г. Томск |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А45-24543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Назарова А.В. Чикашовой О.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-2702/2023) федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" на решение от 21 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24543/2022 (судья О.М. Васютина) по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Академия комфорта" (ОГРН: 1205400029361, ИНН: 5408027368 630055, Новосибирская область, город Новосибирск, б-р Молодежи, д. 36) к федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения" (ОГРН: 1025403649677, ИНН: 5408183046 630090, Новосибирская область, город Новосибирск, Инженерная ул., д.17)
третье лицо: Департамент по тарифам по Новосибирской области, 630005, г. Новосибирск,
о взыскании неосновательного обогащения
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Корниенко В.В., доверенность от 31.10.2022, паспорт, диплом (онлайн посредством веб-конференции);
от ответчика: Синицына Т.В., доверенность от 20.12.2022, паспорт, диплом (онлайн посредством веб-конференции);
от третьего лица: без участия (извещено).
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Академия комфорта" (далее - истец, ФГБУ "Академия комфорта", прежнее наименование федеральное государственное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения" (далее - ответчик, ФГУП "УЭВ") о взыскании неосновательного обогащения в размере 806 365,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 89 000,78 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ответчик незаконно выставлял к оплате истцу дважды: в составе нормативов потребления коммунальных ресурсов - на домах без прибора учета, в составе объема потребления, зафиксированного общедомовыми приборами учета - на домах, оснащенных приборами учета, а также отдельной услугой расходы воды для промывки систем отопления, тогда как данный расход воды включен в состав норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества. В связи с этим, по мнению истца, ответчик без установленных договором и законом оснований приобрел за счет истца денежные средства в размере 806 365,98 руб., составляющие плату за расход воды для промывки систем отопления в виде отдельной услуги.
Решением 21 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что на момент проведения промывки системы теплоснабжения приборы учета отключаются, соответственно, объем теплоносителя, поданный в систему теплоснабжения для проведения промывки не проходит учет; собственники МКД оплачивают управляющей организации расходы на промывку систем теплоснабжения в составе платы за содержание жилых помещений, что подтверждается в частности письмом ФГУП "УЭВ" N 4436 от 22.06.2022, письмом Минстроя Российской Федерации N 34974-МС/04 от 20.07.2022; следовательно, управляющая компания должна оплачивать ресурсоснабжающей организации денежные средства за промывку систем теплоснабжения в МКД; норматив потребления и показания приборов учета не учитывают расходы на промывку системы теплоснабжения, в связи с чем такие расходы подлежат отдельному возмещению.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении требований, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (заказчик) сложились длительные договорные отношения в связи с поставкой коммунального ресурса на объекты (МКД), находящиеся в управлении ответчика, опосредованные последовательным заключением контрактов.
В спорный период отношения по передаче коммунального ресурса (тепловой энергии и горячей воды) для предоставления коммунальных услуг и для целей содержания общего имущества были урегулированы положениями контрактов N 1830/т от 14.02.2019, N 1830/т от 01.01.2020, N1830/т от 21.06.2021, договора N1830/т от 01.01.2022.
В соответствии с положениями вышеуказанных контрактов и договора, при наличии общедомовых приборов учета объем потребленного ресурса определяется с учетом показания приборов, а при их отсутствии - по нормативам, установленным в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, при взаимных расчетах стороны руководствовались и руководствуются действующим законодательством, в том числе, Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012. (Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, далее - Правила N124).
В период с июля 2019 года по июль 2022 года истец перечислил ответчику денежные средства в размере 806 365,98 руб. в счет оплаты, определенного расчетным способом объема коммунального ресурса, затраченного ответчиком на промывку систем отопления, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Полагая, что правовых оснований для перечисления ответчику суммы 806 365,98 руб. объективно не имелось, поскольку расход воды для промывки систем отопления включен в состав норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества и не является отдельной услугой, истец направил требование о возврате перечисленных денежных средств, полученных ответчиком.
Неисполнение требований истца о возврате неосновательного обогащения со стороны ответчика на сумму 806 365,98 руб. послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя довод апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт "д" пункта 2); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж" пункта 2); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5); внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6).
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пунктам 18 и 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; промывку систем водоснабжения и теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В пункте 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (раздел 2).
В соответствии с подпунктом 3 пункта "д" приложения N 4 Правил N 170 работы по содержанию жилых домов, в том числе, промывка и опрессовка системы центрального отопления, выполняются организацией по обслуживанию жилого фонда.
В пункте 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также в пункте 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Следовательно, промывка системы отопления необходима для надлежащего функционирования внутридомовой системы отопления, с целью оказания коммунальной услуги надлежащего качества.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
Порядок расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, зависит от того, установлен ли в доме коллективный (общедомовой) прибор учета.
Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ закрепляет, в частности, порядок определения в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме размера расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета.
Если коллективный (общедомовой) прибор учета не установлен, размер расходов собственников (нанимателей) жилых помещений на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ, по установленным ими тарифам (часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306 в редакции, действующей на момент установления нормативов, нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 упомянутых Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
На основании пункта 43 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения 1 к Правилам N 306.
Так, в пункте 27 раздела II приложения 1 к Правилам N 306 приведена формула N 26 расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и норматива потребления горячей воды (в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду) на общедомовые нужды:
N **=0,09х* *
где 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на одного человека);
К - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
S ou - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества (кв. м).
(Норматив потребления измеряется в куб. м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.)
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества.
Из письма Департамента по тарифам Новосибирской области N 270-10/33 от 16.02.2023 по вопросу, входит ли услуга по промывке в состав норматива, следует, что вышеуказанная формула не предусматривает отдельной составляющей как виды услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, материалы дела содержат ответ Минстроя России от 20.07.2022 N 34974-МС/04 на обращение истца от 24.06.2022 N 2434, из которого следует, что поскольку промывка систем отопления входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении данной работы, включен в норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, если дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, коммунальные ресурсы, потребляемые при промывке систем отопления, отдельно собственниками помещений в многоквартирном доме не оплачиваются. Плата за них входит в состав платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, размер которой зависит от установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом приведенных норм законодательства, разъяснений Минстроя России от 20.07.2022, Департамента по тарифам Новосибирской области получение ответчиком платы за потребленный ресурс дважды: в составе нормативов потребления коммунальных ресурсов - на домах без приборов учета, в составе объема потребления, зафиксированного общедомовыми приборами учета - на домах, оснащенных приборами учета, а также отдельной услугой, является незаконным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, расход воды для промывки систем отопления включен в состав норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД.
Довод ответчика о том, что собственники многоквартирных домов оплачивают управляющей организации расходы за промывку систем теплоснабжения в составе платы за содержание жилого помещения не противоречит требованиям истца, поскольку плата за содержание жилого помещения включает в себя в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в состав которой уже включен расход для промывки систем отопления.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не усмотрено оснований переоценки выводов суда первой инстанции, принимая во внимание, что нормативы, утвержденные для целей содержания общего имущества в МКД, были рассчитаны с учетом коммунальных ресурсов, отпускаемых на промывку внутридомовых инженерных систем, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для отдельного взыскания платы за промывку инженерных сетей (аналогичные выводы поддержаны судами в рамках дела А29-8414/2019, А07-11311/2021).
Относительно довода ответчика о том, что судом не приняты во внимание акты проведения промывки и опрессовки систем отопления в многоквартирном доме с установленными приборами учета, в которых отражено, что на момент проведения промывки систем теплоснабжения приборы отключаются, то такие акты ответчиком представлены не были. В представленных ответчиком актах указано то, что проводилась промывка и опрессовка систем отопления без указания, что в момент проведения промывки приборы находились в неработоспособном состоянии. Тогда как согласно имеющимся в деле справках о потреблении тепловой энергии и горячей воды в отношении домов, где установлены приборы учета, отдельной строкой выставлена услуга за промывку.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
На основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 названного Кодекса, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Из названных норм права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
В рассматриваемом случае судом установлено, ответчик без установленных законом оснований получил денежные средства в размере 806 365,98 руб. в счет оплаты расхода воды для промывки систем отопления в качестве отдельной услуги, тогда как данный расход воды включен в состав норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
Ответчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательств иного размера оплаты расхода воды для промывки систем отопления в качестве отдельной услуги не представлено.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь приведенными положениями законодательства, требование истца о взыскании неосновательного обогащения в размере 806 365,98 руб. правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Расчет процентов ответчиком не оспорен.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
При этом следует учитывать, что в общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600).
Он предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иск.
Представление суду утверждающим лицом подобных доказательств, не скомпрометированных его процессуальным оппонентом, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора.
При этом опровергающее лицо вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность таких доказательств, реализовав собственное бремя доказывания.
По результатам анализа и оценки доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ суд разрешает спор в пользу стороны, чьи доказательства преобладают над доказательствами процессуального противника (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 305-ЭС17-4004).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом по делу требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24543/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24543/2022
Истец: ФГБУ "Жилищно-Коммунальное Управление Новосибирского Научного Центра"
Ответчик: ФГУП "УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Третье лицо: Департамет по тарифам по Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд