г. Красноярск |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А74-12451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Администрации муниципального образования Ширинский район): Селезневой А.А., представителя по доверенности от 20.03.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Ширинский район, Министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" марта 2023 года по делу N А74-12451/2021
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Ширинский район (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - Министерство, Минфин Хакасии) о признании незаконным представления от 19.08.2021 N 11/3791-1-13.
Определением арбитражного суда от 17.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район (далее - Управление ПЭССТ, управление).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.03.2023 заявление Администрации муниципального образования Ширинский район удовлетворено частично.
Судом признано недействительным представление Министерства финансов Республики Хакасия от 19 августа 2021 года N 11/3791-1-13 в части указания в абзацах 3, 4, 5 пункта 1 нарушений, выразившихся в неправомерном расходовании Управлением промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 1 354 769,06 руб.; принятии Управлением промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район к учёту и оплате работ (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 8 645 598,72 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ; нецелевом расходовании Управлением промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 612 503, 1 руб. в связи с несоответствием его в указанной части положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель и ответчик обратились в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых заявитель просит изменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ответчик просит отменить обжалуемое решение в части удовлетворения заявленных требований.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определений о принятии к производству апелляционных жалоб, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство образования) и Администрацией (муниципалитет) заключено соглашение N 95635000-1-2019-003 от 02.04.2019 (с изменениями согласно дополнительным соглашениям от 12.08.2019, от 31.01.2020, от 12.05.2020, от 28.07.2020, от 15.04.2021), предметом которого является предоставление из бюджета Республики Хакасия в 2019-2021 годах бюджету муниципального образования Ширинский район субсидии на софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по содействию создания в Республике Хакасия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия" в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Министерству образования как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в рамках регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа" подпрограммы 4 "Создание в Республике Хакасия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия" (далее - Соглашение).
В соответствии с приложением N 1 к Соглашению (с учётом дополнительных соглашений) объектом капитального строительства является общеобразовательная школа на 250 мест в с. Целинное Ширинского района.
На основании пункта 2.1 Соглашения (с учётом дополнительных соглашений) общий объём бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования Ширинский район на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2019 году составляет 68323 373,75 руб., в 2020 году - 190 277 395,57 руб., в 2021 году - 9 693 934,80 руб.
Согласно пункту 2.2 соглашения (с учётом дополнительных соглашений) общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район в соответствии с Соглашением, исходя из уровня софинансирования, выраженного в процентах по каждому результату использования субсидии, в том числе объекту капитального строительства, объекту недвижимого имущества, в целях софинансирования которых выделяется субсидия, и указанных в приложении N 1 к соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, составляет в 2019 году не более 67 640 139,97 руб., в 2020 году - не более 188 374 583,80 руб., в 2021 году - не более 9 596 900 руб.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством образования, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчётности, является Управление ПЭССТ.
На основании приказов Минфина Хакасии от 09.03.2021 N 36-од, от 04.05.2021 N 109-од, в соответствии с поручением исполняющего обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 04.03.2021 N ПР-23п, в период с 12.03.2021 по 14.05.2021 Министерством в отношении Администрации проведено контрольное мероприятие (внеплановая выездная проверка) "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на строительство объекта: "Школа на 250 учащихся в с. Целинное Ширинского района Республики Хакасия" в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия"; проверяемый период - 2019-2020 годы, январь-апрель 2021 года.
В ходе проверки Министерством выявлены следующие нарушения, которые зафиксированы в акте от 04.06.2021 N 4:
1) Администрацией не достигнут запланированный на 2020 год результат регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа" по муниципальному образованию Ширинский район; по состоянию на 14.05.2021 объект в эксплуатацию не введён (нарушение пункта 4.3.3 Соглашения).
2) Администрацией допущены нарушения сроков предоставления отчётов о расходах бюджета муниципального образования Ширинский район, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, продолжительностью от 1 до 156 дней, что является нарушением обязательств, установленных пунктом 4.3.5 Соглашения.
3) В ходе реализации регионального проекта Администрацией не обеспечено соблюдение управлением определённых Соглашением условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, что повлекло:
-нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 618 690 руб., которое выразилось в направлении бюджетных инвестиций на оплату работ по благоустройству автостоянки, расположенной вне границ отведённого для строительства объекта земельного участка с кадастровым номером 19:11:140110. Вместо направления бюджетных средств на создание объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности фактически осуществлено благоустройство территории муниципального образования Целинный сельсовет;
-неправомерное расходование бюджетных средств на общую сумму 1 368 453,60 руб., выразившееся в приёмке и оплате управлением работ, которые фактически не были выполнены подрядчиком (в том числе: сплошное выравнивание 536,7 м2 внутренних поверхностей потолков; устройство 21,46 м2 покрытий из линолеума; установка 40,23 м2 противопожарных дверей; установка 17,43 м2 алюминиевых витражей; монтаж 90 м.п. коробов металлических; монтаж 0,288 тн. лотков металлических);
-приёмку и оплату управлением работ на общую сумму 8 732 928 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ (в том числе: вместо 375,6 м2 реечных алюминиевых потолков выполнены работы по устройству 406,93м2 потолков типа "Армстронг" с заполнением алюминиевыми панелями;
вместо устройства покрытий 2 004,7 м2 полов из плиток керамических одноцветных (300x300мм) выполнено устройство 2 028,71 м2 полов из плит керамогранитных (600x600мм); вместо установки 121,22 м2 оконных блоков из алюминиевых профилей выполнены работы по установке 118,56 оконных блоков из ПВХ профилей);
-неэффективное использование бюджетных средств в сумме 180 782,28 руб., которое выразилось в оснащении объекта комплектом интерактивного программно-аппаратного комплекса (в количестве одной единицы) сверх предусмотренного утверждённой проектно-сметной документацией количества (вместо 21 комплекта осуществлена поставка 22);
-недополучение бюджетом муниципального образования Ширинский район (по состоянию на 14.05.2021) дохода в виде неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением контракта на строительство объекта в установленный срок (до 31.12.2020), а также обеспечения исполнения контракта (в период с 01.02.2021 по 14.05.2021).
Администрация представила в Министерство возражения от 29.06.2021 N 1959-ПР на акт проверки от 04.06.2021 N 4.
На основании акта от 04.06.2021 N 4 должностным лицом Министерства (заместителем министра) 19.08.2021 вынесено представление N 11/3791-1-13, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.12.2021 принять меры по устранению причин и условий следующих нарушений, указанных в пунктах 1, 2 представления:
1. В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1.2, 4.3.3, 4.3.9 Соглашения от 02.04.2019 N 95635000-1-2019-003, заключённого между Министерством образования и науки Республики Хакасия и Администрацией, в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия", Порядка предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство общеобразовательных организаций, в том числе, в сельской местности и посёлках городского типа, а также в рамках реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования и оснащение оборудованием государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия", утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556, пункта 28 Устава муниципального образования Ширинский район, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 09.07.2012 N 37, Администрацией не обеспечено надлежащее исполнение обязательств при расходовании средств субсидии из бюджета Республики Хакасия, что повлекло:
недостижение запланированного на 2020 год результата регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа" по муниципальному образованию Ширинский район (создание новых мест в количестве 250 единиц в с. Целинное Ширинского района) на дату, установленную Соглашением (на 31.12.2020);
неправомерное расходование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 1 354 769,06 руб.;
принятие Управлением ПЭССТ к учёту и оплате работ (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 8 645 598,72 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ;
нецелевое расходование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 612 503,1 руб.;
неэффективное использование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 178 974,46 руб.
2. В нарушение пункта 4.3.5 Соглашения Администрацией допущены нарушения сроков (от 1 до 156 дней) предоставления отчётов о расходах бюджета муниципального образования Ширинский район, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия.
Представление получено Администрацией 24.08.2021, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Не согласившись с представлением, Администрация обжаловала его вышестоящему должностному лицу.
Приказом исполняющего обязанности министра финансов Республики Хакасия от 28.09.2021 N 212-од жалоба Администрации оставлена без удовлетворения.
Считая представление Минфина Хакасии от 19.08.2021 N 11/3791-1-13 незаконным, Администрация в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из положений статей 265, 266.1, 269.2, 270.2 БК РФ, статьи 33 Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", судами установлено, что спорное представление вынесено уполномоченным государственным органом.
Соблюдение Министерством процедуры проведения спорной проверки, составления акта проверки и вынесения представления от 19.08.2021 N 11/3791-1-13 подтверждается материалами дела.
Между Министерством образования и Администрацией заключено Соглашение, предметом которого является предоставление из бюджета Республики Хакасия в 2019-2021 годах бюджету муниципального образования Ширинский район субсидии на софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по содействию создания в Республике Хакасия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа, в рамках государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия".
В соответствии с пунктом 1.3.6 Порядка предоставления и распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия, являющегося приложением N 4 к текстовой части государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия", утверждённой Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 (далее - Порядок N 556), органы местного самоуправления при осуществлении расходов местных бюджетов, источником софинансирования которых являются субсидии, обязаны: использовать субсидии на цели, предусмотренные пунктом 1.1.2 настоящего Порядка; обеспечить софинансирование расходного обязательства со стороны муниципального образования в объёме, предусмотренном условиями соглашения; обеспечить достижение значений результатов использования субсидий; обеспечить соблюдение графика выполнения мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных залов с оснащением оборудованием, строительство открытых плоскостных сооружений и (или) перепрофилирование аудиторий под спортивные залы; согласовывать план использования субсидии и внесение изменений в него с министерством образования; соблюдать сроки реализации мероприятий, на которые предоставляются субсидии, в соответствии с графиком использования субсидии, прилагаемым к соглашению.
Пунктом 5.1 Соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что именно Администрация, являющаяся стороной Соглашения, несёт ответственность за исполнение вышеуказанных обязанностей и поскольку в соответствии с положениями статьи 266.1 БК РФ в рассматриваемом случае Администрация является объектом государственного финансового контроля, выявленные в ходе контроля нарушения являются основанием для направления Администрации представления (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В силу пункта 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством образования, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчётности, является Управление ПЭССТ.
Постановлением Администрации муниципального образования Ширинский район от 24.05.2019 N 100 исполнителями Соглашения назначены: в части проведения строительно-монтажных работ - Управление ПЭССТ; в части приобретения оборудования и инвентаря - Управление ПЭССТ, управление образования администрации муниципального образования Ширинский район.
Управление ПЭССТ является исполнителем по строительству объекта капитального строительства "Школа на 250 учащихся в с. Целинное Ширинского района Республики Хакасия" на основании постановления Администрации муниципального образования Ширинский район от 12.12.2019 N 240, которым внесены изменения в муниципальную программу "Развитие образования в муниципальном образовании Ширинский район (2018-2020 годы)", утверждённую постановлением Администрации муниципального образования Ширинский район от 25.12.2017 N 270.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что при заключении Соглашения от 02.04.2019 N 95635000-1-2019-003 стороны пришли к совместному решению и пунктом 6.1.1. Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на которое со стороны Муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего Соглашения и предоставления отчетности, определили Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район (далее - Управление ПЭССТ).
Вопреки доводам заявителя, названные постановления и пункт 6.1.1 Соглашения не свидетельствуют о передаче Администрацией принятых по соглашению обязательств (или их части) третьему лицу.
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Администрация является учредителем Управления ПЭССТ.
В силу частей 1, 7-8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Согласно статье 28 Устава муниципального образования Ширинский район, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 09.07.2012 N 37, Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Ширинский район, наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Хакасия. В структуру администрации входят отраслевые (функциональные) органы администрации, деятельность которых осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта Администрации муниципального образования Ширинский район, утверждённого постановлением Администрации от 03.08.2016 N 379, управление является самостоятельным структурным подразделением Администрации.
Управление ПЭССТ входит в структуру Администрации, находится в организационной и функциональной зависимости от неё, в связи с чем, Администрация имеет возможность принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушений, допущенных управлением в ходе исполнения Соглашения.
Пунктом 4.3.5 Соглашения на Администрацию возложена обязанность обеспечить представление в Министерство образования отчётов о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению N 5 к Соглашению не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия.
В ходе внеплановой выездной проверки Министерством установлено, что Администрацией допущены нарушения сроков представления отчётов о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия:
отчёт за 2 квартал 2019 года представлен 11.07.2019 - на 1 день позже установленного срока;
отчёт за 3 квартал 2019 года представлен 15.10.2019 - на 5 дней позже установленного срока;
отчёт за 2019 год представлен 15.01.2020 - на 5 дней позже установленного срока;
отчёт за 2 квартал 2020 года представлен 14.07.2020 - на 4 дня позже установленного срока;
отчёт за 3 квартал 2020 года представлен 17.03.2021 - на 156 дней позже установленного срока (учитывая, что 10.10.2020 и 11.10.2020 - выходные дни);
отчёт за 2020 год представлен 17.03.2021 - на 65 дней позже установленного срока (учитывая, что 10.01.2021 - выходной день).
Данное нарушение подтверждается представленными в материалы дела копиями отчётов, на которых указана дата их представления, и не опровергается заявителем.
С учетом изложенного, довод заявителя жалобы о том, что в силу пункта 6.1.1 Соглашения функция по представлению отчётности возлагается на Управление ПЭССТ, не нашел своего подтверждения, поскольку пункт 4.3.5 Соглашения обязывает Администрацию обеспечить представление отчётности.
Кроме того, представленные в материалы дела отчёты подписаны руководителем финансового управления Администрации муниципального образования Ширинский район.
Следовательно, вывод Министерства о нарушении Администрацией установленных пунктом 4.3.5 Соглашения сроков представления отчётов (пункт 2 представления) правомерно был признан судом первой инстанции обоснованным.
Оспариваемым представлением на заявителя правомерно возложена обязанность устранить причины и условия данного нарушения.
Пункт 4.3.3 Соглашения обязывает Администрацию обеспечить достижение значения(ий) результата(ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению.
Приложением N 2 к Соглашению (в редакции дополнительных соглашений) установлено, что результатом использования субсидии (результатом регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа") по муниципальному образованию Ширинский район должно быть создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа, в количестве 250 мест, в срок до 31.12.2020.
В ходе внеплановой выездной проверки Министерством установлено и отражено в акте от 04.06.2021 N 4, что по состоянию на 31.12.2020 и на момент окончания контрольного мероприятия объект в эксплуатацию не введён.
Данное обстоятельство заявителем не опровергается.
Как установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.07.2022 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021 (по заявлению Управления ПЭССТ к Министерству о признании недействительным представления от 19.08.2021 N 11/3794-1-13-03/59, при участии в деле в качестве третьего лица Администрации муниципального образования Ширинский район), спорный объект строительства был введён в эксплуатацию управлением 04.08.2021, то есть спустя семь месяцев после установленного Соглашением срока.
Недостижение результата использования субсидии в установленный срок является нарушением БК РФ, а также условий предоставления денежных средств из бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных Соглашением.
В нарушение пункта 4.3.3 Соглашения Администрация не обеспечила достижения значений результатов регионального проекта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым представлением на заявителя обоснованно возложена обязанность устранить причины и условия данного нарушения.
Возложение на Администрацию обязанности по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств при расходовании средств субсидии, повлекшем недостижение запланированного на 2020 год результата регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа" по муниципальному образованию Ширинский район (создание новых мест в количестве 250 единиц в с. Целинное Ширинского района) на дату, установленную Соглашением (31.12.2020), не нарушает прав заявителя.
В пункте 1 оспариваемого представления указано, что необеспечение Администрацией надлежащего исполнения обязательств при расходовании средств субсидии повлекло:
-неправомерное расходование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 1 354 769,06 руб. (абзац 3);
-принятие Управлением ПЭССТ к учёту и оплате работ (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 8 645 598,72 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ (абзац 4);
-нецелевое расходование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 612 503, 1 руб. (абзац 5).
Как следует из материалов дела и установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.07.2022 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021 (имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора) управлением приняты к учёту и оплате работы за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия на сумму 8 645 598,72 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ. Управлением допущено неправомерное расходование средств субсидии из бюджета Республики Хакасия на общую сумму 1 354 769,06 руб., выразившееся в принятии к учёту и оплате фактически невыполненных работ. Данные нарушения отражены в пунктах 4 и 5 представления от 19.08.2021 N 11/3794-1-13-03/59, выданного Министерством Управлению ПЭССТ.
Вместе с тем, в ходе проведения Министерством контрольного мероприятия управлением была произведена работа по снижению стоимости цены контракта (в том числе с учётом невыполненных работ). Изменение цены осуществлено путём заключения дополнительного соглашения N 13 от 20.05.2021 к контракту.
Как следует из справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) N 23 от 11.01.2021 и N 24 от 16.04.2021 с прилагаемыми актами о приёмке выполненных работ по форме КС-2, в результате корректировки работы на спорные суммы были сторнированы и не оплачены управлением.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерство финансов указало, что по абзацу 4 представления нарушения в виде принятия к учету и оплате первичных документов, содержащих недостоверные сведения, принятии к учету и оплате невыполненных работ на общую сумму 8 645 598, 72 руб. устранены Управлением только после выявления контрольным органом в ходе контрольного мероприятия путем подготовки Подрядчиком корректировочного первичного учетного документа КС-2 от 16.04.2021 N 125 (поз. NN 1, 2, 3, 4, 5), что отражено Минфином Хакасии в акте контрольного мероприятия от 04.06.2021 N 6 (стр. 29-31).
Следовательно, по мнению Министерства финансов, в данном случае выявленное нарушение подлежит отражению в представлении органа внутреннего финансового контроля, при этом относительно такого нарушения в представление включено требование об устранении причин и условий, указанных в пунктах 1,2, представления (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N АЗЗ-38010/2019, постановление Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-234528/2021).
Указанная позиция Министерства финансов является ошибочной.
Нарушения в виде принятия к учёту и оплаты первичных документов, содержащих недостоверные сведения, принятия к учёту и оплаты невыполненных работ были устранены Управлением ПЭССТ до оформления результатов проверки (акт N 6 от 04.06.2021) и их рассмотрения с вынесением в адрес управления представления от 19.08.2021 N 11/3794-1-13-03/59.
Принимая во внимание нормы БК РФ (пункт 5 статьи 270.2, пункту 2 статьи 270.2), суд первой инстанции правомерно указал на то, что при устранении нарушения повторно требовать его устранения в представлении не требуется (подпункт 1 пункта 2 статьи 270.2 Кодекса), а требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения подлежит отражению в представлении только в случае невозможности его устранения (подпункт 2 пункта 2 статьи 270.2 Кодекса).
Таким образом, поскольку нарушения, указанные в данном пункте представления, выявлены министерством финансов и устранены до оформления результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, эти нарушения не подлежали указанию в представлении.
В этой части выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.08.2022 N Ф02-3590/2022 по делу N А74-2458/2021.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021 представление Министерства финансов Республики Хакасия от 19.08.2021 N 11/3794-1-13, выданное Управлению ПЭССТ, признано недействительным в части пунктов 4, 5, поскольку указанные в них нарушения устранены управлением до оформления результатов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, вопреки ошибочным доводам заявителя жалобы - Министерства финансов Республики Хакасия суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что данные нарушения не подлежали указанию в представлении от 19.08.2021 N 11/3791-1-13, выданном Администрации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует закону в части:
-указания в абзаце 3 пункта 1 нарушения, выразившегося в неправомерном расходовании Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 1 354 769,06 руб.;
-указания в абзаце 4 пункта 1 нарушения, выразившегося в принятии Управлением ПЭССТ к учёту и оплате работ (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) на общую сумму 8 645 598,72 руб. на основании первичных учётных документов, содержащих недостоверные сведения относительно видов, объёмов и стоимости работ.
Согласно абзацу 5 пункта 1 оспариваемого представления ненадлежащее исполнение Администрацией обязательств при расходовании средств субсидии повлекло нецелевое расходование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 612 503, 1 руб.
Как следует из материалов дела и установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.07.2022 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021 (имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора), в пункте 6 представления от 19.08.2021 N 11/3794-1-13, выданного Министерством финансов Республики Хакасия Управлению ПЭССТ, указано на нарушение управлением статей 38, 306.4 БК РФ: допущено нецелевое расходование средств субсидии из бюджета Республики Хакасия в сумме 612 503,10 руб., выразившееся в направлении части средств субсидии на цели, не соответствующие целям, определённым соглашением. Так, вместо строительства объекта - школы было осуществлено благоустройство территории, расположенной вне границ земельного участка, выделенного и отведённого для ведения строительства спорного объекта строительства - школы.
Спорные работы по асфальтированию автостоянки для работников и посетителей школы на 14 машино-мест со стороны ул. Советская, по устройству тротуаров и по установке бортовых камней были выполнены в рамках контракта в соответствии с проектно-сметной документацией (разработана в 2018 году) на прилегающей к школе территории. Данные обстоятельства также следуют из проектно-сметной документации, которая размещена в открытом доступе в сети "Интернет" на сайте закупок - www.zakupki.gov.ru
В акте проверки N 6 от 04.06.2021 Министерством отмечено, что работы выполнены в соответствии с проектной документацией. Позициями NN 4, 6 ведомости тротуаров, дорожек и площадок (л. 6 84-18-ПЗУ, т. 2 "Схема планировочной организации земельного участка") установлено, что часть работ по асфальтированию покрытий должна быть выполнена вне земельного участка объекта строительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объект - земельный участок N 10, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Целинный сельсовет, с. Целинное, ул. Ленина, правообладателем земельного участка, на котором выполнялись вышеуказанные работы, с 26.05.2022 зарегистрировано управление.
Таким образом, средства субсидии, выделенные на осуществление строительства школы, были израсходованы управлением на оплату стоимости строительных работ, предусмотренных контрактом на строительство школы и проектно-сметной документацией к указанному контракту.
Стоимость работ по благоустройству автостоянки правомерно включена в стоимость работ, оплаченных за счёт спорных средств субсидии, полученных из бюджета Республики Хакасия.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство финансов ссылается на то, что на момент вынесения представления 19.08.2021 нарушение, в части нецелевого расходования бюджетных средств субсидии из бюджета Республики Хакасия в сумме 612 503,1 руб., выразившееся в направлении части средств субсидии на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением, было установлено и подтверждено материалами проверки. Только в ходе рассмотрения настоящего дела в суде Управлением предприняты действия по получению на данный земельный участок правоустанавливающих документов.
Указанное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела представление Министерства финансов Республики Хакасия от 19.08.2021 N 11/3794-1-13, выданное Управлению ПЭССТ, признано недействительным в части пункта 6.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что данное нарушение не подлежало указанию в представлении от 19.08.2021 N 11/3791-1-13, выданном Администрации.
Таким образом, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление не соответствует закону в части указания в абзаце 5 пункта 1 нарушения, выразившегося в нецелевом расходовании Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 612 503, 1 руб.
В соответствии с подпунктом 4.3.9 Соглашения Администрация обязана выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и настоящим Соглашением.
К таким обязательствам относится использование экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае отсутствия такой документации - типовой проектной документации для объектов образовательных организаций из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, источником софинансирования которых является субсидия.
Согласно абзацу 6 пункта 1 оспариваемого представления ненадлежащее исполнение Администрацией обязательств при расходовании средств субсидии повлекло неэффективное использование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 178 974,46 руб.
Как следует из актов от 04.06.2021 N 4 и N 6, нарушение заключается в оснащении школы 22 комплектами интерактивных программно-аппаратных комплексов, в то время как следовало осуществить приобретение лишь 21 интерактивного программно-аппаратного комплекта, что превышает на 1 (одну) единицу количество, предусмотренное утвержденной проектно-сметной документацией.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).
Как следует из материалов дела и установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.07.2022 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А74-12510/2021, проектно-сметной документацией (документация размещена в открытом доступе на сайте закупок - www.zakupki.gov.ru), на основании которой производилось строительство и оснащение школы, предусмотрено оснащение объекта 21 интерактивным программно-аппаратным комплексом. Вместе с тем, управлением за счёт средств субсидии принято на учёт и фактически приобретено 22 указанных комплекса.
Управлением с обществом с ограниченной ответственностью "Промфокус" был заключен муниципальный контракт N 04-20Э от 28.07.2020 на поставку, сборку и монтаж компьютерной техники строящегося объекта - школа, согласно пунктам 2.1 и 3.1 которого цена указанного контракта составляет 3 493 741,81 руб., сроки поставки, сбора и монтажа товара установлены с 10.08.2020 по 21.08.2020.
В рамках контракта N 04-20Э управление приняло и оплатило интерактивные доски в количестве 10 штук (товарная накладная от 17.08.2020), в рамках муниципального контракта N 1-19Т от 22.04.2019 "Капитальное строительство объекта: "Школа на 250 учащихся в с. Целинное Ширинского района Республики Хакасия, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Целинное, ул. Ленина, 10" управление приобрело 12 интерактивных досок, что подтверждается актом контрольного действия N3 от 29.04.2021. Соответственно, всего управлением куплено 22 комплекса.
Таким образом, приобретение дополнительного (не предусмотренного в проектно-сметной документации) комплекта оборудования подтверждено и является нарушением норм бюджетного законодательства.
Соответственно, указание данного нарушения в абзаце 6 пункта 1 оспариваемого представления является правомерным.
Возложение на Администрацию обязанности по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязательств при расходовании средств субсидии, повлекшем неэффективное использование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 178 974,46 руб., не нарушает прав заявителя.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель -Администрация ссылается на то, что приобретение дополнительного (не предусмотренного в проектно-сметной документации) комплекта оборудования не является нарушением норм бюджетного законодательства, не допущено ненадлежащем исполнении обязательств при расходовании средств субсидии, повлекшем неэффективное использование Управлением ПЭССТ бюджетных средств (за счёт средств субсидии из бюджета Республики Хакасия) в сумме 178 974,46 руб., поскольку в данном случае, приобретение дополнительного комплекта оборудования (интерактивного программно-аппаратного комплекса) осуществлено в соответствии с требованиями приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" и не потребовало дополнительных финансовых средств, сверх доведенных лимитов до Управления ПЭССТ, предназначенных для оснащения объекта: "Школа на 250 учащихся в с. Целинное Ширинского района Республики Хакасия, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Целинное, ул. Ленина, 10".
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что приобретение дополнительного комплекта оборудования в музей школы на средства субсидии было осуществлено правомерно. При необходимости приобретения дополнительной интерактивной доски нужно было внести необходимые изменения в проектно-сметную документацию и принять соответствующее их количество. Кроме того, анализ материалов контрольного мероприятия свидетельствует о том, что проектной документацией (лист 6, том 5, часть 6, раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технологического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", подраздел 7 "Технологические решения") оснащение музея (помещение N 32 по экспликации помещений 3 этажа блока А) интерактивным программно-аппаратным комплексом не предусмотрено. Не указано на необходимость обязательного оснащения музея интерактивным программно-аппаратным комплексом и в приказе Министерства просвещения Российской Федерации N 465 от 03.09.2019, на который ссылается в обоснование своих доводов заявитель.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, доводы последних не нашли своего подтверждения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2023 года по делу N А74-12451/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-12451/2021
Истец: Администрация МО Ширинский р-н
Ответчик: Министерство финансов Республики Хакасия
Третье лицо: Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрациии муниципального образования Ширинский район, Феоктистова Елена Андреевна