г. Хабаровск |
|
25 апреля 2024 г. |
А73-17579/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Н.Л. Коваленко,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Платоновой Марины Леонидовны
на решение от 12.01.2024
Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-17579/2023,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548)
к индивидуальному предпринимателю Платоновой Марине Леонидовне (ОГРНИП 316272400061606, ИНН 271302510257)
о взыскании 145 361 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Платоновой Марине Леонидовне (далее - ИП Платонова М.Л., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в период с июля 2022 года по сентябрь 2023 года в общем размере 135 776 руб. 98 коп., пени за нарушение сроков оплаты за период с 11.07.2023 по 27.10.2023 в размере 9 584 руб. 05 коп.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.10.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-17579/2023.
25.12.2023 арбитражный суд принял решение по делу путем подписания резолютивной части решения, приобщенной к делу, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
26.12.2023 в арбитражный суд поступило заявление ответчика об изготовлении мотивированного решения.
На основании части 2 статьи 229 АПК РФ судом изготовлено мотивированное решение.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование указано на отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подписанного сторонами, отсутствие доказательств, подтверждающих факт оказания услуг истцом.
Согласно части 5 статьи 228 Кодекса, с учетом разъяснения, содержащемся в постановлении Пленума Верховного суда от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления документов, при этом протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.
Для представления отзыва и возражений в обоснование своей правовой позиции участвующим в деле лицам определением суда установлен срок - до 02.04.2024, указанный в определении о принятии апелляционной жалобы к производству.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В возражениях на отзыв на апелляционную жалобу от 29.03.2024 без номера ИП Платонова М.Л. указала, что истец не указал фактические места расположения общих мест накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО, которые мог использовать ответчик в спорный период. Ответчик ТКО в силу своей деятельности не имеет. Вторичные ресурсы ответчика от его деятельности утилизировались с привлечением ООО "Чистая планета".
В дополнениях к возражениям на отзыв от 01.04.2024 ИП Платонова М.Л. просила приобщить приемные квитанции ООО "Чистая планета" в подтверждение фактического исполнения обязательств по договору на утилизацию вторичных ресурсов от 02.10.2023 N Х0210/01-2023.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе, на территории муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" и района имени Лазо Хабаровского края. Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории города Хабаровска и муниципальному району имени Лазо осуществляется ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01.07.2022.
ИП Платонова М.Л. осуществляет деятельность розничной торговли преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах в соответствии с ОКВЭД 47.11 по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Могилевка, ул. Советская, д. 25Б, площадью 111,8 м2, с кадастровым номером: 27:08:0010202:696.
10.04.2023 региональным оператором подготовлен и направлен в адрес потребителя проект договора N ТКО-2286/ЮЛ/2023 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 07.04.2023.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта Почты России ИП Платонова М.Л. получила проект договора, подписанный экземпляр договора ООО "Хабавтотранс ДВ" не возвратила.
Следовательно, в спорный период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-2286/ЮЛ/2023и от 07.04.2023 между ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) и ИП Платоновой М.Л. (потребитель), в соответствии с пунктом 2 которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору (пункт 3 договора).
В пункте 4 договора определен способ складирования ТКО, КГО - в накопители в соответствии с Приложением N 1 настоящего договора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.07.2022 (пункт 5 договора).
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора в размере, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1. договора, в случае если оплата услуг по настоящему договору производится исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края для потребителей, осуществляющих свою деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах, а также в отдельно стоящих зданиях и нежилых помещениях (за исключением многоквартирных и жилых домов) расчет размера платы в месяц по настоящему договору производится по приведенной формуле.
Начисление платы по договору осуществляется региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление Правительства РФ N 505) (пункт 6.3 договора).
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 9 договора региональный оператор ежемесячно (в срок не позднее 7 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО) направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, телекоммуникационные каналы связи, путем вручения под роспись) УПД за соответствующий расчетный период, оформленный с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 12 договора региональный оператор обязан: принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 (12.1); обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО, в соответствии с законодательством Российской Федерации (12.2).
В тоже время, потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором (пункт 14.3 договора).
Исходя из положений пункта 16 договора, стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в порядке, предусмотренном Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 505, в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору. Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО, расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежит потребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами.
Настоящий договор заключается на срок с 01.07.2022 по 31.12.2023 (включительно). Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В части взаиморасчетов настоящий договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору (пункт 28 договора).
Приложением N 1 к договору определен объем и место (площадка) накопления ТКО. Так, учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО, место нахождения объекта недвижимости - Хабаровский край, район имени Лазо, с. Могилевка, ул. Советская, д. 25Б (кадастровый номер: 27:08:0010202:696).
Расчет стоимости услуг по настоящему договору зависит от вида помещения, в отношении которого оказываются услуги, и определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, исходя из норматива накопления ТКО, установленного уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края применительно к соответствующему муниципальному образованию.
Начисление платы по настоящему договору осуществляется региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО для потребителей осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
То есть, законодательством предусмотрены два способа коммерческого учета ТКО - по нормативу, либо в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2021 N ВК/67016/21 сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Расчетный способ исходя из нормативов применяется в тех случаях, когда потребитель не предоставил документы, подтверждающие право на конкретную контейнерную площадку, документы, подтверждающие ее внесение в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Норматив при такой ситуации применяется, поскольку не представляется возможным с точностью установить, сколько контейнеров использует потребитель, какой объем ТКО планируется вывозу, а также, что исключена возможность складирования (накопления) ТКО третьими лицами на площадке потребителя.
Соответственно, до установления вышеупомянутых обстоятельств используется нормативный метод расчета.
Расчет платы за услугу по обращению с ТКО, в случае отсутствия у Потребителя индивидуально-определенной контейнерной площадки, зарегистрированной и внесенном в Реестр мест (площадок) накопления ТКО органа местного самоуправления, определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 и тарифами, установленными Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В случае наличия у потребителя контейнерной площадки, соответствующей требованиям действующего законодательства, расчет платы производится исходя из количества и объема контейнеров.
В спорный период времени, с 01.07.2022 по 30.09.2023, в связи с отсутствием у предпринимателя индивидуально-определенной контейнерной площадки, расчет платы производится исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО для должника определены исходя из категории объекта - продовольственный магазин, и составляют - 0,0994 куб.м/мес. (1,1931 куб.м./год).
Утвержденный Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 тариф с 01.07.2022 по 30.11.2022 составляет 779,71 руб. за куб. м.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 тариф на услуги, оказываемые ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01.12.2022 по 31.01.2023, составляет 840,91 руб. за 1 куб. м. Тариф на услуги, оказываемые ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01.02.2023 по 31.05.2023, составляет 839,94 руб. за 1 куб. м. Тариф на услуги, оказываемые ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01.06.2023 по 31.12.2023, составляет 819,43 руб. за 1 куб.м.
Исходя из общей площади продовольственного магазина, плата за обращение с ТКО для ИП Платоновой М.Л. за период с июля по ноябрь 2022 года составила 8664,92 руб. в месяц, за период декабрь 2022 г. - январь 2023 г. составила 9 345,03 руб. в месяц, за период февраль - май 2023 г. - 9 334,25 руб. в месяц, период июнь - сентябрь 2023 г. - 9 106,33 руб. в месяц.
В период с июля 2022 года по сентябрь 2023 года истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на сумму 135 776,98 руб., на оплату которых ответчику были выставлены счета-фактуры (УПД).
В соответствии с отчетами об отслеживании почтовых отправлений УПД получены ответчиком, вместе с тем ИП Платонова М.Л. не оплатила выставленные УПД, в связи с чем основной долг составил 135 776,98 руб.
Региональный оператор направил потребителю претензию от 04.09.2023 N 18855/ХБДВ об оплате задолженности.
Оставление предпринимателем претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами ГК РФ об исполнении обязательств, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
В силу положений пункта 2 названной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(12) Правил N 1156).
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором (пункт 8(13) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил N 1156).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункт 8(19) Правил N 1156).
В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункт 8(20) Правил N 1156).
Согласно материалам дела после опубликования региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и предложенного им текста типового договора, предприниматель с заявкой потребителя в адрес регионального оператора не обращался, направленный в его адрес региональным оператором договор не подписал и не возвратил ООО "Хабавтотранс".
Следовательно, между ИП Платоновой М.Л. (потребитель) и ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) в спорный период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащий, в том числе условия о цене, указанной региональным оператором, рассчитанной исходя из норматива потребления.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Доказательства оплаты оказанных услуг на сумму 135 776 руб. 98 коп. не представлены.
Довод заявителя жалобы об отсутствии договора с истцом признается несостоятельным.
Как указано выше сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
В силу положений пункта 2 названной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил N 1156).
Кроме того, в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, разъяснено, что в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Оспариваемый пункт 8(18) Правил N 1156 конкретизирует порядок взаимодействия регионального оператора и собственника ТКО до дня подписания договора с конкретным потребителем и направлен на обеспечение принципа стабильности гражданского оборота. Иной подход в нарушение статьи 10 ГК РФ допускал бы возможность избежать заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и их оплаты в обход требований закона об обязательности заключения такого договора с региональным оператором.
Следовательно, между ИП Платоновой М.Л. (потребитель) и ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) в спорный период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащий, в том числе условия о цене, указанной региональным оператором, рассчитанной исходя из норматива потребления.
В материалах дела имеются универсальные передаточные документы от 30.06.2023 N БИ06-003653, N БИ06-003654, N БИ06-003655, от 31.07.2023 N БИ07-003597, от 31.08.2023 N БИ08-003831, от 30.09.2023 N БИ09-003662 за весь спорный период. В соответствии с отчетами об отслеживании почтовых отправлений УПД направлялись истцом в адрес потребителя и получены последним.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 2022 год в Могилевском сельском поселении имеется шесть мест (площадок) накопления ТКО.
В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 13.09.2022 в Могилевском сельском поселении имеется три места накопления ТКО.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 28.11.2022, 08.12.2022, 13.12.2022, 19.05.2023, 25.05.2023, 16.08.2023, 29.08.2023 в Могилевском сельском поселении имелось шесть мест накопления ТКО.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом б пункта 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в том числе в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Согласно пункту 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе, на территории муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" и муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.07.2022 (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 16 договора стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в порядке, предусмотренном Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
Законодательством предусмотрены два способа коммерческого учета ТКО - по нормативу, либо в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет платы за услугу по обращению с ТКО, в случае отсутствия у Потребителя индивидуально-определенной контейнерной площадки, зарегистрированной и внесенном в Реестр мест (площадок) накопления ТКО органа местного самоуправления, определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 и тарифами, установленными Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В случае наличия у потребителя контейнерной площадки, соответствующей требованиям действующего законодательства, расчет платы производится исходя из количества и объема контейнеров.
Собственнику ТКО доступны только расчетные способы учета, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505: по нормативам накопления или по количеству и объему контейнеров (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
В этой связи, исходя из того, что в спорный период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и доказанности факта оказания соответствующих услуг они считаются предоставленными в объеме, соответствующем применимому в отношениях сторон виду расчетного способа учета.
В силу возложенных на потребителя услуги по обращению с ТКО вышеназванных обязанностей, учитывая отсутствие в спорный период собственной образованной в соответствии с требованиями закона контейнерной площадки, потребитель обязан был обеспечить складирование ТКО на общедоступных контейнерных площадках, в частности на контейнерных площадках (близлежащих), либо на других общедоступных контейнерных площадках.
Аргументы апеллянта о том, что региональным оператором документально не подтвержден факт оказания услуг, также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы предпринимателя о том, что истец не указал фактические места расположения общих мест накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО, которым должен был пользоваться ответчик в спорный период.
Как указано выше согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 2022 год в Могилевском сельском поселении имеется шесть мест (площадок) накопления ТКО.
В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 13.09.2022 в Могилевском сельском поселении имеется три места накопления ТКО.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края по состоянию на 28.11.2022, 08.12.2022, 13.12.2022, 19.05.2023, 25.05.2023, 16.08.2023, 29.08.2023 в Могилевском сельском поселении имелось шесть мест накопления ТКО.
Реестры площадок ТКО района указаны на официальном сайте Администрации муниципального района имени Лазо в Интернете: https://lazoadm.khabkrai.ru/Important/REESTR-ploschadok-TKO-rajona-.
Несостоятельны доводы ИП Платоновой М.Л. о том, что ответчик твердых коммунальных отходов в силу своей деятельности не имеет; истцом не раскрыты основание и методология расчета накопления ТКО, объем принимаемых ТКО в рамках спорного договора.
Расчет платы за услугу по обращению с ТКО, в случае отсутствия у Потребителя индивидуально-определенной контейнерной площадки, зарегистрированной и внесенном в Реестр мест (площадок) накопления ТКО органа местного самоуправления, определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 и тарифами, установленными Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В спорный период времени, с 01.07.2022 по 30.09.2023, в связи с отсутствием у предпринимателя индивидуально-определенной контейнерной площадки, расчет платы производится исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО для предпринимателя определены исходя из категории объекта - продовольственный магазин, и составляют - 0,0994 куб.м/мес. (1,1931 куб.м./год).
Довод ИП Платоновой М.Л. о том, что вторичные ресурсы утилизировались с привлечением ООО "Чистая планета", судом апелляционной инстанции не принимается.
Судом первой инстанции указано, что наличие иного заключенного между ответчиком и ООО "Чистая Планета" договора не освобождает такое лицо от обязанности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и, как следствие изложенному от обязанности оплачивать оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО в полном объеме.
Согласно приемным квитанциям от 30.12.2022, 12.01.2023, 05.02.2023 ИП Платонова М.Л. передавала ООО "Чистая планета" макулатуру, полиэтилен, пластик.
Вместе с тем, деятельность ответчика предполагает образование ТКО.
Доказательств того, что ИП Платонова М.Л. осуществляла самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в материалы дела не предоставлено.
ООО "Чистая планета" производился вывоз отходов, не относящихся к ТКО.
В настоящем случае доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг материалы дела не содержат, факт осуществления ответчиком хозяйственной деятельности не опровергнут, стандарт доказывания при рассматриваемой категории споров судами выполнен, установленные судом фактические обстоятельства спора позволяют прийти к аргументированному выводу о доказанности факта оказания региональным оператором услуг, поэтому вышеприведенные доводы жалобы суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование о взыскании основного долга за период с 01.07.2022 года по 30.09.2023 в размере 135 776 руб. 98 коп.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойка (штраф, пени) - определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства.
Пунктом 23 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Выполненный истцом расчет неустойки соответствует условиям договора и обстоятельствам дела.
Материалами дела подтвержден факт оказания услуг региональным оператором потребителю, судом первой инстанции обоснованно взыскан основной долг в размере 135 776 руб. 98 коп. Неустойка начислена на сумму основного долга за период с 11.07.2023 по 27.10.2023 в размере 9 584 руб. 05 коп.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы ответчика о том, что при расчете неустойки за период с 11.07.2023 по 27.10.2023 применена ставка в размере 9,5 %, которая является несоразмерной допущенному нарушению.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах", установлено, что до 01.01.2024 г.: начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
С учетом изложенного, расчет пени за период с 11.07.2023 по 27.10.2023 с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации 9,5% годовых является верным.
Учитывая установленный факт просрочки исполнения обязанности по оплате услуг, привлечение ответчика к ответственности в форме неустойки является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у Шестого арбитражного апелляционного суда не имеется.
Доводы апеллянта об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2024 по делу N А73-17579/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Л. Коваленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17579/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ИП Платонова Марина Леонидовна