г. Красноярск |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А33-31554/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 февраля 2023 года по делу N А33-31554/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Фирма "ТТВ" (Традиционные терапевтические воздействия) (ИНН 2462004420, ОГРН 1022402056060, далее - общество, ООО Фирма "ТТВ") о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
Решением от 21.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, по мотиву наличия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной фондом проверки представленных обществом сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N27-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), выявлено представление обществом сведений за 2021 год с нарушением установленного срока.
По итогам проведенной проверки принято решение от 31.05.2022 N 205S19220012404 о применении к страхователю финансовых санкций в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций обществу было выставлено требование, неисполнение которого в установленный срок послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 данного закона по форме СЗВ-Стаж представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция от 22.04.2020 N211н), в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Положениями Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Инструкции от 22.04.2020 N211н, регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что первоначальные сведения по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2021 год направлены страхователем в установленный срок (28.02.2022). Вместе с тем, содержали ошибки и (или) несоответствия - в графе тип сведений ошибочно указано "назначение пенсии" вместо "исходная". Обнаружив указанную ошибку, общество устранило ее, представив 13.03.2022 отчет с верным типом сведений - "исходная". При этом по содержанию отчеты идентичны, графы, необходимые для учета сведений при назначении пенсии, ни в одной из форм не заполнены, что свидетельствует о представлении сведений по форме СВМ-Стаж (исходная). Вся информация о застрахованных лицах представлена своевременно и принята без замечаний со стороны территориального органа ПФР.
Изложенное выше свидетельствует, что страхователь самостоятельно выявил ошибки в представленных за указанный период индивидуальных сведениях, до выявления уполномоченным органом рассматриваемого факта.
Таким образом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 и от 04.05.2022 N 305-ЭС22-4899.
Соответственно, представление страхователем отчетности за указанный период по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) с верным указанием типа сведений, ранее представленной своевременно, является самостоятельным выявлением ошибки, исключающим привлечение страхователя к ответственности.
Судом первой инстанции верно отмечено, что пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о выявлении допущенных страхователем ошибок ранее представления им отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) с верным указанием типа сведений за указанный период.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции от 22.04.2020 N 211н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о взыскании санкций, начисленных в связи с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2021 год.
Доводы пенсионного фонда о наличии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, подлежат отклонению с учетом правовых норм, указанных выше.
В апелляционной жалобе заявитель излагает обстоятельства дела, которые были предметом исследования, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2023 года по делу N А33-31554/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-31554/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю
Ответчик: ООО ФИРМА "ТТВ" ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Третье лицо: Байрамова С.Э., Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК