г. Хабаровск |
|
15 мая 2023 г. |
А73-18348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания": представителя Бельды С.А., по доверенности от 07.06.2022 N 3/702;
от Администрации города Хабаровска: представителя Суколиной Е.А., по доверенности от 21.03.2023 N 1.1-29-50;
от МУП города Хабаровска "Водоканал": не явились;
от МУП города Хабаровска "Тепловые сети": не явились;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: не явились;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по хабаровскому краю: не явились;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: представителя Суколиной Е.А., по доверенности от 20.12.2022 N 09-15/15899;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"
на решение от 03.03.2023 по делу N А73-18348/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным бездействия
третьи лица: МУП г. Хабаровска "Водоканал"; МУП г. Хабаровска "Тепловые сети"; МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО; Управление Росреестра по Хабаровскому краю; Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - предприятие, ФГУП "ВГТРК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия по постановке бесхозяйного имущества на учет, а именно колодца ВК-1 по ул. Кавказская в г. Хабаровск; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены смотрового канализационного колодца СКК-1; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены ливневого колодца ЛК-8; сети теплоснабжения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до наружной стены теплового колодца ТК 03.16 и далее до теплового колодца ТК 03.17; об обязании осуществить постановку на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а именно колодца ВК- 1 по ул. Кавказская в г. Хабаровск; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены смотрового канализационного колодца СКК-1; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены ливневого колодца ЛК-8; сети теплоснабжения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до наружной стены теплового колодца ТК 03.16 и далее до теплового колодца ТК 03.17.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: МУП г. Хабаровска "Водоканал"; МУП г. Хабаровска "Тепловые сети"; МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО; Управление Росреестра по Хабаровскому краю; Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска.
Решением суда от 03.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГУП "ВГТРК" заявило апелляционную жалобу, считая, что судом дана неверная оценка доказательствам по делу, а также неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Позиция апеллянта поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель администрации и департамента отклонил в заседании апелляционного суда доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП г. Хабаровска "Водоканал" в представленных в суд пояснениях, считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва, пояснений, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 03.03.2022 N N 1277-МН, заключенного с МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, предприятие занимает часть земельного участка площадью 12 288 кв. м. и часть функциональных помещений в нежилом здании "Дом радио" с кадастровым номером 27:23:0030327:176 по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, которые являются федеральной собственностью.
В названном здании кроме ФГУП "ВГТРК" деятельность осуществляют иные организации и физические лица, имущество которых находится в федеральной, краевой, а также частной собственности. При этом заявитель по делу считает, что на него необоснованно возложена обязанность по содержанию спорного имущества, а именно систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которое на баланс предприятия не передавалось.
Полагая, что спорное имущество является бесхозяйным, предприятие неоднократно обращалось с заявлениями к Администрации города Хабаровска для решения вопроса по содержанию бесхозяйных сетей.
Не получив положительных результатов, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации по постановке бесхозяйного имущества на учет, а именно колодца ВК-1 по ул. Кавказская в г. Хабаровск; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены смотрового канализационного колодца СКК-1; сети водоотведения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до стены ливневого колодца ЛК-8; сети теплоснабжения длиной от стены здания N 4 по ул. Ленина в г. Хабаровск до наружной стены теплового колодца ТК 03.16 и далее до теплового колодца ТК 03.17; об обязании осуществить постановку на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действия, бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности данных условий, в связи, с чем отказал в удовлетворении требования заявителя.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения.
В части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ определено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из выше приведенного следует, что орган местного самоуправления в целях решения вопросов организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в границах муниципального образования, обязан предпринимать меры по выявлению бесхозяйных объектов, организовывать постановку их на учет в установленном порядке, признавать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
Правовой режим бесхозяйной вещи определен в статье 225 ГК РФ, пунктом 1 которой определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
По смыслу данной нормы права имущество не может быть признано бесхозяйным, если имеется правопритязание на объект либо осуществляется фактическое владение имуществом.
В силу пункта 3 данной статьи Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" и правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался на основании заявления о постановке на учет органом местного самоуправления, а отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Из положений части 8 статьи 15, части 4 Закон о теплоснабжении, пункта 21 Правил N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации", части 5 статьи 20 Закона о водоснабжении, пункта 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, следует, что при оказании услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения между сторонами (потребитель и ресурсоснабжающая организация) подписывается акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании соответствующими сетями.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 808, Правил N 644 акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих сетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела сетей, источников энергии и потребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Следовательно, поскольку граница балансовой принадлежности сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования.
Из материалов дела следует, что земельный участок под строительство нежилого здания "Дом радио" по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, был выделен Хабаровскому краевому комитету радиовещания и телевиденья в 1964 году на основании Решения исполнительного комитета Хабаровского городского совета депутатов трудящихся от 20.04.1964 N 217. Здание "Дом радио" было построено и введено в эксплуатацию в 1990 году.
В соответствии с договором от 15.09.1999 N 49, заключенным Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края с ФГУП "ГТРК "Дальневосточная", за последним на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое и движимое имущество, которыми оно наделено на момент создания, а для действующего предприятия, отраженное в балансе предприятия по состоянию на 01.01.1999.
Как следует из пункта 2 указанного договора, имущество ФГУП "ГТРК "Дальневосточное", закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, находится в государственной собственности.
Согласно приложению, а именно форме представления материалов инвентаризации в Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края по состоянию на 01.01.1999 ФГУП "ГТРК "Дальневосточная" предано имущество, кроме прочего: пункт 707 "здание по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 71"; п. 708 - здание "Дом радио" по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4; пункт 719 "наружная канализационная сеть"; пункт 720 "наружный водопровод"; пункт 721 "теплотрасса".
Из материалов дела следует, что ФГУП "ВГТРК" является правопреемником ФГУП "ГТРК "Дальневосточная".
Предприятие на основании договора аренды земельного участка от 03.03.2022, заключенного с МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, занимает часть земельного участка площадью 12 288 кв. м. и часть функциональных помещений в нежилом здании "Дом радио" с кадастровым номером 27:23:0030327:176 по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, которые являются федеральной собственностью.
Спорные системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения расположены на земельном участке (27:23:0030327:6), собственником которого является Российская Федерация.
Кроме того, согласно сведениям ЕГАСИК балансодержателем сетей водоотведения и водоснабжения является ФГУП "ВГТРК".
Таким образом, довод апеллянта об отнесении спорных сетей к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения несостоятелен.
В соответствии с представленными в материалы дела актами разграничения балансовой принадлежности, подписанными ВГТРК с МУП г. Хабаровска "Водоканал"; МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" спорные системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения находятся в зоне ответственности и обслуживаются заявителя по делу.
Также из указанных актов разграничения балансовой принадлежности, следует, что граница ответственности по всем сетям (участкам сетей) установлена не по стене здания по ул. Ленина 4, а в месте присоединения к городским сетям.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что строительство спорных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения осуществлено исключительно для эксплуатации нежилого здания "Дом радио" по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что спорные объекты теплоснабжения, водоотведения обслуживают исключительно нежилое здание, расположенное по ул. Ленина, д. 4, судебная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда о том, что что спорные системы теплоснабжения, водоснабжения, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ не являются бесхозяйными, соответственно незаконного бездействия со стороны уполномоченного органа не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иной, чем у суда первой инстанции, оценке обстоятельств дела, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.03.2023 по делу N А73-18348/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18348/2022
Истец: ВГТРК "ГТРК "Дальневосточная"
Ответчик: Администрация города Хабаровска
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, МТУ Росимуществав Хабаровском крае и ЕАО, Муниципальное территориальное управление Росимуществав Хабаровском крае и ЕАО, Муниципальное унитарное предпиятие г. Хабаровска "Водоканал", МУП г. Хабаровска "Водоканал", МУП г. Хабаровска "Тепловые сети", Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ Филиал ФКП Росреестра по Хабаровскому краю