г. Чита |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А10-4710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Гречаниченко А.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Путинцевой Н.Г. и секретаря судебного заседания Баярэ Б.Б. апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" в лице филиала публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - "Теплоэнергосбыт Бурятии" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 января 2023 года по делу N А10-4710/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании недействительным предписания от 31 мая 2022 года,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Марганова Розалия Сергеевна (ИНН 032606626825),
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Мамедовой М.В. - представителя по доверенности от 01 января 2023 года,
от муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" - Бадмаевой Н.А. - представителя по доверенности от 09 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - заявитель, общество или ПАО "ТГК-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (далее - УМЖИ г. Улан-Удэ, Управление или жилищная инспекция) с заявлением о признании недействительным предписания от 31 мая 2022 года N 26-ПР.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Марганова Розалия Сергеевна (далее - Марганова Р.С.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению общества, гаражное помещение является отапливаемым и подлежащим расчету при определении платы за отопление.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
УМЖИ г. Улан-Удэ в представленном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержала доводы отзыва.
Марганова Р.С. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Марганова Р.С. явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и жилищной инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственник жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мостостроителей, 5 проезд, д. 39, обратился в жилищную инспекцию с заявлением о неправомерном начислении ПАО "ТГК-14" платы за коммунальную услугу отопления неотапливаемого помещения (гараж) в сумме 51 074 рублей 27 копеек.
С целью изучения доводов заявителя на основании решения о проведении выездной проверки от 18 мая 2022 года N 26-653/22-Ж Управлением в отношении ПАО "ТГК-14" назначена выездная проверка в период с 23 мая по 03 июня 2022 года.
При осмотре жилого дома N 39 по ул. Мостостроителей, 5 проезд с участием собственника жилого дома и представителя ПАО "ТГК-14" установлено, что в помещении гаража отопительные приборы отсутствуют, трубопроводы изолированы, о чем составлен протокол осмотра от 25 мая 2022 года с приложением фотоматериалов.
Согласно протоколу опроса от 25 мая 2022 года N 1 собственник жилого дома Марганова Р.С. пояснила, что температура в зимний период в помещении гаража составляет 0, +2 градусов.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что между ПАО "ТГК-14" и Маргановой Р.С. заключен договор N 8822 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мостостроителей, 5 проезд, д. 39. В жилом доме не установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии. До апреля 2022 года начисление платы за услугу по отоплению производилось исходя из площади дома 197 кв.м. (без учета гаражного помещения).
На основании акта от 25 марта 2022 года N 16а/0000060, которым установлена общая площадь жилого дома 229 кв.м., заявителю произведено доначисление платы за услугу по отоплению за период с 01 июля 2019 года по 31 марта 2022 года в сумме 51 074 рублей 27 копеек.
По результатам проверки составлен акт от 31 мая 2022 года N 26-А.
ПАО "ТГК-14" в нарушение требований части 1 и 2 статьи 539, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мостостроителей, 5 проезд, д.39, учло площадь неотапливаемого помещения гаража при начислении платы за услугу отопления.
В связи с выявленными нарушениями органом жилищного контроля вынесено предписание от 31 мая 2022 года N 26-ПР.
Указанным предписанием жилищная инспекция обязала ПАО "ТГК-14" в срок до 30.06.2022 с 25.05.2022 производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя из площади дома N 39 по ул. Мостостроителей, 5 проезд, г. Улан-Удэ, равной 197 кв.м. (без учета помещения гаража).
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Законом Республики Бурятия от 25 ноября 2016 года N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" орган местного самоуправления МО ГО "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля наделен государственными полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора, по организации и осуществлению лицензионного контроля.
На основании пункта 1.1 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 693-57, жилищная инспекция является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, созданным с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ".
Полномочия Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля с 1 января 2017 года переданы жилищной инспекции.
Частями 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что потребитель обязан оплачивать только то количество коммунального ресурса (тепловой энергии), который он фактически потребил. При этом, по общему правилу, объем потреблённого коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, а при его отсутствии исходя из нормативов потребления.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Согласно подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к указанным Правилам.
Согласно ГОСТу Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", пункта 15 приложения N 1 Правил N 354 температура в жилой комнате должна быть не менее 18-20 градусов тепла, в нежилых помещениях 12 градусов. Таким образом, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью внутридомовых инженерных систем отопления тепловой энергии в пределах технической возможности, при этом должно обеспечиваться поддержание в жилом доме установленной температуры воздуха. Потребление тепловой энергии обусловлено наличием у абонента энергопринимающих установок.
Также, по смыслу положений Правил N 354 взимание платы за коммунальную услугу по отоплению возможно лишь в отношении помещений, которые относятся к отапливаемым.
Пунктом 10.4 "СП 345.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые и общественные. Правила проектирования тепловой защиты", утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2017 годаN 1539/пр, установлено, что отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. При этом площадь лестничных клеток и лифтовых шахт включается в площадь этажа. В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
Действующим законодательством предусмотрено взимание платы по коммунальной услуге - отопление только за фактически приобретенный (потребленный) объем и лишь по отапливаемым помещениям. В отношении помещения, которое относится к неотапливаемым, с его собственника или пользователя не может быть взыскана плата за отопление. В целях отнесения помещения к неотапливаемому необходимо установить факт отсутствия в спорный период отопительных приборов владельца помещения и невозможности подачи тепловой энергии в такое помещение.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между ПАО "ТГК-14" и Маргановой Р.С. - собственником жилого дома N 39 по ул. Мостостроителей, 5 проезд, г. Улан-Удэ заключен договор N 8822 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. В указанном жилом доме не установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
По информации предоставленной ПАО "ТГК-14" расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится согласно порядку расчетов, утвержденному Правилами N 354, по формуле 2.
С момента заключения договора N 8822 и по март 2022 года начисление платы за услугу отопления по указанному адресу производилось исходя из площади 197 кв.м. (без учета гаражного помещения).
Согласно акту от 25 марта 2022 года N 16а/0000060, составленному инспектором "Теплоэнергосбыт Бурятии" - филиала ПАО "ТГК-14", по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мостостроителей, 5 проезд, д.39, выявлено, что фактическая площадь жилого дома составляет 229 кв.м.
На основании указанного акта ПАО "ТГК-14" произведено доначисление платы за услугу по отоплению за период с 01 июля 2019 года по 31 марта 2022 года на сумму 51 074 рублей 27 копеек исходя из разницы между фактической площадью жилого дома 229 кв.м. согласно сведениям технического паспорта жилого дома по состоянию на 11 июля 2011 года (с учетом площади гаражного помещения - 32 кв.м.) и площадью 197 кв.м., используемой для расчета платы по договору N 8822 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде.
Судом первой инстанции установлено, что 25 мая 2022 года в рамках выездной проверки жилищной инспекцией произведен осмотр жилого дома N 39 по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мостостроителей, 5 проезд, в ходе которого установлено отсутствие отопительных приборов в гаражном помещении жилого дома и изолирование трубопровода.
В соответствии с актом от 25 марта 2022 года N 16а/0000060, составленным инспектором "Теплоэнергосбыт Бурятии" - филиала ПАО "ТГК-14" Намсараевым Б.А. в присутствии супруга собственника жилого дома Марганова Т.С., "трубы в гараже изолированы, радиатор отключен, температура в гараже 4 градуса".
В соответствии с пунктом 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, заявителем ни в акте обследования от 25 марта 2022 года N 16а/0000060, ни в протоколе осмотра от 25 мая 2022 года не указано, что изоляция трубопровода не является надлежащей и не отвечает требованиям свода Правил тепловой изоляции оборудования и трубопроводов СП 61.13330.2012.
Доказательства того, что изоляция не соответствует установленным требованиям, ПАО "ТГК-14" в нарушение статьи 65 АПК РФ, в дело не представило.
Учитывая, что трубы, проходящие в гаражном помещении, изолированы, температура воздуха составляет (0 - +2 градусов), радиатор отопления отключен от централизованной сети теплоснабжения, суд первой инстанции правильно согласился с выводами жилищной инспекции о неправомерности начисления платы с учетом площади такого гаражного помещения.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что трубопроводы, проходящие транзитом через гаражное помещение дома, имеют теплоизоляцию, и теплоотдача от них не способна оказать заметное влияние на температуру воздуха в нежилом помещении, указанные транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения дома и не являются отопительными приборами, потребление тепла на отопление подвального помещения отсутствует.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 января 2023 года по делу N А10-4710/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4710/2022
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ
Третье лицо: Марганова Розалия Сергеевна