город Воронеж |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А64-9578/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Муниципального образования городского округа - город Моршанск в лице администрации города Моршанска Тамбовской области: Стацук Я.С. - представителя по доверенности N 02-28/2809 от 04.07.2022, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от АО "ТСК" г.Тамбов в лице Тамбовского филиала: Рябцевой Н.В. - представителя по доверенности N 006/407 от 22.12.2022, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа - город Моршанск в лице администрации города Моршанска Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2023 по делу N А64-9578/2022, по иску АО "ТСК", г.Тамбов в лице Тамбовского филиала, г.Тамбов (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к Муниципальному образованию городского округа - город Моршанск в лице администрации города Моршанска Тамбовской области, г.Моршанск Тамбовской области (ОГРН 1026801032312, ИНН 6826000527) о взыскании 2841633,90 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТСК" (далее - истец, АО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городского округа - город Моршанск в лице администрации города Моршанска Тамбовской области (далее - ответчик, администрация города Моршанска Тамбовской области) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3505139,40 руб. за период с 17.05.2022 по 30.09.2022 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 01.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что на ликвидацию несанкционированных свалок на территории города Моршанска Тамбовской области из бюджета города на весь период 2022 года было предусмотрено 2 млн. руб., которых не хватило на ликвидацию всего объема образовавшихся несанкционированных свалок. Выделение дополнительных денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок из бюджета города Моршанска в 2022 году не представилось возможным, кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, договор на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не может быть заключен, поскольку, оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств, что может привести к применению в отношении администрации города Моршанска Тамбовской области мер ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ, поскольку лимиты денежных средств на выполнение установленных видов работ в настоящее время отсутствуют.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "ТСК" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора АО "ТСК" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Тамбовской области. Иной поставщик услуг по обращению с ТКО на территории Тамбовской области отсутствует.
Региональным оператором выявлено несанкционированное размещение отходов по следующим адресам г. Моршанска:
за май 2022 г.
- ул.Школьная, д.79
* ул. Красная пл., д.28
* за июнь 2022 г.
* ул.Кирова, д.79, ул. Промышленная
* ул. Южная
* 3-я Кооперативная, ул. Пушкина, д.1, ул. Школьная
* ул. Дзержинского, д.4 "А"
* ул. Красная пл., д.28
* ул. Карла Маркса, д.3
* ул. 7-й городок, д. 108
* ул.Ленина, д. 7, ул. Карла Маркса, д.43, ул. Пушкина, д. 19, ул. Гражданская, д.70,
* ул. Интернациональная, д.38
* ул.Дзержинского, д.1 "А", ул. Куйбышёва, д. 62-64, ул. Кирова, д. 79, ул. 3-я Кооперативная
-ул. Школьная
-ул.Комсомольская, д. 138 за бойлерной, ул. Пионерская, д. 1, ул. Зеленая, д. 51, ул. Пушкина, д. 1
-ул. Южная, ул. Красная пл., д.28 -ул. 3-й городок (Шанхай) -ул. 7-й городок (общежитие) -ул. Куйбышева, д. 12
за июль 2022 г.
-ул. Красноармейская, д.98
-ул. Дзержинского, д.4 "Б", ул. Высокая, д.2
-ул. Фрунзе, д.39, п. Газопровод
-ул. Фрунзе, д.39, ул. Фрунзе, д.27 "А", ул. Гибнера, ул. Тургенева, ул. Пролетарская, д.8
-ул. Кирова, д.79, ул. 3-я Кооперативная
-ул. Красная, д.75, ул. Советская, д.7,18, ул. Евдокимова, д.23, ул. Кирова, д.79
-ул. Фрунзе, д.25, ул. Высокая, д.ЗЗ
-ул. Школьная, ул. Ленина, д.7
-ул. Южная, ул. Красная пл., д.28
-ул. Промышленная, ул. Гражданская, д.70
-ул. Карла Маркса, д.3, ул. Коммунальная, д. 19 "А", ул. Пушкина, д.1, ул. Комсомольская, д. 138
-ул. Комсомольская (за бойлерной), ул. Водрем
- ул. 7-й городок, д.108, ул. 7-й городок (общежитие), ул.3-й городок (Шанхай), ул. Школьная
-ул. Зеленая, д.51, ул. Пионерская, д.1 -ул. Дзержинского, д.4 "Б" и 1 "А"
-ул. Дзержинского, д.4 "А", ул. Куйбышева, д.62-64, д.12
- ул. Школьная, ул. Красная пл., д.28, ул. Красноармейская, д.98 -ул. Южная
за август 2022 г. -ул. Фрунзе, д. 18, д.25 -ул. Кирова, д.79, ул. Пушкина, д. 19, ул. Карла-Маркса, д.43 -ул. Школьная, ул. Ленина, д.7, п. Газопровод, ул. Карла-Маркса, д.3 -ул. Высокая, д.ЗЗ.ул. Фрунзе, д.39, ул. Комсомольская, д.138 (за бойлерной), ул. Гражданская, д.70, ул. Пушкина, д.1, ул. 3-я Кооперативная,
* ул. Гражданская, д.68, ул. Первомайская, д.50 "А", ул. Красная, д.75, ул. Коммунальная, д.19 "А", ул. Кирова, д.79, ул. Дзержинского, д.1 "А", 4 "Б" и 4 "А", ул. Куйбышева, д.12, ул. Куйбышева, д.62-64, ул. Красная пл., д.28, ул. Красноармейская, д.98, ул. Ленина, д.7, ул. Красная пл., д.28, ул. Красноармейская, д.98, ул. Зеленая, д.51, ул. Школьная, ул. 7-й городок, д.108, ул. 7-й городок (общежитие), ул. Красная пл., д.28, ул. Красная, ул. Школьная, ул. Карл Маркса, д.3, ул. Промышленная
* ул. 3-й городок (Шанхай), ул. Южная, ул. Пионерская, д.1, ул. Ленина, д.7, ул. Школьная, ул. Красная пл., д.28, ул. Пушкина, д.1, ул. Карла-Маркса, д.3
* ул. Пролетарская, д.31, ул. Красноармейская, д.11, ул. Евдокимова, д.5 и д.23, ул. Советская, д.7 и д.18, ул. Пушкина, д.19, ул. Интернациональная, д.38
* ул. Зеленая, д.38, 51,45, ул. Карла-Маркса, д.43, ул. 3-я Кооперативная, п. Газопровод, ул. Высокая, д.2,33, ул. Фрунзе, д.39, ул. Школьная, ул. Пушкина, д.1, ул. Комсомольская, д. 138(за бойлерной), ул. Гражданская, д.70.
Региональным оператором 31.05.2022, 01.06.2022, 03.06.2022, 09.06.2022, 10.06.2022, 14.06.2022, 15.06.2022, 16.06.2022, 17.06.2022, 20.06.2022, 23.06.2022, 28.06.2022, 30.06.2022, 01.07.2022, 05.07.2022, 11.07.2022, 14.07.2022, 18.07.2022, 20.07.2022, 22.07.2022, 26.07.2022, 28.07.2022, 01.08.2022, 03.08.2022, 05.08.2022, 09.08.2022, 11.08.2022, 12.08.2022, 16.08.2022, 19.08.2022, 24.08.2022, 26.08.2022, 29.08.2022, 30.08.2022, 31.08.2022 выявлено размещение отходов в несанкционированных местах.
Администрацией г. Моршанска Тамбовской области работы по ликвидации свалок не проведены, договор с АО "ТСК" не заключен, региональный оператор согласно п.17 Правил N 1156 уведомил ответчика о запланированных ликвидациях свалок.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Направленные АО "ТСК" в адрес ответчика претензии от 01.08.2022 и 14.09.2022 остались без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате суммы долга и требования претензий явилось основанием для обращения АО "ТСК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Как следует из статей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 ГК РФ не допускается.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в статье 51 Закона N 7-ФЗ.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участка находящимися в муниципальной собственности.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию отходов.
Согласно статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
* использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
* не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 51, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N1156).
Пунктами 1 - 2 статьи 13 ФЗ N89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению. Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Пунктом 16 Правил N1156 установлено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил N 1156).
Поскольку администрацией города Моршанска Тамбовской области работы по ликвидации свалок не проведены, договор с АО "ТСК" не заключен, региональный оператор, согласно пункта 17 Правил N 1156 уведомил ответчика о запланированных ликвидациях свалок.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок (л.д.37-38).
Согласно трекам системы ГЛОНАСС и маршрутным графикам, при ликвидации свалок ТКО суммарный объем ликвидированного несанкционированного размещения отходов составил 3 726,0000 куб. м.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения отходов составила 2 841 633,90 руб.
Размер задолженности ответчика подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, соответствующими счетами на оплату N 0009-000447 от 31.08.2022, N 0009-000370 от 31.07.2022, N 0009-000309 от 30.06.2022, N 0009-000238 от 31.05.2022, счетами-фактурами N 0009-0002171 от 31.08.2022, N 0009-0001810 от 31.07.2022, N 009-0001510 от 30.06.2022, N0009-0001211 от 31.05.2022, актами N 0009-075054 от 31.08.2022, N 0009-065301 от 31.07.2022, N 0009-055716 от 30.06.2022, N0009-046174 от 31.05.2022.
Ответчик доказательств оплаты задолженности за фактически оказанные услуги по ликвидации несанкционированных мест накопления ТКО за спорные периоды в материалы дела не представил. Факт ликвидации истцом мест несанкционированных свалок не опровергал, собственного контррасчета по объему оказанных услуг, их стоимости, не заявил.
При таких обстоятельствах, требования истца к ответчику о взыскании задолженности в размере 3505139,40 руб. за период с 17.05.2022 по 30.09.2022 правомерно удовлетворены арбитражным судом Тамбовской области.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2023 по делу N А64-9578/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9578/2022
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: Администрация г.Моршанска Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд