г. Хабаровск |
|
15 мая 2023 г. |
А16-511/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дружба": Коцуров О.И. по доверенности от 04.05.2023;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Захаров М.А. по доверенности от 21.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области на решение от 15.02.2023 по делу N А16-511/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Дружба" (с. Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области, ОГРН 1147907000691, ИНН 7904505689) к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900512012, ИНН 7900001240), Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454) о взыскании 1 106 630 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - истец, общество) с иском к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - ответчик, департамент) об обязании определить размер субсидии и выплатить субсидию в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.11.2019 N 414-пп "О порядке предоставления в 219 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области".
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А16-511/2022.
Определением суда от 02.08.2022 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).
До рассмотрения дела по существу истец уточнял иск, просил взыскать с департамента 1 106 630 руб. - компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Решением от 15.02.2023 по делу N А16-511/2022 суд взыскал с департамента в пользу общества 1 106 630 руб.
Определением от 30.03.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу департамента на вышеуказанное решение.
Считая судебный акт суда первой инстанции необоснованным, незаконным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске, апеллянт привел следующие доводы: судом не учтены положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 N 1455, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р, соглашения N 082-17-2019-227, согласно которым бюджету Еврейской автономной области из федерального бюджета денежные средства выделялись только на 2019 год, остаток средств был возвращен в федеральный бюджет, Правительством Российской Федерации не принималось решение о выделении Еврейской автономной области остатка для использования в 2020 году; поскольку общество обратилось за выплатой компенсации в 2022 году, а лимиты бюджетных обязательств на указанные цели на 2022 год федеральным бюджетом не предусмотрены, выплатить субсидию не представляется возможным при отсутствии источника финансирования.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указало на отсутствие у истца права требовать выплаты субсидии в 2022 году исходя из объемов финансирования, выделенного в 2019 году, сослалось на дело N А16-1091/2021 со сходными правоотношениями.
Общество в отзыве просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном в отсутствие представителя департамента, представитель Министерства не оспорил обоснованность требования общества.
Представитель общества поддержал отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.09.2021 по делу N А16-4241/2019 за ООО "Дружба" признано право на получение государственной поддержки в виде субсидии, на основании постановления правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп "О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области".
Обстоятельства, установленные вышеуказанным судебным актом в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Сам судебный акт по делу N А16-4241/2019 имеет обязательный характер (статья 16 АПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441, утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила N 1441).
На основании пункта 2(2) Правил N 1441 для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 2(3) Правил N 1441 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения, указанного в пункте 2(2) настоящих Правил, а также оценки ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, представляет в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов не позднее чем за 30 календарных дней до окончания текущего финансового года.
Оценка ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном им порядке (пункт 4 Правил N 1441).
Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержден Приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 N 113 (далее - Порядок N 113). В соответствии с пунктом 10 Порядка N 113 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет документы, указанные в пункте 3 Порядка в течение 30 дней со дня принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 3 Порядка.
Режим чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области введен в 08 часов 00 минут 02.08.2019 постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 01.08.2019 N 385-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области".
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проведена экспертная оценка ущерба, в результате которой установлено, что ООО "Дружба", подтверждена гибель сои на площади 250 га, фактические затраты к возмещению по экспертизе оценены в сумме 1 106,63 тыс. рублей, о чем составлен акт анализа материалов гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 г. от 02.10.2019 N 022/1.
Субсидия не была выплачена обществу, что послужило поводом для предъявления иска по настоящему делу.
Суд первой инстанции правильно определил существо спора, пришел к выводу о том, что департамент является надлежащим ответчиком, доводы и возражения которого признаны необоснованными, а иск подлежит удовлетворению на основании гражданского и бюджетного законодательства.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для изменения или отмены судебного акта в связи со следующим.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р и от 27.12.2019 N 3235-р определен размер бюджетных ассигнований в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по 21 кредитному договору (соглашению), который составил 434 537,5 тыс. рублей.
Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок N 414-пп).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 414-пп предоставление субсидии осуществляется управлением сельского хозяйства правительства области (далее - управление) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году федеральным бюджетом.
На основании пункта 6 Порядка N 414-пп размер ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с актам анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" от 02.10.2019 N 022/1.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности, обязательства должны исполняться надлежащим образом, согласно условиям обязательства и требованиям закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В спорном правоотношении Департамент является главным распорядителем денежных средств.
На основании пункта 1 Порядка N 414-пп Порядок определяет механизм предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р и от 27.12.2019 N 3235-р определен размер бюджетных ассигнований в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по 21 кредитному договору (соглашению), который составил 434537,5 тыс. рублей.
Согласно расходным расписаниям N 0100082/10788 от 19.11.2019, N 0100082/12188 от 30.12.2019 указанные денежные средства в полном объеме перечислены в бюджет Еврейской автономной области.
Суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что денежные средства были возвращены в федеральный бюджет. То обстоятельство, что истец своевременно не предоставил документы, подтверждающие право собственности, пользования или иного законного права владения земельным участком, а также отсутствие в бюджете субъекта денежных средств для выплаты компенсации не освобождает ответчика от исполнения обязательства по выплате компенсации, право на получение которой установлено судом.
Таким образом, суд принял правильное решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2023 по делу N А16-511/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-511/2022
Истец: ООО "Дружба"
Ответчик: Департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ