город Томск |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А03-17390/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Змеиногорского района Алтайского края (N 07АП-2703/2023) на решение от 27.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17390/2022 (судья Гуляев А.С.), по заявлению индивидуального предпринимателя Халько Евгения Юрьевича (ОГРНИП 315222300011052, ИНН 220601980306), г. Барнаул, индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мельникова Евгения Владимировича (ОГРНИП 311225623700030, ИНН 220600983329), с. Новохарьковка Змеиногорского района Алтайского края, общества с ограниченной ответственностью "Подсолнух" (ОГРН 1172225015247, ИНН 2206004796), с. Савушка Змеиногорского района Алтайского края, к Администрации Змеиногорского района Алтайского края (ОГРН 1022200728857, ИНН 2243001063), г. Змеиногорск Алтайского края, о признании незаконными отказа.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: не явились (извещены);
от заинтересованного лица: не явилось (извещено),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Халько Евгений Юрьевич, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мельников Евгений Владимирович, общество с ограниченной ответственностью "Подсолнух" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконными отказа Администрации Змеиногорского района Алтайского края и решения, изложенного в письме от 16.09.2022 N 214/П/2094 об отказе в подготовке ходатайства о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых земель, выразившихся в неправомерном применении к землям арендаторов пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), и бездействия Администрации Змеиногорского района Алтайского края, выразившегося в непринятии решения по заявлению о таком переводе (подготовке ходатайства о таком переводе) в отношении земель с кадастровым номерами: 22:14:040201:1074 (арендатор Халько Е.Ю.); 22:14:040201:1053, 22:14:040201:1063 (арендатор Мельников Е.В.); 22:14:040201:637 (арендатор ООО "Подсолнух").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.02.2023 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации Змеиногорского района Алтайского края, изложенный в письме от 16.09.2022 N 214/П/2094, в подготовке ходатайства о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых земель, и признать незаконным бездействие Администрации Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии решения по заявлению о таком переводе (подготовке ходатайства о таком переводе) в отношении земель с кадастровым номерами 22:14:040201:1074, 22:14:040201:1053, 22:14:040201:1063, 22:14:040201:637.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Порядок N 441 не содержит указаний на обязанность органа местного самоуправления направлять Правительству Алтайского края не полный пакет документов, регламентированный пунктом 2.5 Порядка N 441 и не содержит запрета на направление заявителем разъяснительных писем. Согласно пункту 2.3 Порядка N 441 истцы не были лишены права на подачу ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую, так как имели возможность направить ходатайство непосредственно в Правительство Алтайского края.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявители представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции. Апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, между Администрацией Змеиногорского района и Халько Е.Ю. заключен договор аренды земельного участка N 53 от 01.10.2019 (срок аренды три года до 01.10.2022, срок продлен до 2025 года) с кадастровым номером 22:14:040201:1074. Договор аренды зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством в регистрирующем органе.
Между администрацией Змеиногорского района и Мельниковым Е.В. заключены договор аренды земельного участка N 80 от 18.11.2019 (срок аренды до 17.11.2022, продлен до 2025 года) с кадастровым номером 22:14:040201:1053, договор аренды земельного участка N 81 от 18.11.2019 (срок аренды до 17.11.2022 продлен до 2025 года) с кадастровым номером 22:14:040201:1063. Договоры аренды зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством в регистрирующем органе. Дополнительными соглашениями к указанным выше договорам срок аренды продлен до 2025 года.
ООО "Подсолнух" является арендатором по договору аренды земельного участка N 65 от 03.12.2012 с кадастровым номером 22:14:040201:637. Срок арендных отношений установлен договором до 03.12.2061. Права заявителя возникли на указанный земельный участок на основании договора (цессии) N 1 от 21.04.2017.
В отношении указанных земельных участков ранее внесены соответствующие сведения в схему территориального планирования (далее - СТП) муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края, утвержденную решением Змеиногорского районного совета депутатов от 28.12.2010 N 97 (с изменениями от 31.08.2012 N 59), которая предусматривает, в том числе, рекреационное назначение и объекты рекреации и туризма (туристические базы, базы сезонного действия). Изменения к СТП муниципального образования Змеиногорский район согласованы отделом архитектуры 21.03.2013.
Условиями всех договоров аренды заявителей предусмотрен последующий перевод земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий.
Заявители, реализуя свое право на основании Постановления Администрации Алтайского края от 26.10.2009 N 441 "Об утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" (далее - Порядок N 441), обратились 17.08.2022 в Администрацию Змеиногорского района с коллективным заявлением о подаче соответствующим органом ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Письмом от 16.09.2022 N 214/П/2094 Администрация отказала в подготовке ходатайства о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых земель. Отказ мотивирован п.п.2 п.3.2 Порядка (Постановление Администрации Алтайского края от 26.10.2009 N 441).
Полагая, что отказ Администрации, выраженный в письме от 16.09.2022 N 214/П/2094, является незаконным, заявители обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что к компетенции Администрации принятие решения по вопросу оценки перечня документов и соблюдения порядка обращения с соответствующим ходатайством не относится, поскольку вопрос по рассмотрению ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую относится к исключительным полномочиям Правительства Алтайского края в соответствии с Порядком N 441.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ предусматривается, что нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок перевода земель из одной категории в другую предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), согласно статье 7 которого перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 указанной нормы.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства (о переводе земельного участка из одной категории в другую) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 441, основанием для принятия решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся муниципальной собственности, является надлежащим образом оформленное ходатайство органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов) Алтайского края, на территории которых находятся земли или земельные участки в составе таких земель.
На основании пункта 2.3 Порядка N 441 лицо, заинтересованное в переводе земель или земельных участков, находящихся муниципальной собственности, вправе обратиться в орган местного самоуправления, указанный в абзаце втором пункта 1.3 Порядка, с заявлением о подаче такими органами ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
К заявлению заинтересованного лица, в случае обращения с заявлением в соответствии с пунктом 2.3 Порядка N 441, прилагаются только документы, предусмотренные подпунктами 2 и 5 пункта 2.2 Порядка.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая то, что ходатайство о переводе земель из одной категории в другую и его рассмотрение отнесено к исключительной компетенции Правительства Алтайского края, что подтверждается пунктами 3.1., 3.5., 3.6. Постановления N 441 и земельным законодательством, в рамках Закона Алтайского края от 11.11.2019 N 83-3C "Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения местного значения", создана ООТРНМЗ (особо охраняемая территория рекреационного назначения местного значения), что подтверждается Постановлением главы Змеиногорского района от 04.03.2022 N 68 "О создании территории рекреационного назначения местного значения "озеро Колыванское"", суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии у Администрации полномочий на принятие оспариваемого решения, поскольку вопрос по рассмотрению ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую относится к исключительными полномочиями Правительства Алтайского края в соответствии с Порядком N 441.
Доводы апелляционной жалобы Администрации апелляционной коллегией признаются несостоятельными, поскольку как верно указал суд первой инстанции, обращение заявителей в Администрацию Змеиногорского района обусловлено прямо предусмотренным в Порядке N 441 принципом диспозитивности выбора по возможности обращения в компетентные органы с соответствующим заявлением, а не напрямую с собственным ходатайством.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17390/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Змеиногорского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17390/2022
Истец: Мельников Евгений Владимирович, ООО "Подсолнух", Халько Евгений Юрьевич
Ответчик: Администрация Змеиногорского района АК