г. Москва |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А40-219641/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2023 по делу N А40-219641/22,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (1-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1 г. Москва)
к заинтересованному лицу - УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745, КПП: 772601001 РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ: Майданов Игорь Иванович),
третье лицо: ООО "ЭНЕРГОКОНСТРУКЦИЯ" (1057748256389, Дата присвоения ОГРН: 19.09.2005, ИНН: 7701617531, КПП: 770101001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: Давтян Ольга Александровна)
о признании незаконным уведомления N КУВД-001/2022-16775576/3 об отказе в государственной регистрации соглашения от 18.04.2022 о вступлении в договор аренды от 21.08.2017ш N М-01- 051109,
при участии:
от заявителя: |
Шарлдаев А.С. по дов. от 22.12.2022; |
от ответчика |
Свиридова С.О. по дов. от 24.01.2023; |
От третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-16775576/3 об отказе в государственной регистрации Соглашения от 18.04.2022 о вступлении в договор аренды от 21.08.2017 N М-01-051109.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента поддержал решение суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явилось.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001031:2489 по адресу: г. Москва, пер. Потаповский, влд. 5, стр. 1 с АО "СЕЛЬЭЛЕКТРОСЕТЬСТРОЙ" заключен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 21.08.2017 N М-01-051109 для целей эксплуатации помещений в здании под деловое управление сроком до 07.06.2066 (далее -Договор).
Запись в ЕГРН от 17.11.2017 номер государственной регистрации: 77:01:0001031:2489-77/011/2017-2.
В границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001031:1027, в котором ООО "ЭНЕРГОКОНСТРУКЦИЯ" принадлежат на праве собственности помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0001031:2505,77:01:0001031:2506, 77:01:0001031:2507, 77:01:0001031:2508, 77:01:0001031:2509, 77:01:0001031:2510, 77:01:0001031:2511, 77:01:0001031:2512, 77:01:0001031:2513, 77:01:0001031:2514, 77:01:0001031:2523, 77:01:0001031:2524, 77:01:0001031:2525, 77:01:0001031:2530. Между Департаментом и ООО "ЭНЕРГОКОНСТРУКЦИЯ" оформлено Соглашение от 18.04.2022 (далее - Соглашение) о вступлении в договор аренды от 21.08.2017 N М-01-051109, по условия которого ООО "ЭНЕРГОКОНСТРУКЦИЯ" вступает в Договор на сторону арендатора, принимая на себя все права и обязанности по Договору.
Кроме того, в п. 3 Соглашения установлено, что "арендатор вправе использовать земельный участок под вспомогательные виды разрешенного использования при условии соблюдения условий и критериев, установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 с заявлением о государственной регистрации Соглашения.
По итогам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес Департамента направлено уведомление от 29.07.2022 N КУВД-001/2022-16775576/3 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Соглашения.
В качестве причин для отказа в государственной регистрации Соглашения указано: участок расположен в территориальной зоне сохраняемого землепользования ("Ф"), сведения о вспомогательных видах разрешенного использования для территориальной зоны с учетным номером 77:01-7.608 отсутствуют.
Заявитель, не согласившись с указанным решением обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав (пункт 3). Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности (Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 N Ф05-22668/2019 по делу N А40-64909/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.03.2019 N Ф05- 2448/2019 по делу N А40-83272/2018). Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Пунктом 3 Соглашения установлено, что "арендатор вправе использовать земельный участок под вспомогательные виды разрешенного использования при условии соблюдения условий и критериев, установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В ч. 1 ст. 37 ГрК РФ сказано, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости, если суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью правообладателя.
В соответствии со ст. ст. 1, 30 ГрК РФ документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, которые в Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП. Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001031:2489 в границах территориальной зоны сохраняемого (фактического) землепользования (зона "Ф").
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001031:2489 -деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
В соответствии с п. 3.3.4. Правил вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в п. 3.3.6. настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1, 2.2, 13.2). Таким образом, положения п. 3.3.6. Правил землепользования и застройки города Москвы не распространяются на территориальную зону, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001031:2489.
Следовательно, земельный участок может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120- ПП.
Общество вправе само выбрать те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены Правилами N 120-ПП. При этом Соглашение не устанавливает вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка 77:01:0001031:2489, а содержит условие о возможности их применения при соблюдении критериев, указанных в ПЗЗ. Таким образом, отсутствие в ПЗЗ сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не является основанием, препятствующим регистрации Соглашения.
Учитывая изложенное, Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.01.2023 по делу N А40-219641/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219641/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЭНЕРГОКОНСТРУКЦИЯ"