г.Самара |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А55-27035/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Копункина В.А., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "ТЕВИС" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года по делу N А55-27035/2022 (судья Михайлова М.В.), по иску Акционерного общества "ТЕВИС" к Администрации городского округа Тольятти, Муниципальному предприятию "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3", МКУ "Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти",
об обязании освободить охранную зону тепловой сети
с участием в судебном заседании:
от истца - представителя Блесткиной Е.А., по доверенности от 16.01.2023 г.,
от ответчика МКУ "Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти" - представителя Левичевой С.В., по доверенности от 19.12.2023 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЕВИС" (далее- истец) обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Администрации г.о. Тольятти, Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", МКУ "Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти" (ответчиков) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда освободить охранную зону магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз.10(3) доУз.11(2), находящемся в Автозаводском районе г.о. Тольятти, 2 квартал, вдоль улицы Революционная от нестационарного объекта - остановка общественного транспорта (с указанными в уточнении исковых требований от 17.05.2023 координатами) путем демонтажа или переноса объекта из охранной зоны теплосети.
В случае неисполнения судебного акта в установленный срок истец просил взыскать с Администрации т.о. Тольятти в пользу Акционерного общества "ТЕВИС" судебную неустойку в сумме 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТЕВИС обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о законности сохранения остановки общественного транспорта в границах охранной зоны инженерных коммуникаций, считает, что судом неправильно были применены нормы материального права о размещении строений в охранной зоне тепловых сетей. Полагает также необоснованным вывод суда о невозможности переноса остановочного павильона без нарушений требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку в материалы дела не было представлено доказательств невозможности такого переноса.
В отзыве на апелляционную жалобу Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца - Блесткина Е.А., по доверенности от 16.01.2023 г., апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ "Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти"- Левичева С.В., по доверенности от 19.12.2023 г., в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ТЕВИС" является теплосетевой организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения на территории Автозаводского района г. о. Тольятти.
АО "ТЕВИС" на праве собственности принадлежит объект "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г.Тольятти", о чем в Едином государственном реестре прав па недвижимое имущество и сделок с ним 24.11.2010 года сделана запись регистрации N 63-63-09/122/2010-392.
В отношении объекта "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г.Тольятти" в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) с реестровым номером 63:09-6.924. Наименование ЗОУИТ -Охранная зона тепловых сетей: Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г.Тольятти. Тип ЗОУИТ - Охранная зона инженерных коммуникаций.
Обосновывая исковые требования, истец ссылался на то, что в ходе эксплуатации магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз. 10(3) до Уз.11(2) (литеры Т1337-Т1338), находящейся в Автозаводском районе г.о. Тольятти, 2 квартал, вдоль улицы Революционная, входящей в состав объекта "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г.Тольятти", было установлено наличие нарушений охранной зоны тепловой сети.
Согласно представленному истцом заключению кадастрового инженера Абзалетдинова Юнуса Рустамовича (уникальный регистрационный помер в реестре членов Ассоциации СРО "БОКИ" 2261 от 21.12.2021, уникальный реестровый номер Ассоциации СРО "БОКИ" в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 005) N 25/2022 от 09.03.2022, в границах ЗОУИТ, в той части, которая необходима для охраны магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз. 10(3) до Уз.11(2) расположен нестационарный объект - остановка общественного транспорта, занимающий часть земной поверхности, площадью 9,5 кв.м., полностью располагающийся в пределах ЗОУИТ (Объект 9 на схеме, приложенной к заключению -лист 5).
Истец указал, что размещение данного объекта в границах ЗОУИТ нарушает требования законодательства о размещении объектов в границах охранных зон, создает препятствия в использовании истцом возложенных на его обязанностей по содержанию и безопасности экспулуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, в том числе, создает невозможность своевременного принятия оперативных мер на устранению аварий на тепловых сетях.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пунктах 45, 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон N 190-ФЗ) предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона N 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила N 197) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Этим же пунктом предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Таким образом, на истца как теплоснабжающую организацию, возложена обязанность по охране тепловых сетей и соблюдению требований к охранным зонам.
В соответствии с п. 2 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Согласно п.п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, который осуществляется путем обходов.
Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей.
Пунктом 6.2.34 указанных Правил предусмотрена обязанность истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
В силу п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
В силу п. 17 Правил N 197, предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В соответствии с пп. 3 п. 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Пунктом 6.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Таким образом, по общему правилу, возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов и охранных зон тепловых сетей не допускается.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Выявленный в охранной зоне нестационарный объект "Остановка общественного транспорта" в силу пункта 5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" относится к объектам обслуживания участников дорожного движения.
Местонахождение объекта "Остановка общественного транспорта" - г. о. Тольятти, Автозаводский район, 2 квартал, вдоль улицы Революционная.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Администрации г. о. Тольятти Самарской области от 27.12.2021 N 3914-ц/1, пунктом 1 Постановления Мэрии г. о. Тольятти Самарской области от 27.12.2013 N 4109-и/1 содержание, ремонт, устройство (перенос) остановок общественного транспорта на территории г. о. Тольятти осуществляется Администрацией г. о. Тольятти.
Согласно п.3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (далее- ОСТ 218.1.002-2003) на автомобильных дорогах I-III категорий в состав остановки в том числе входят следующие элементы:
* остановочная площадка;
* посадочная площадка;
* площадка ожидания (для дорог I-III категорий);
* переходно-скоростные полосы;
* заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог);
* автопавильон.
В соответствии с разделом 4 "Требования к размещению автобусных остановок" ОСТ 218.1.002-2003 в местах размещения остановок должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий. Автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки располагают от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля. На дорогах 1Б-Ш категорий автобусные остановки располагают в густонаселенной местности через каждые 400 м и более. Аналогичные требования содержит ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.".
Согласно п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования." остановочный пункт состоит из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 10 июня 2019 г. N 1591-п/1 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти" автодорога по ул. Революционная в г.о. Тольятти относится к автомобильным дорогам категории I Б.
Таким образом, остановка общественного транспорта входит в состав автомобильной дороги по ул. Революционная.
В соответствии с графической схемой расположения охранной зоны инженерных коммуникаций истца ЗОУИТ с реестровым номером 63:09-6.924, находящейся в открытом доступе на сайте публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/ охранная зона расположена параллельно автомобильной дороги по ул. Революционная на всем ее протяжении. При этом край проезжей части автомобильной дороги находится в непосредственной близости с охранной зоной сетей истца.
Согласно находящейся в открытом доступе на сайте публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/ информации и выписки из реестра муниципальной собственности г.о. Тольятти сооружение - автодорога по ул. Революционная имеет кадастровый номер 63:09:0000000:2950, протяженность 4224 м и введена в эксплуатацию в 1971 г.
В техническом паспорте МП "Инвентаризатор" на автодорогу по ул. Революционная указан год постройки 1971 г. как самой автодороги, так и входящих в ее состав остановок. При этом отдельно указывается что остановки имеют земляное полотно, песчаный подстилающий слой, щебеночное основание, однослойное асфальтобетонное покрытие.
Таким образом, автомобильная дорога по ул. Революционная с входящими в ее состав остановками общественного транспорта была построена и введена в эксплуатацию в 1971 г. по нормам законодательства того времени.
Согласно ч. 38 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
В соответствии с п. 3 ч. 33 ст. 26 Федерального Закона N 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения) (пункт 3).
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
На основании изложенного, поскольку остановка общественного транспорта входит в состав автомобильной дороги по ул. Революционная и ее размещение соответствует требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, остановка общественного транспорта была построена и введена в эксплуатацию до внесения сведений о границах охранной зоны тепловых сетей в ЕГРН, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об освобождении охранной зоны от находящегося на нем остановочного павильона, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
Судом первой инстанции также верно учтено, что улица Революционная в городе Тольятти является одной из главных улиц города и района, на ней сосредоточенны административные, торговые и культурно-бытовые учреждения, а остановка общественного транспорта, о демонтаже которой просил истец, предназначена для пользования населением услугами муниципального транспорта и является социально значимым объектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем, ее демонтаж затронет права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца.
Заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, ссылаясь на действующие Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, которыми установлены ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей. Отмечает, что в отношении тепловой сети АО "ТЕВИС" согласно Выписке Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" установлена зона с особыми условиями использования территорий Реестровый (учетный номер 63:09-6.924, дата присвоения 06.07.2021). В выписке указаны реквизиты решения об установлении зоны, территории: Правила охраны коммунальных сетей от 17.08.1992 N 197, выдан: Министерством Архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Истец указывает, что согласно выписке из технического паспорта на тепловую сеть Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти", инженерная сеть от на участке от Уз. 10 (3) до Уз. 11 (2) введена в эксплуатацию в 1971 году, из данного документа также следует, что инфраструктура тепловых сетей на территории г. Тольятти сложилась в 70х - 80х годах. В соответствии с распоряжением Заместителя Мэра - руководителя аппарата Мэрии городского округа Тольятти N 10348-р/6 от 17.10.2012 г. остановка общественного транспорта, расположенная на ул. Революционной (объект 7 на схеме в заключении кадастрового инженера), была передан на баланс МКУ "ЦОДД ГОТ". При этом в акте приема-передачи N 8 от 14.02.2013 г. в строке N 85 указано, что передаваемый павильон был введен в эксплуатацию в 1991 г. Следовательно, как считает истец, поскольку тепловая сеть введена в эксплуатацию раньше, чем организована остановка общественного транспорта, режим охранной зоны был первичен по отношению к разрешенному использованию земельного участка под автомобильную дорогу.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, вышеуказанная автомобильная дорога с находящимися на нем остановочными пунктами была построена и введена в эксплуатацию в 1971 г. В техническом паспорте МП "Инвентаризатор" на автодорогу по ул. Революционная указан год постройки 1971 г. как самой автодороги, так и входящих в ее состав остановок.
Правила N 197 утверждены 17.08.1992, т.е. после введения в эксплуатацию автомобильной дороги (1971 г.) и остановочного павильона в эксплуатацию (1991 г.) и распространяют своей действие на отношения, возникшие после их введения.
В свою очередь, транспортная инфраструктура города сложилась в соответствии с потребностями жителей. То обстоятельство, что после принятия Правил N 197 размещение остановочных пунктов автодороги перестало отвечать требованиям расположения объектов в границах зон тепловых сетей, не является безусловным основанием для демонтажа таких объектов или их переноса, поскольку в данном случае будут нарушаться установленные требования размещения остановочных площадок относительно проезжей части дороги.
Принимая во внимание, что тепловая сеть расположена на всей протяженности автодороги, истцом не представлено доказательств возможности переноса остановки общественного транспорта в иное место, в соответствии с положениями законодательства о дорожной деятельности с соблюдением требований безопасности дорожного движения.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что истцом не доказано наличие реальной угрозы нарушения его прав действиями ответчиков.
В соответствии со ст. 11 Правил благоустройства г.о. Тольятти утв. Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 4 июля 2018 г. N 1789 остановочные павильоны относятся к некапитальным нестационарным сооружениям и выполняются из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Из материалов дела не следует, что истцу созданы реальные препятствия при осуществлении эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, либо создаются ограничения доступа к его имуществу ответчиками.
Установлено также, что по аналогичным требованиям АО "ТЕВИС" в отношении иных остановочных павильонов, располагающихся вдоль ул. Революционная, судами было отказано в удовлетворении исковых требований (дела N А55-26967/2022, N A55-26965/2022, N А55-28594/2022). Суды при этом исходили из того, что требование о выносе объекта за пределы охранной зоны должно быть обосновано указанием на конкретный предотвращаемый таким образом риск для объекта сетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц. Такое обоснование должно учитывать технические характеристики спорного объекта и сетевого объекта и их взаимодействия в границах земельного участка.
Надлежащих доказательств, подтверждающих факт создания реальных препятствий истцу при осуществлении эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, ограничения доступа к его имуществу, по настоящему делу не представлено.
Таким образом, истцом не доказаны обстоятельства, позволяющие считать его требования законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года по делу N А55-27035/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "ТЕВИС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27035/2022
Истец: АО "ТЕВИС"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти
Третье лицо: МКУ "Центр организации дорожного движения г.о.Тольятти", Муниципальное предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3"