г. Хабаровск |
|
15 мая 2023 г. |
А04-9845/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Л.В. Самар
рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад N 3 "Радуга"
на решение от 07.02.2023
по делу N А04-9845/2022
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Коммунальные системы БАМа"
к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению "Детский сад N 3 "Радуга" города Тынды Амурской области
о взыскании 95 511,17 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее - АО "Коммунальные системы БАМа", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению "Детский сад N 3 "Радуга" города Тынды Амурской области (далее - МДОБУ ДС N 3 г. Тынды, ответчик) о взыскании 95 511,17 руб. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2022 по 31.08.2022 по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 26.01.2022 N 10529.
Определением суда от 06.12.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ответчику предложено в срок до 30.12.2022 представить отзыв на исковое заявление и документы в обоснование возражений. Срок для представления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции установлен судом до 01.02.2023.
Решением от 07.02.2023 с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад N 3 "Радуга" города Тынды Амурской области в пользу акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2022 по 31.08.2022 по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 26.01.2022 N 10529 в размере 95 511,17 руб., 3 820 руб. расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, МДОБУ ДС N 3 г. Тынды обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2023 отменить. Апеллянт, оспаривая решение суда, указывает на то, что задолженность МДОБУ ДС N 3 г. Тынды перед АО "Коммунальные системы БАМа" за период с 01.04.2022 по 30.08.2022 составила 64 630,04 руб., в то время как взысканная решением суда задолженность образовалась за период с 01.01.2022 по 31.08.2022. Считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за период, указанный в заявлении АО "Коммунальные системы БАМа".
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В установленный срок от АО "Коммунальные системы БАМа" поступил отзыв на апелляционную жалобу, указывает, что при подаче искового заявления допущена опечатка в периоде взыскания задолженности, просит считать верным период задолженности с 01.01.2022 по 31.08.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Повторно рассмотрев материалы дела в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав и оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО "Коммунальные системы БАМа" и муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением "Детский сад "3 "Радуга" города Тынды Амурской области" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 10529 от 26.01.2022 г.
Согласно пункту 1 договора организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы допустимых сбросов (в случаях когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организация ВКХ обязана:
- осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения нормативов по объему и составу сточных вод, требований к составу сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "р" пункта 12 договора);
- осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "с" пункта 12 договора).
Организация ВКХ вправе:
- взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "д" пункта 13 договора).
Абонент обязан:
- соблюдать установленный договором режим потребления холодной воды (подпункт "д" пункта 14 договора);
- производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором (подпункт "е" пункта 14 договора).
Договор заключен на период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. (п. 16 договора).
Так, АО "Коммунальные системы БАМа", рассчитав размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.02.2022 по 31.08.2022 в адрес детского сада направлены счет-фактуры сопроводительным письмом 4706 от 02.03.2022: (с/ф 1917 от 01.02.2022), 3240/6 от 14.11.2022 г. (корректировочная счет - фактура 1917/1 от 10.11.2022), 526/6 от 03.03.2022 (с/ф N 2710 от 28.02.2022), 778/6 от 21.03.2022 г. (с/ф N 3655 от 26.03.2022), 1145/6 от 20.04.2022 (с/ф N 5172 от 20.04.2022), 1462/6 от 18.05.2022 (с/ф 6791 от 26.05.2022), 1805/6 от 23.06.2022 (с/ф N 8691 от 26.06.2022), 2064/6 от 19.07.2022 (с/ф N 10316 от 26.07.2022), 2338/6 от 19.08.2022 (с/ф N 10846 от 26.08.2022), 3240/6 от 14.11.2022 г. (с/ф 1917/1 от 10.11.2022).
Однако ответчиком оплата вышеуказанных счетов не произведена.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 06.10.2022 N 686 с требованием об уплате долга. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
На основании пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Положениями подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1 (2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Из подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 следует обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
В силу подпункта "г" пункта 36 указанных Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Согласно пункту 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Пункт 203 Правил N 644 предусматривает формулу расчета размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении отдельных категорий объектов абонентов без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод. Эта формула (Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.) применяется к объектам, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. м) и при условии осуществления абонентом деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.
Таким образом, по смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
В связи с чем, плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. м в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
Указанные разъяснения содержатся в письме Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04.
Согласно абзацу восьмому пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, далее - Правила N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из представленного АО "Коммунальные системы БАМа" расчета, размер платы по негативному воздействию по договору за 2022 год за период с 01.01.2022 по 31.08.2022 составил 95 511,18 руб.
Вместе с тем, ответчиком доказательств оплаты не представлено, как и не представлено доказательств арифметически неверного произведенного АО "Коммунальные системы БАМа" расчета.
Доводы апеллянта относительно несоотвествия суммы взысканной задолженности заявленному истцом периоду (вместо заявленного периода с 01.04.2022 по 31.08.2022 применен период с 01.01.2022 по 31.08.2022) апелляционным судом отклоняются ввиду наличия в судебном акте очевидной описки в дате периода, учитывая, что в материалах дела содержится расчет требований истца на сумму 95 511,17 руб. исходя из периода задолженности с 01.01.2022 по 31.08.2022, судом расчет проверен и признан арифметически верным, контррасчета ответчиком не представлено, к принятию неправильного судебного акта описка не привела и может быть устранена судом в порядке статьи 179 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда от 07.02.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.02.2023 по делу N А04-9845/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Самар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9845/2022
Истец: АО "Коммунальные системы БАМа"
Ответчик: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад N3 "Радуга"