Документы бухгалтерского учета (регистры бухгалтерского учета, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета);
7) Книги покупок и продаж, бухгалтерская отчетность общества (в т.ч. бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах, приложения к ним, пояснительные записки);
8) Декларации по налогам общества (годовые и квартальные);
9) Декларации по взносам во внебюджетные фонды (поквартальные и годовые) и иные документы персонального учета;
10) Базу компьютерной программы "1С-Предприятие";
11) Сертификат ключа ЭЦП системы "Клиент-банк";
12) Сертификат ключа ЭЦП системы ЭДО;
13) Документы о последней инвентаризации ТМЦ и других активов общества;
14) Договоры, заключенные с контрагентами, подтверждающие кредиторскую и дебиторскую задолженность общества;
15) Договоры аренды, иной документ, подтверждающий право собственности, иное право пользования помещениями, складами;
16) Договоры с поставщиками и покупателями, договоры займов, залога, поручительства, кредитные договоры, все оригиналы действующих и недействующих договоров с 2018 г.;
17) Первичные бухгалтерские документы (акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные и товарно-транспортные накладные, акты сверки, счета-фактуры, инвойсы, путевые листы и др.) по всем контрагентам;
18) Кассовые документы (журнал кассовых операций, приходные и расходные кассовые ордеры и др.);
19) Трудовые договоры с директором, бухгалтером и иными сотрудниками общества, а также приказы о приеме на работу и увольнении с работы, должностные инструкции, штатное расписание за весь период работы;
20) Документы, подтверждающие выплату заработной платы сотрудникам (расчетные листки и платежные ведомости), личные дела сотрудников, карточки/табели учета времени;
21) Решения единственного участника и приказы директора;
22) Списки аффилированных лиц с изменениями за весь период работы;
23) Круглая печать общества, иные печати и штампы.
Решением от 23.11.2022 иск удовлетворен. Суд обязал Мазника Александраа Владимировича передать истцу в течение 15-ти рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу истребуемые документы за период до 01.03.2022. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.11.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указал, что не был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Определением от 20.02.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А32-47921/2022 по правилам, установленным нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
От ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых Мазник Александр Владимирович указал, что им по соглашению об оказанию юридической помощи от 03.11.2017, заключенному с адвокатом Мазником Виктором Владимировичем по акту приема-передачи от 24.02.2022, последнему переданы истребуемые ликвидатором документы для их передачи новому руководителю, ответчик просил привлечь указанного адвоката к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании объявлено о замене в составе суда на основании определения председателя второго судебного состава Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 года судьи Сороки Я.Л. на судью Шапкина П.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебное заседание ответчик явку не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика повторно поступили ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора адвоката Мазника Виктора Владимировича и об отложении судебного заседания в связи с необходимостью участия указанного третьего лица.
Представитель истца возражал против удовлетворения ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, адвоката Мазника Виктора Владимировича, дал дополнительные пояснения по существу спора.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 10.05.2023 года до 10 час. 45 мин.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 10 мая 2023 года в 10 час. 56 мин. в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, адвоката Мазника Виктора Владимировича, рассмотрено апелляционным судом и отклонено в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для вступления в дело третьего лица является возможность судебного акта по рассматриваемому делу повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон, то есть у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем (предъявление регрессного иска и т.п.).
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
При этом, в обоснование заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица ответчик не представил доказательства того, что судебный акт может повлиять на права или обязанности указанного адвоката.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия доказательств, подтверждающих, что принятый по существу спора судебный акт может каким-либо образом затронуть права адвоката Мазника Виктора Владимировича.
Следовательно, предусмотренные статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для привлечения заявленного лица к участию в деле отсутствуют.
Отсутствуют и основания для отложения судебного разбирательства, так как суд апелляционной инстанции и так трижды откладывал рассмотрение дела первоначально определением от 20.02.2023, затем от 13.03.2023 и 10.04.2023, требования апелляционного суда в определениях об обеспечении явки сторон в судебное заседание с целью передачи документов в зале суда не исполнены дважды, при этом апелляционная коллегия учитывает предельные процессуальные сроки рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, Мазник Александр Владимирович занимал должность директора Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел-Юг" (ОГРН 1172375059900, ИНН 2311241588) с 27.07.2017.
Решением N 1/2022 единственного участника ООО "Вымпел-Юг" от 09.02.2022 полномочия директора Мазника Александра Владимировича были прекращены. Новым исполнительным органом назначен Хуаде Руслан Ахмедович, который приступил к исполнению обязанностей в соответствии с приказом N 2 от 01.03.2022.
После отстранения ответчика от исполнения обязанности директора ООО "Вымпел-Юг" им не были переданы новому исполнительному органу бухгалтерские и иные документы общества.
В связи с прекращением деятельности Общества его единственным участником было принято решение N 04/2022 от 12 августа 2022 года о добровольной ликвидации ООО "Вымпел-Юг", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2222301127266 от 19.08.2022.
Ликвидатором ООО "Вымпел-Юг" назначен Хуаде Руслан Ахмедович, который письмом от 28 августа 2022 г. исх. N б/н. обратился к ответчику с запросом о передаче документов.
Ответчиком требования (претензия) истца о передаче документов ООО "Вымпел-Юг" оставлены без исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
На основании пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом, который подотчетен общему собранию участников общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закон об ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В статье 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ перечислены документы, которые обязано хранить общество. При этом данные документы общество должно хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Указанные документы должны храниться по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, известном и доступном участникам общества (пункт 2 статьи 50 Закона N 14-ФЗ).
Законом N 14-ФЗ не установлен порядок передачи документов директором вновь избранному директору.
Обязанность по хранению организацией документов бухгалтерского и налогового учета также предусмотрена статьей 29 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 29 Закона N 402-ФЗ возлагает на экономических субъектов обязанности по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Согласно пункту 4 статьи 29 Закона N 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации, при этом порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В статье 3 Закона N 402-ФЗ указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (пункт 1 статьи 29 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В соответствии со статьей 29 этого Закона первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
На исполнительный орган в силу закона возложена обязанность по хранению всех внутренних, финансовых, бухгалтерских и иных документов общества. Соответственно требование о передаче подлежащих обязательному хранению документов должно предъявляться к лицу, ранее являвшемуся руководителем юридического лица. Действуя разумно и добросовестно, именно генеральный директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан организовать процесс передачи документов обществу в лице нового генерального директора, обеспечив соответствующую фиксацию этого процесса, при этом не имеет правового значения где, у кого и как они хранятся/находятся. При отсутствии таких доказательств, бывший генеральный директор несет риск наступления неблагоприятных последствий (неисполнении/ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководителя) в силу действующего законодательства.
Согласно положениям Закона N 14-ФЗ, Закона N 402-ФЗ к числу обязанностей бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, а также передача этих документов вновь избранному руководителю. Более того, именно директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан организовать процесс передачи документов обществу в лице нового директора, обеспечив соответствующую фиксацию этого процесса. Таким образом, в обязанности общества и вновь избранного единоличного исполнительного органа не входит и не может входить уведомление бывшего директора о необходимости предоставить соответствующие документы. Напротив, обязанность по организации предоставления данных документов возлагается на бывшего единоличного исполнительного органа общества.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Таким образом, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества, при смене единоличного исполнительного органа общества должны быть переданы вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.
При отсутствии добровольного исполнения указанной обязанности общество вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующими требованиями об обязании осуществить их передачу.
Поскольку заявленные требования имеют признаки виндикационного иска общества к бывшему директору об истребовании документов, это обусловливает обязанность истца доказать сам факт составления и наличия этих документов у ответчика на момент рассмотрения спора.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, следовательно общество должно представить доказательства того, что истребуемые документы находились у бывшего руководителя в период исполнения им полномочий генерального директора общества и на момент рассмотрения спора, а ответчик должен доказать передачу им указанных документов новому директору общества либо факт выбытия документации из его владения помимо его воли.
Истребуемые истцом сведения касаются информации об имущественном и финансовом положении общества, используются в бухгалтерском учете и при формировании бухгалтерской отчетности, а также для целей управления обществом.
На исполнительный орган в силу закона возложена обязанность по хранению всех внутренних, финансовых, бухгалтерских и иных документов общества. Соответственно требование о передаче подлежащих обязательному хранению документов должно предъявляться к лицу, ранее являвшемуся руководителем юридического лица.
Действуя разумно и добросовестно, именно генеральный директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан организовать процесс передачи документов Обществу в лице нового генерального директора, обеспечив соответствующую фиксацию этого процесса, при этом не имеет правового значения где, у кого и как они хранятся/находятся.
При отсутствии таких доказательств, бывший генеральный директор несет риск наступления неблагоприятных последствий (неисполнении/ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководителя) в силу действующего законодательства.
Доказательств предоставления истцу всех запрашиваемых документов ответчиком не представлено, равно как и не предоставлено доказательств невозможности исполнения требования участника общества.
В пункте 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 144 от 18.01.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" разъяснено, что степень должной конкретизации требования о предоставлении информации должна оцениваться судом с учетом, обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечить реальную возможность осуществления своих прав. Например, обращенное к обществу требование о представлении протоколов общих собраний участников за определенный период не обязательно предполагает указание точных дат составления протокола и их номеров, которые заявитель может не знать.
Наличие у ответчика истребуемых документов следует из положений ФЗ "О бухгалтерском учете". Основной массив истребованной управляющим документации составляют либо документы бухгалтерского учета (первичные учетные документы, регистры учета), бухгалтерской и налоговой отчетности, либо документы, производные от данных бухгалтерского учета или первичных учетных документов.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О бухгалтерском учете", ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, то есть, в настоящем деле - ответчиком.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. К первичным документам для целей указанного закона, относятся, в частности, договоры, иные сделки, а также документы, подтверждающие их исполнение (платежные документы, накладные, акты приема-передачи, акты о выполнении работ, и.т.д., в зависимости от содержания договора).
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает, что: данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ "О бухгалтерском учете", первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Аналогичные обязанности в отношении корпоративной документации Общества, возлагает на генерального директора ст. 50 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Истребуемая истцом документация является обычным набором финансовой, бухгалтерской и корпоративной документации любого общества с ограниченной ответственностью.
При этом, истцом не заявлено заведомо неисполнимых требований.
Вся истребованная документация (и, в первую очередь, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета) необходима обществу для ведения своей деятельности, в том числе и для легитимной ликвидации.
Таким образом, требования истца (с учетом уточнения) изложены с той степенью конкретизации, которая необходима и достаточна для выполнения этих требований обществом.
При этом, суд счел необходимым ограничить период, за который истребуются документы с даты назначения бывшего директора 27.07.2017 и датой 01.03.2022 (момент прекращения ответчиком полномочий директора общества).
Ссылки Мазника Александра Владимировича на факт того, что им по соглашению об оказании юридической помощи от 03.11.2017, заключенному с адвокатом Мазником Виктором Владимировичем, по акту приема-передачи от 24.02.2022 переданы последнему указанные документы для их последующей передачи, не снимают с Мазника Александра Владимировича его обязанности по их передаче надлежащему лицу - ликвидатору общества.
Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя предполагается и является обязательным требованием закона, законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность по восстановлению утраченных документов, и руководитель должника обязан доказывать наличие уважительных причин непредставления документации. Невыполнение требования о представлении первичных бухгалтерских документов или отчетности приравнивается к их отсутствию.
Принцип разумности и добросовестности поведения участников гражданского оборота, закрепленный в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяется и на лиц, исполняющих обязанности руководителей хозяйственных обществ. Следовательно, лицо, руководствующееся в своей деятельности указанным принципом, обязано предпринять все зависящие от него меры для исполнения своих обязательств добровольно и в разумные сроки, в том числе после прекращения полномочий надлежащим образом передать новому руководителю всю документацию и имущество общества.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить, в связи с чем прекращение у ответчика полномочий директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.
По мнению суда, действуя разумно и добросовестно, именно директор, исполняя свои обязанности единоличного исполнительного органа, обязан надлежаще организовать процесс передачи документов обществу в лице его ликвидатора, обеспечив соответствующую фиксацию этого процесса, при этом не имеет правового значения, где они и у кого в настоящее время находятся.
При отсутствии таких доказательств, бывший директор несет риск наступления неблагоприятных последствий (неисполнения/ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководителя), в силу действующего законодательства.
По мнению суда, создание в настоящем случае видимости передачи документов аффилированному (зависимому) лицу не может признаваться надлежащей передачей.
Следует учитывать также, что суд апелляционной инстанции трижды откладывал рассмотрение дела первоначально определением от 20.02.2023, затем от 13.03.2023 и 10.04.2023.
При этом, требования апелляционного суда в определениях от 13.03.2023 и от 10.04.2023 (повторно) об обеспечении явки сторон в судебное заседание с целью передачи документов в зале суда надлежащему лицу (ликвидатору) не исполнены ответчиком дважды, что свидетельствует о том, что ответчик не имеет цели исполнения требований суда и реально уклоняется от передачи документов, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с отменой судебного акта судебные расходы перераспределяются судом апелляционной инстанции на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принять новый судебный акт.
Обязать Мазника Александра Владимировича (ИНН 230810316127, 01.09.1981 г.р.) передать ООО "Вымпел-юг" (ИНН: 2311241588, ОГРН: 1172375059900) в лице ликвидатора Хуаде Руслана Ахмедовича в течение 15-ти рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу документы ООО "Вымпел-юг", составленные за период с 27.07.2017 по 01.03.2022:
1. Устав Общества;
2. Документ, подтверждающий факт внесения записи о создании Общества в ЕГРЮЛ;
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4. Документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящиеся на балансе;
5. Годовые отчеты, бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках;
6. Документы бухгалтерского учета (регистры бухгалтерского учета, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета);
7. Книги покупок и продаж, бухгалтерская отчетность Общества (в т.ч. бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах, приложения к ним, пояснительные записки);
8. Декларации по налогам Общества (годовые и квартальные);
9. Декларации по взносам во внебюджетные фонды (поквартальные и годовые) и иные документы персонального учета;
10. Базу компьютерной программы "1С-Предприятие";
11. Сертификат ключа ЭЦП системы "Клиент-банк";
12. Сертификат ключа ЭЦП системы ЭДО;
13. Документы о последней инвентаризации ТМЦ и других активов Общества;
14. Договоры, заключенные с контрагентами, подтверждающие кредиторскую и дебиторскую задолженность Общества;
15. Договоры аренды, иные документы, подтверждающие право пользования помещениями, складами;
16. Договоры с поставщиками и покупателями, договоры займов, залога, поручительства, кредитные договоры, все оригиналы договоров с 2018 г.;
17. Первичные бухгалтерские документы (акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные и товарно-транспортные накладные, акты сверки, счета-фактуры, инвойсы, путевые листы и др.) по всем контрагентам;
18. Кассовые документы (журнал кассовых операций, приходные и расходные кассовые ордеры и др.);
19. Трудовые договоры с директором, бухгалтером и иными сотрудниками Общества, а также приказы о приеме на работу и увольнении с работы, должностные инструкции, штатное расписание;
20. Документы, подтверждающие выплату заработной платы сотрудникам (расчетные листки и платежные ведомости), личные дела сотрудников, карточки/табели учета времени;
21. Решения единственного участника и приказы директора;
22. Списки аффилированных лиц с изменениями;
23. Круглую печать Общества, иные печати и штампы.
Взыскать с Мазника Александра Владимировича (ИНН 230810316127, 01.09.1981 г.р.) в пользу ООО "Вымпел-юг" (ИНН 2311241588, ОГРН 1172375059900) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47921/2022
Истец: ООО "Вымпел-юг", ООО Вымпел Юг
Ответчик: Мазник А В, Мазник Александр Владимирович