г. Москва |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А41-98735/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей Беспалова М.Б., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Устаевой А.Ш.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Оборонэнерго" - представитель Лыскова Л.А. по доверенности N 27 от 22.12.2022, паспорт, диплом;
от Комитету по благоустройству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Подольск - представитель Губанова Р.Ю. по доверенности от 13.04.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2023 года по делу N А41-98735/22 по иску акционерного общества "Оборонэнерго" к Комитету по благоустройству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Подольск о расторжении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету по благоустройству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Администрации городского округа Подольск (далее - Комитет, ответчик) о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО "Оборонэнерго" от 21 февраля 2017 г. N 30-ЦНТ-2017/ТП.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Оборонэнерго" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор от 21 февраля 2017 г. N 30-ЦНТ-2017/ТП (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО "Оборонэнерго" энергопринимающих устройств Заказчика, а именно ЛЭП-0,4 кВ, для электроснабжения энергопринимающих устройств уличного освещения, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, г.о. Подольск, с. Сынково.
Дополнительным соглашением N 1 к Договору от 30 мая 2017 г. был изменен раздел I Договора в соответствие с которым, по п. 1 "Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заказчика, а именно ЛЭП-0,22 кВ, для электроснабжения энергопринимающих устройств уличного освещения"; п. 2 "читать совместно с изменениями 1 в технические условия от 21 февраля 2017 г. N ЗО-ЦНТ-2017/ТП-ТУ, являющимся Приложением N 1 к настоящему дополнительному соглашению", п. 3 "остальные условия Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21 февраля 2017 г. N ЗО-ЦНТ-2017/ТП-ТУ, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются в неизменном виде и Стороны подтверждают по ним свои обязательства"; п. 4 "настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств по настоящему договору"; п. 7 изменены реквизиты Сетевой организации.
Далее дополнительным соглашением N 2 к Договору от 29 ноября 2021 г. пунктом 1 изменены реквизиты Сторон, пунктом 2 изменен пункт 3 Договора и изложен в следующей редакции: "Точки присоединения указаны в Технических условиях, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора и приведены в приложении N 1. Срок действия технических условий составляет 5 (пять) лет со дня заключения настоящего Договора", пунктом 3 изменен пункт 13 Технических условий и изложен в следующей редакции: "Срок действия настоящих технических условий составляет 5 (пять) лет со дня заключения Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям", пунктом 4 предусмотрено, что условия Договора, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются в неизменном виде и Стороны подтверждают по ним свои обязательства, пунктом 5 предусмотрено, что настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств по Договору.
По условиям Договора, с учетом дополнительных соглашений N 1 и N 2, Сетевая организация обязуется оказать Заявителю услугу по технологическому присоединению, а Заявитель обязуется надлежащим образом выполнить возложенные на него мероприятия по технологическому присоединению и произвести оплату за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) календарных месяца со дня заключения настоящего Договора (до 21 июня 2017 г.).
Ссылаясь на истечение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, невыполнение ответчиком мероприятий, общество направило претензию от 04.08.2022 N ЦНТ/100/5032 с приложением соглашения о расторжения договора.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с нормами статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Отношения сторон регулируются нормами главы 39 ГК РФ (ст. ст. 779 - 783 Кодекса), а также положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему энергопринимающие устройства к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия.
Правила N 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пунктам 6, 7 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 16 Правил N 861 существенными условиями договора на технологическое присоединение являются: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению; положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон; размер платы за технологическое присоединение, порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пункт 16(5) Правил N 861 предусматривает право суда устанавливать наличие возможности расторжения договора технологического присоединения.
Пункт 2 статьи 450 ГК РФ предусматривает возможность расторжения договора в случае существенного нарушения условий договора одной из сторон.
Из совокупности указанных норм следует, что нарушение ответчиком срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению может служить основанием для расторжения договора в случае, если оно является существенным, т.е. влечет для истца ущерб. Доказательств ущерба истец не представил.
Согласно пункту 24 Правил N 861 срок действия технических условий определен от 2 до 5 лет. Как усматривается из материалов дела, технические условия к спорному договору выданы согласно дополнительному соглашению N 2 от 29.11.2021 сроком на пять лет.
Пунктом 27 Правил N 861 предусматривается, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.
Таким образом, по истечении срока действия технических условий основаниями для отказа в продлении срока их действия может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения.
Согласно пункту 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства; б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя; г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
По смыслу пункта 29 Правил N 861 техническая возможность технологического присоединения отсутствует только в случае несоблюдения любого из критериев, указанных в пункте 28 данных правил.
Представленные Истцом в материалы дела документы не свидетельствуют об отсутствии технической возможности (мощностей).
Между Истцом (сетевой организацией, исполнителем) и комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству (заявителем, заказчиком) заключен договор технологического присоединения от 21.02.2017 N 30-ЦНТ-2017/ТП, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика, а именно ЛЭП-0,4 кВ, для электроснабжения энергопринимающих устройств уличного освещения по адресу: Московская область, городской округа Подольск, с. Сынково.
29.11.2021 в связи с передачей полномочий Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Городского округа Подольск к КОМИТЕТУ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ, ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК, между сторонами было подписано дополнительное соглашение N 2.
Как указал Ответчик, согласно письму от 20.03.2017 N 1576 уведомил АО "Оборонэнерго" о выполнении технических условий согласно договору от 21.02.2017 N 30- ЦНТ-2017/ТП и просил направить ответственного представителя организации для проверки выполнения технических условий и проведения обследования присоединяемых энергопринимающих устройств. В ответ на вышеуказанное письмо 27.03.2017 Истец уведомил Ответчика о необходимости представления документов в соответствии с пунктом 85 Правил N 861.
Проектная документация Ответчиком представлена, что подтверждается письмами от 13.04.2017 N 2251, от 22.05.2017 N 7/1143, от 22.06.2017 N 4841, о чем имеется отметка Истца о получении.
Дополнительное соглашение к договору заключено сторонами 30.05.2017. Также 30.05.2017 внесены изменения в технические условия для присоединения к электрическим сетям истца.
10.08.2017 Ответчик во исполнение пункта 12 Технических условий уведомил Истца о выполнении технических условий и об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО "Оборонэнерго" с просьбой направить ответственного представителя для проверки выполнения технических условий.
В соответствии с п. 87, 89, 90 Правил N 861 Сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.
При невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя.
При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 настоящих Правил сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя, осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.
Срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны организации.
По мнению Истца не выполнение Ответчиком условий договора, является отсутствие обращения за выполнением технических условий.
В п. 8 договора, отсутствует обязанность Ответчика обращаться в Сетевую организацию за проверкой технических условий.
Указанное Истцом основание противоречит п. п. 15 6, 16 договора, действующему законодательству.
Судом первой инстанции отмечено, что истцом не приведено достаточных оснований для вывода об обоснованности соответствующих требований сетевой компании о представлении заказчиком документов, мотивированных ссылкой на пункт 85 Правил N 861, принимая во внимание положения пункта 86 тех же правил.
Учитывая представленную сторонами переписку, не оспариваемую Истцом, суд не усмотрел бездействия Заказчика по выполнению технических условий, и уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий.
Данных о выполнении сетевой организацией проверочных мероприятий по соответствующим заявкам заказчика в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для расторжения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2023 года по делу N А41-98735/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Э.С. Миришов |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-98735/2022
Истец: АО ОБОРОНЭНЕРГО
Ответчик: КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ, ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК