город Томск |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А45-34900/2022 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Марченко Н.В. рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (N 07АП-1785/2023) на решение от 12.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34900/2022 (судья Чернова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (ОГРН 1025402457123) о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Новосибирск-Западный ЗСБ ж.д. в размере 6 441 рублей 60 копеек, процентов по статье 395 ГК РФ за период с 01.10.2022 по 24.11.2022 в размере 72 рублей 79 копеек, с дальнейшим начислением по день уплаты суммы основного долга.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Сибпромжилдортранс" (далее АО "СПЖТ") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 6 441 рублей 60 копеек, процентов по статье 395 ГК РФ за период с 01.10.2022 по 24.11.2022 в размере 72 рублей 79 копеек, с дальнейшим начислением по день уплаты суммы основного долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Решением от 10.03.2023 (резолютивная часть от 12.02.2023) Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СПЖТ" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что на надлежащее извещение, а также нарушение норм процессуального права, которое выразилось в не рассмотрении заявлений об ознакомлении с материалами дела в электронном виде
ОАО "РЖД" в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 АПК РФ, пунктов 47, 49 Постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Новосибирской области рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене/изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" заключен договор N 10/Н от 30.11.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги-филиала ОАО "РЖД".
Согласно подпункту "д" пункта 21 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес Владельца или его контрагентов по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 года N 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации.
Начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи по актам общей формы за май 2022 года по станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" составило 6 441,6 руб.
Неисполнение АО "СПЖТ" обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (пункт 2 статьи 1 Закона N 17-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 17-ФЗ определено понятие перевозочного процесса как совокупности организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Таким образом, в соответствии с УЖТ и Законом N 17-ФЗ перевозочный процесс железнодорожным транспортом представляет собой сложный, многоуровневый механизм, предполагающий безусловное и добросовестное взаимодействие всех его участников в целях обеспечения слаженности перевозки от начального его этапа и до окончания перевозочного цикла.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений (статья 1 УЖТ).
В соответствии со статьей 55 УЖТ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 56 УЖТ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
По правилу статьи 58 УЖТ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (статья 60 УЖТ).
В соответствии со статьей 64 УЖТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Частью 1 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 39 УЖТ).
Частью 10 статьи 39 УЖТ предусмотрены основания для освобождения грузоотправителей грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
На основании части 12 статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях (в частности при нахождении на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности в ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров), вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность, вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
Отношения между ОАО "РЖД" и АО "СПЖТ" регулируются договором N 10/Н от 30.11.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новосибирск-Западный.
В соответствии с пунктом 18 Договора на железнодорожном пути необщего пользования Владельца (Ответчика) устанавливается технологический срок оборота для всех вагонов в размере - 11,86 часа
Согласно пункту 18.1 Договора максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов составляет:
По погрузке: прокат - 13 ваг./сут, металлолом - 17 ваг./сут, блоки стеновые - 11 ваг/сут, ТШГ - 39 ваг./сут.
По выгрузке: слябы - 30 ваг./сут, цемент - 23 ваг./сут, прокат, сталь 51 ваг./сут, трубы -13 ваг/сут, автомашины - 52 ваг./сут, ТЦГ - 30 ваг./сут.
Максимальная перерабатывающая способность станции "Энергетическая" Владельца по выгрузке угля составляет: 209 ваг./сут.
Согласно пункту 21 Договора в редакции утвержденной протоколом согласования разногласий к Договору от 09.03.2017 г. по истечении 2-х часов с момента передачи приемосдатчиком Перевозчика уведомления о времени передачи (подачи) вагонов (с фиксацией в книге ф.ГУ-2) уполномоченный представитель Владельца прибывает на станцию Новосибирск-Западный для подписания составленного акта общей формы о начале простоя на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава. Неявка представителя Владельца в указанное время (за исключением случаев направления Владельцем по факсу уведомления о подписании актов общей формы в иное время, но не более истечения одних суток), а также неявка Владельца в срок, указанный в уведомлении считается отказом Владельца от подписания акта общей формы. Отказ от подписания акта общей формы оформляется порядком установленными Правилами.
В момент фактической передачи (подачи) вагонов составляется акт общей формы об окончании простоя вагонов и предъявляется представителю Владельца для ознакомления и подписания".
Нахождение вагонов на путях общего пользования по причине занятости пути АО "СПЖТ" ранее поданными вагонами подтверждается актами общей формы ГУ-23 ВЦ, книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 ВЦ, ведомостями подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 ВЦ.
Отказ представителя АО "СПЖТ" от подписания актов и накопительных ведомостей, по условиям договора, не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за нахождения вагонов на путях общего пользования.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 года N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи по актам общей формы за май 2022 года по станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" составило 6 441,6 руб.
Сумма платежей, причитающихся ОАО "РЖД", рассчитана на основании Таблицы N 1 Тарифного руководства. Утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 года N 127-т/1, с учетом коэффициентов за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от владельца пути необщего пользования.
В соответствии со статьей 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения ОАО "РЖД" обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю. Таким образом, выполняя условия перевозки ОАО "РЖД" не вправе вмешиваться в договорные отношения с собственником вагонов, не вправе административно регулировать количество подаваемых вагонов.
Согласно пункту 6 договора N 10/Н, уведомление о передаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца передается приемосдатчиком перевозчика уполномоченному представителю владельца по телефону, но не позднее, чем за 2 часа до предстоящей передачи (подачи) вагонов.
В свою очередь, владелец пути необщего пользования (ответчик) не сообщил о готовности принятия данных вагонов, поэтому передача вагонов по истечении 2 часов, на пути необщего пользования АО "СПЖТ" перевозчиком не осуществлено, а вагоны поставлены на простой.
Согласно актам общей формы зафиксирован тот факт, то поступившие в адрес ответчика вагоны простаивают на путях общего пользования по причинам непринятия их владельцем пути необщего пользования, хотя по условиям договора предусмотрены требования, устанавливающие технологические обороты для всех вагонов.
Ответчик, как субъект предпринимательской деятельности, обязан предполагать риски наступления неблагоприятных последствий, в части невыполнения условий по принятию вагонов на пути необщего пользования, а также подписания актов общей формы по простою вагонов с возражениями. В данном случае имеет место факт злоупотребления Ответчиком правом в виде игнорирования многочисленных фактов простоя, как следствие невнесение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонение от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат оплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года) положения пункта 4 статьи 395 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 года N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", не подлежат применению к договорам, заключенным до 01.06.2015 года. Согласно сложившейся до 01.06.2015 года практике применения ГК РФ, в случае нарушения возникшего из договора денежного обязательства кредитор был вправе предъявить либо требования о взыскании с должника процентов на основании статьи 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки.
Таким образом, ОАО "РЖД" вправе взыскать с АО "СПЖТ" проценты за просрочку исполнения денежного обязательства на основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ.
Размер процентов с даты 01.10.2022 по 24.11.2022 года (с учетом моратория) на сумму 6 441,6 руб. составляет 72,79 руб.
Согласно пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, памятки приемосдатчика о занятости путей необщего пользования в период за май 2022 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апеллянта о его ненадлежащем извещении не нашел подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", суду следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором данного пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, получение сообщений по адресу, указанному в государственном реестре юридических лиц, является обязанностью юридического лица. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, негативные последствия, связанные с таким невыполнением, в полной мере относятся на соответствующее юридическое лицо.
Определение от 08.12.2022 суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 121 АПК РФ направленное акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" по юридическому адресу: 630108, Новосибирская область, Новосибирск, улица Станционная, 18/1, указанному в ЕГРЮЛ.
Возвращенное почтовое отправление содержит штампы органов почтовой связи места отправления 16.06.2022, места вручения 17.06.2022, а также штамп возврата отправления 24.06.2022.
Кроме того, об извещении ответчика о рассматриваемом споре свидетельствует наличие ходатайства АО "СПЖТ", размещенного в системе КАД Арбитр 31.01.2023.
Таким образом, АО "СПЖТ" было уведомлено о принятии к производству искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Довод АО "СПЖТ" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, что выразилось в нерассмотрении заявлений об ознакомлении с материалами дела в электронном виде, апелляционным судом отклонен в связи со следующим.
Проведение процедуры ознакомления с материалами дела в электронном виде по ходатайству участвующего в деле лица не в период действия специальных ограничительных мер является дополнительным способом реализации права на ознакомление с материалами дела, в связи с чем у участвующих в деле лиц сохраняется право направить представителя здание суда для очного ознакомления либо повторной подачи ходатайства.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих повторной подачи ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде, судом апелляционной инстанции не установлено.
Более того, для ознакомления с материалами дела в электронном виде лицом, участвующим в деле, либо его представителем, посредством заполнения электронной формы в электронной информационной системе "Мой арбитр" подается самостоятельное ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде с приложением копии доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия на представление интересов доверителя, копии документов, удостоверяющих личность лица или его поверенного и документа об образовании.
Ходатайство и приложенные документы подписываются электронной подписью лица (с использованием личной учетной записи), планирующего непосредственное ознакомление с материалами дела в целях идентификации его личности. Порядок подачи подобных ходатайств является общедоступным, размещен на открытом ресурсе - сайте "Картотека арбитражных дел".
Вышеназванные требования ответчиком не были соблюдены, заявление об ознакомлении с материалами дела в электронном виде надлежащим образом - путем заполнения установленной формы заявителем не было подано, а вопреки вышеизложенным требованиям представлено заявителем в форме обычного документа через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр".
С учетом изложенного, неправильная подача заявленного ходатайства фактически лишила суд первой инстанции возможности рассмотрения данного ходатайства в установленном порядке именно как ходатайства об ознакомлении с материалами в электронном виде, и обеспечить реализацию права стороны на ознакомление с материалами дела.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34900/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сибпромжелдортранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи, с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34900/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги"
Ответчик: АО "СИБПРОМЖЕЛДОРТРАНС"