г. Ессентуки |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А22-1756/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мегмеровой Надежды Новомировны на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2023 по делу N А22-1756/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мегмеровой Надежды Новомировны (ИНН 081403381619, ОГРНИП 310081707000055) к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мегмеровой Надежды Новомировны Пюрвеевой К.С. (доверенность от 26.10.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мегмерова Надежда Новомировна (далее - глава КФХ Мегмерова Н.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным решения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство, заинтересованное лицо) N 009/МД-01/1-09-2572 от 07.04.2022 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 08:09:470201:3, площадью 2 245 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, балка Хар-Зуха, 2,5 км восточнее п. Лола, для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 08:09:480101:20, площадью 1 360 000 кв.м, расположенного по адресному ориентиру: Республика Калмыкия, г. Элиста, балка Хар-Зуха, 3,5 км юго-восточнее п. Лола, для ведения сельскохозяйственного производства.
Решением суда от 09.02.2023 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения от 07.04.2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, предпринимателем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель жалобы настаивает на позиции, что глава КФХ Мегмерова Н.Н. имеет право на приобретение спорных земельных участков в собственность.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2023 по делу N А22-1756/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Представителя Президента РК-ХТ по Целинному району N 223 от 14.04.1994 главе крестьянского хозяйства "Байр" в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок, общей площадью 360,5 га, в том числе: пашни 136 га, пастбищ - 184 га, пастбищ коренного улучшения - 34 га, под водой - 1,4 га, под дорогами - 2,7 га, под постройками - 2,2 га, прочих 0,2 га, и в аренду сроком на 10 лет земельный участок, общей площадью 389,1 га, в том числе: пашни - 105 га, пастбищ - 281 га, под дорогами - 1,8 га, прочих - 0,4 га, под постройками - 0,9 га.
Пунктом 1 постановления Мэрии города Элисты Республики Калмыкия N 2460 от 17.08.2007 на основании заявления прекращено право пожизненного наследуемого владения ООО "Байр и К" (правопреемник крестьянского хозяйства "Байр") на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью - 360,5 га, в т.ч. пашни - 136 га, с кадастровым номером 08:09:480101:0020, пастбищ - 224,5 га, с кадастровым номером 08:09:470201:0003, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, п. Аршан, участок Хар-Зуха, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства.
Пунктом 3 указанного постановления главе КФХ Мегмеровой Н.Н. предоставлены в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения: земельный участок с кадастровым номером 08:09:480101:0020, площадью 136 га с адресным ориентиром: г. Элиста, балка Хар-Зуха, 3,5 км юго-восточнее п. Лола; земельный участок с кадастровым номером 08:09:470201:0003, площадью 224,5 га с адресным ориентиром: г. Элиста, балка Хар-Зуха, 2,5 км восточнее п. Лола, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства сроком до 10.07.2008.
17.08.2007 на основании постановления Мэрии города Элисты Республики Калмыкия N 2460 от 17.08.2007 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в ведении города Элисты Республики Калмыкии, предоставленного для сельскохозяйственного назначения, согласного которому Мэрия города Элисты (арендодатель) сдала, а предприниматель (арендатор) принял на условиях аренды вышеуказанные земельные участки.
24.04.2020 между главой КФХ Мегмеровой Н.Н. и министерством заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые на разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкии N 57/2020-д/а, предоставленного для сельскохозяйственного назначения, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 08:09:480101:20, площадью 1360000 кв.м, расположенный по адресному ориентиру: Республика Калмыкия, г. Элиста, балка Хар-Зуха, 3,5 км. юго-восточнее п. Лола.
21.08.2020 между главой КФХ Мегмеровой Н.Н. и министерством заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые на разграничена, расположенного на территории города Элисты Республики Калмыкии N 73-2020-д/а, предоставленного для сельскохозяйственного назначения, предметом которого является земельный участок, с кадастровым номером 08:09:470201:3, площадью 2245000 кв.м, расположенный по адресу (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Калмыкия, г. Элиста, балка Хар-Зуха, 2,5 км восточнее п. Лола.
11.02.2022 глава КФХ Мегмерова Н.Н. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами, 08:09:470201:3, 08:09:480101:20, путем заключения договоров купли-продажи.
Решением министерства N 009/MД-01/l-09-2572 от 07.04.2022 отказано в предоставлении указанных земельных участков в собственность. В обоснование указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Калмыкия, осуществляется с 01.01.2050.
Не согласившись с решением министерства, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36), что предполагает определение федеральным законодателем необходимых условий и порядка реализации прав на землю.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению, подразумевающий, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данный Закон, принятый в связи с необходимостью установления на федеральном уровне единых правил использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них, определяет, в том числе условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального Закона N 101-ФЗ при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
В силу предписаний пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента (даты), установленного законом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Законом N 101, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ установлено, что в случае, если на день вступления в силу этого Закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию Закона N 101-ФЗ, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 данного Закона, осуществляется с 01.01.2004.
Положения данной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего указанные правоотношения (пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ).
Предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) правила, регламентирующие порядок приобретения сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны применяться с учетом положений пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Следует отметить, что согласно статье 8 Закона N 137-ФЗ с момента вступления в силу данного Закона до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускалась.
С учетом последовательной хронологии принятия и вступления в силу Закона N 137-ФЗ, содержащего запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закона N 101-ФЗ, имеющего специальный характер, нормы пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ применяются не вопреки положениям Закона N 101-ФЗ, а в предусмотренных в этом Законе случаях.
Таким образом, в силу приведенных норм определение момента начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3, определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Калмыкия, осуществляется с 01.01.2050.
Ввиду того, что Законом N 101-ФЗ не определен иной момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, а пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лишь определяет специальные условия приобретения земли в частную собственность, установленный Законом Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010 момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Республике Калмыкия подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Иное толкование закона означало бы возникновение возможности получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права на приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения в обход установленного субъектом моратория на приватизацию таких земель, направленного на защиту государственной и муниципальной собственности на землю, что является недопустимым и не соответствующим цели введенного законодателем ограничения.
Установленный Законом Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010 мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает предпринимателя после прекращения моратория или в случае внесения изменений в Закон Республики Калмыкия N 177-IV-3 от 09.04.2010, которыми могут быть предусмотрены исключения из общего правила о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, права приобрести участки в собственность.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 308-ЭС22-18521 от 20.12.2022.
В рассматриваемом случае глава КФХ Мегмерова Н.Н. заключила договоры аренды земельных участков от 24.04.2020 и 21.08.2020, с кадастровыми номерами 08:09:480101:20 и 08:09:470201:3.
Судом первой инстанции было установлено, что глава КФХ Мегмерова Н.Н. не являлась участником, главой крестьянского хозяйства "Байр", участником и учредителем ООО "Байр и К". Права на земельные участки с кадастровым номером 08:09:470201:3 и кадастровым номером 08:09:480101:20 возникли у предпринимателя после 17.08.2007. Указанные участки главе КФХ Мегмеровой Н.Н. в пожизненное наследуемое владение не предоставлялись. Мегмерова Н.Н. не является арендатором, переоформившим право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения вышеуказанными земельными участками сельскохозяйственного назначения (предназначенным для ведения сельскохозяйственного производства).
При этом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 8251/11 обоснованно отклонил довод предпринимателя о праве на приобретение в собственность земельных участков, возникшего в связи с наличие на них объектов недвижимости, приобретенных у ООО "Байр и К" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 28.12.2006.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ министерства в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами 08:09:480101:20 и 08:09:470201:3, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2023 по делу N А22-1756/2022 является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений гражданского законодательства, не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2023 по делу N А22- 1756/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1756/2022
Истец: Мегмерова Надежда Новомировна
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ