г. Воронеж |
|
15 мая 2023 г. |
А64-10053/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.02.2023 по делу N А64-10053/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (в части)
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797)
к обществу с ограниченной ответственностью "Форатрейд" (г. Тамбов, ОГРН 1196820009495, ИНН 6829152197)
о взыскании 3 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
12.12.2022 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОПФР по Тамбовской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Форатрейд" (далее - ООО "Форатрейд", общество, ответчик) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (наименование и положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - ФЗ N 27-ФЗ), по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, по форме СЗВ-М за январь - март 2020 года, по форме СЗВ-М "дополняющая" за март 2020 года.
Определением от 13.12.2022 арбитражный суд принял заявление в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.
10.02.2023 изготовлена резолютивная часть решения, которым произведена замена заявителя в порядке процессуального правопреемства с ОПФР по Тамбовской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОСФР по Тамбовской области), в удовлетворении заявленных требований отказано.
13.02.2023 от ОСФР по Тамбовской области поступило заявление о составлении мотивированного решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
14.02.2023 в полном объеме было изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Тамбовской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просило его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций с ООО "Форатрейд" за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в данной части.
В обоснование жалобы ОСФР по Тамбовской области сослалось на то, что абзац 20 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ не разделяет вид финансовых санкций, как это делает суд первой инстанции. При подаче искового заявления о взыскании финансовых санкций их общая сумма составила 3 500 рублей. ОСФР по Тамбовской области считает, что отказ суда в части взыскания финансовых санкций по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год неправомерен, поскольку общая сумма исковых требований соответствует нормам законодательства.
Определением от 20.03.2023 апелляционная жалоба ОСФР по Тамбовской области принята к производству, судом предложено ООО "Форатрейд" в срок до 17.04.2023 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес заявителя.
Отзыва на апелляционную жалобу, иных документов в материалы дела не поступило.
Судом установлено и подтверждено текстом апелляционной жалобы, что решение обжалуется в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций с ООО "Форатрейд" за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в общей сумме 1 500 рублей.
В материалах дела отсутствуют возражения участников процесса по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт в обжалуемой части подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Форатрейд" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.04.2021 N 148П "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовской области" реорганизовано путем присоединения к ОПФР по Тамбовской области с передачей последнему всех прав и обязанностей) в отношении ООО "Форатрейд" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ.
В ходе проверки органом пенсионного фонда выявлены нарушения обществом установленного законодательством срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выразились в следующем:
1. сведения по форме СЗВ-М об одном работающем застрахованном лице за январь 2020 года представлены несвоевременно 17.02.2021;
2. сведения по форме СЗВ-М об одном работающем застрахованном лице за февраль 2020 года представлены несвоевременно 17.02.2021;
3. сведения по форме СЗВ-М об одном работающем застрахованном лице за март 2020 года представлены несвоевременно 17.02.2021;
4. сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" об одном работающем застрахованном лице за март 2020 года представлены на лиц, в отношении которых ранее сведения не представлялись, несвоевременно 17.02.2021;
5. сведения по форме СЗВ-СТАЖ о трех работающих застрахованных лицах за 2021 год не представлены.
Факты выявленных нарушений отражены в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования соответственно (л.д. 5, 8, 11 оборот, 14, 17):
1. N 079S18210001128 от 01.03.2021;
2. N 079S18210001129 от 01.03.2021;
3. N 079S18210001131 от 01.03.2021;
4. N 079S18210001132 от 01.03.2021;
5. N 079S18220001939 от 11.05.2022.
По результатам проведенной органом пенсионного фонда проверки приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования соответственно (л.д. 6, 8, 12, 15, 18):
1. N 079S19210001781 от 14.04.2021 (500 рублей);
2. N 079S19210001782 от 14.04.2021 (500 рублей);
3. N 079S19210001783 от 14.04.2021 (500 рублей);
4. N 079S19210001784 от 14.04.2021 (500 рублей);
5. N 079S19220002404 от 24.06.2022 (1 500 рублей).
На основании данных решений орган пенсионного фонда направил обществу требования об уплате финансовых санкций соответственно (л.д. 7, 10, 13, 16, 19):
1. N 079S01210002141 от 19.05.2021 (500 рублей в срок до 08.06.2021);
2. N 079S01210002142 от 19.05.2021 (500 рублей в срок до 08.06.2021);
3. N 079S01210002143 от 19.05.2021 (500 рублей в срок до 08.06.2021);
4. N 079S01210002144 от 19.05.2021 (500 рублей в срок до 08.06.2021);
5. N 079S01220002806 от 25.07.2022 (1 500 рублей в срок до 12.08.2022).
Неуплата ООО "Форатрейд" финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности применения к ООО "Форатрейд" финансовых санкций в размере 2 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за январь - март 2020 года, по форме СЗВ-М "дополняющая" за март 2020 года. Данный вывод суда заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Одновременно, поскольку сумма финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год составила всего 1 500 рублей, то есть не превысила 3 000 рублей, суд области посчитал заявленные требования в данной части не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с примененным судом первой инстанции подходом исходя из следующего.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п (действовала в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Материалами дела подтверждено и не опровергнуто обществом, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении трех застрахованных лиц в орган пенсионного фонда представлены не были (при этом установленный законом срок такого представления - не позднее 01.03.2022).
Как следует из частей 17 - 19 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
До введения Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указанной нормы применению подлежали аналогичные нормы статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом разъяснений по вопросу N 1, содержащихся в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, согласно которым заявление о взыскании финансовых санкций подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
С учетом приведенных норм права орган пенсионного фонда мог инициировать взыскание в судебном порядке финансовых санкций по вышеуказанным требованиям только после того, как сумма задолженности по ним превысила 3 000 рублей, в течение шести месяцев.
Как усматривается из материалов дела, общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превысила 3 000 рублей только 12.08.2022, а именно после вынесения требования от 25.07.2022 N 079S01220002806 на сумму 1 500 рублей и его неисполнения в указанный в нем срок.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12.10.2020 N 306-ЭС20-8379 по делу N А65-37581/2019, положения главы 29.1 АПК РФ и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", не исключают возможность частичного удовлетворения требований в порядке приказного производства.
Таким образом, и в настоящем споре возможно частичное удовлетворение требований в том случае, если орган пенсионного фонда обратился в суд при наличии на то правовых оснований (ч. 19 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ).
Орган пенсионного фонда обратился в суд с настоящим иском 12.12.2022, то есть в течение шести месяцев со дня, когда сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей (12.08.2022).
Учитывая вышеизложенное, требование ОСФР по Тамбовской области в части взыскания с общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 1 500 рублей правомерно.
Ввиду чего, обжалуемое решение суда подлежит отмене в части отказа во взыскании финансовых санкций с ООО "Форатрейд" за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 1 500 рублей, названную сумму следует взыскать с ответчика в пользу истца.
В части отказа во взыскании с ООО "Форатрейд" финансовых санкций в размере 2 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за январь - март 2020 года, по форме СЗВ-М "дополняющая" за март 2020 года решение не обжалуется.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 13.03.2023 по делу N А68-7284/2022, от 16.02.2023 по делу N А09-11752/2021, Московского округа от 13.07.2022 по делу N А41-64956/2021, Северо-Кавказского округа от 22.09.2022 по делу N А53-14667/2022, Уральского округа от 18.04.2023 по делу N А47-2632/2022, Восточно-Сибирского округа от 26.01.2023 по делу N А74-3847/2022, Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А59-2148/2022, Западно-Сибирского округа от 07.02.2023 по делу N А03-10361/2022, Северо-Западного округа от 27.03.2023 по делу N А56-75138/2022.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктом 12 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Поскольку в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ООО "Форатрейд" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 857 рублей государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 1 500 рублей отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Форатрейд" (г. Тамбов, ОГРН 1196820009495, ИНН 6829152197) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797) финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в сумме 1 500 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Форатрейд" (г. Тамбов, ОГРН 1196820009495, ИНН 6829152197) в доход федерального бюджета 857 рублей государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10053/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Тамбовской области
Ответчик: ООО "ФОРАТРЕЙД"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд