г. Москва |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А40-204482/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-204482/22,
по заявлению АО "Концэл" (ОГРН: 1027700040279, Дата присвоения ОГРН: 19.07.2002, ИНН: 7735093237)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745)
об оспаривании решения, изложенного в уведомлении от 24.08.2022 г. N КУВД001/2021-50994923/15, об обязании,
третье лицо: кадастровый инженер Болычев О. К.,
при участии:
от заявителя: |
Бушина А.К. по дов. от 09.01.2023; |
от ответчика |
Ноберцева Л.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Концэл" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Управление) в котором просило признать незаконным Уведомление от 24.08.2022 года (Заявление о государственном кадастровом учете от 01.12.2021 N КУВД001/2021-50994923, с учетом дополнительных документов, предоставленных 23.08.2022), в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:10:0003009:7, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд 4801, влд. 7, стр. 1-8; об обязании совершить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, г. Зеленоград, 4801-й проезд, 2 образованных путем раздела Земельного участка с кадастровым номером 77:10:0003009:7, на основании Заявление о государственном кадастровом учете от 01.12.2021 N КУВД-001/2021-50994923, с учетом дополнительных документов, предоставленных 23.08.2022.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явилось.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела АО "Концэл" (далее - Общество, Истец) является арендатором по заключенному с Департаментом городского имущества г. Москвы договору аренды земельного участка от 10.11.1995 N М-10-003361 (зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 16.07.2018, номер регистрации 77-10:0003009:7-77/009/2018-2), расположенного по адресу: Москва, г. Зеленоград, проезд 4801, влд. 7, стр. 1-8, кадастровый номер: 77:10:0003009:7 (далее - Земельный участок).
01.12.2021 года АО "Концэл" обратилось в Росреестр (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве) с заявлением на осуществление действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, г. Зеленоград, 4801-й проезд, образованных путем раздела Земельного участка (N КУВД-001/2021- 50994923).
В качестве основания кадастрового учета и дальнейшего образования земельных участков Департамент городского имущества издал распоряжение "О предварительном согласовании предоставления земельных участков", которым утверждена схема раздела Земельного участка на пять участков с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:10:0003009:7 в измененных границах, утверждены адреса, проектная площадь, согласовано предоставление на праве аренды земельных участков Обществу.
Для раздела Земельного участка по заказу Общества в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" был подготовлен межевой план в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подан в Росреестр по Москве вместе с заявлением от 01.12.2021.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов уполномоченным лицом органа регистрации прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление от 08.12.2021 N КУВД-001/2021- 50994923/1 по 09.03.2022) (срок приостановления продлен уведомлением от 25.02.2022 N КУВД-001/2021-50994923/2 по 24.08.2022) - соответствующее уведомление с указанием причин было получено Обществом 15.12.2021, и скорректированный межевой план был предоставлен в Росреестр в виде дополнительных документов вх. от 27.01.2022 N КУВД-001/2022-2926532, от 16.02.2022 N КУВД-001/2022-5890410, от 03.03.2022 N КУВД-001/2022-8364444, от 06.06.2022 N КУВД-001/2022-23360846.
Также в рамках срока приостановления, а именно 23.08.2022, было подано заявление о возобновлении кадастрового учета и предоставлены дополнительные документы, а именно актуализированный межевой план, что подтверждается распечаткой из личного кабинета АО "Концэл", статус заявки "Выполнено" от 23.08.2022.
Однако 24.08.2022 уполномоченным лицом органа регистрации прав вынесено решение об отказе регистрации учетных действий, без учета дополнительного пакета от 23.08.2022 (уведомление от 24.08.2022 N КУВД-001/2021-50994923/15 (далее - Уведомление)), с указанием следующих оснований: - в нарушение положений п. 72 требований к составлению межевого плана Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), графическая часть межевого плана выполнена без применения специальных условных знаков; в нарушение положений п. 72 Требований в разделах графической части межевого плана описания примененных условных обозначений не соответствуют описаниям, приведенным в приложении к Требованиям. Заявитель не согласился с данным уведомлением, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно требованиям ст. 22 Закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далееТребования).
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о недвижимости и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 года N П/0241 выявлено: Согласно требованиям ст. 22 Закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Как следует из оспариваемого уведомления Регистратор считает, представленный заявителем межевой план несоответствующий п. 72 требований к подготовки межевого плана.
Согласно п. 72 Требований, для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям.
В указанном приложении содержится описание изображения, применяемых для подготовки межевого плана специальных условных знаков.
В частности, регистратор указал в качестве замечания, что: - графическая часть межевого плана выполнена без применения специального условных знаков (на схеме расположения земельных участок границ уточненных земельных участков отображаются сплошной линией черного цвета, толщиной 0,2 мм, неуточненных - пунктирной линией черного цвета, толщиной 0,2 мм, длиной штриха 2 мм и интервалом между штрихами 1 мм, при этом границы смежных участков должны быть читаемы, отображаться полностью для каждого земельного участка, кроме того на 5 чертеже точка 32 новая до точки 4, в связи с чем граница от нее обозначается линией красного цвета; - от точки 30 до точки 31 указана линия красного цвета как граница определенная при выполнение кадастровых работ однако точки указаны без обозначения буквы "н" как вновь образованная точка; На схеме расположения в условные обозначения обозначены 3 квадрата красного, черного и прозрачного цвета, однако на схеме такие условные знаки не применяются, а значит и их указание не в условные обозначения ошибочно) Для устранения причин приостановления в Уведомлении N КУВД-001/2021 - 50994923/4,59,11,13 Управление рекомендовало Заявителю представить межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями и Законом, как дополнительные документы к ранее принятому заявлению.
Ответчик посчитал, что Заявителем не представлены дополнительные документы для устранения препятствия в государственном кадастровом учете, в связи с чем 24.08.2022 Управлением принято решение об отказе на основании ст. 27 Закона о недвижимости - ввиду не устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета изменений, указанных в приостановление от 25.02.2022.
Между тем, Ответчик при вынесении оспариваемого уведомления не учел следующее. Межевой план, поданный в Росреестр 23.08.2022, составлен в соответствии с действующими требованиями, утвержденными приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Кроме того, Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", на который сослалось Управление Росреестра, признан утратившим силу с 18.06.2022 в связи со вступлением в силу Приказа Минэкономразвития России от 28.04.2022 N 231 "О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельных положений некоторых приказов Минэкономразвития России в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", в связи с чем установленные Приказом от 08.12.2015 N 921 требования предусмотренные п. 72 актуальные на момент обращения заявителя в Росреестр, утратили актуальность на момент вынесения оспариваемого отказа в регистрации.
Таким образом, в качестве основания отказа в государственном кадастром учете от 24.08.2022 регистратор сослался на Требования, которые с 18.06.2022 утратили силу, и не могут применяться сторонами ни при подготовке межевого плана, ни при осуществлении действий регистрационного характера, так как это противоречит ч.2. ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе.
Чертеж земельных участков и их частей выполнен с соблюдением всех специальных условных обозначений, которые поименованы, указаны в чертеже и полностью соответствуют действующим требованиям к межевому плану.
Таким образом, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания вынесения Уведомления об отказе государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, г. Зеленоград, проезд 4801, влд. 7, стр. 1-8, кадастровый номер: 77:10:0003009:7.
Таким образом, исходя из исследованных в суде материалов и представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не имелось законных оснований для принятия оспариваемого уведомления от 24.08.2022 г. N КУВД-001/2021-50994923/15.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-204482/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204482/2022
Истец: АО "КОНЦЭЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Кадастровый инженер Болычев О. К., кадастровый инженер Болычев О.К. (Управление Росреестра по Москве)