г. Пермь |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А50-30695/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Якушева В. Н.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 марта 2023 года по делу N А50-30695/2022
по иску индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича (ИНН 245501340544 ОГРНИП 318246800002322)
к Министерству социального развития Пермского края (ИНН 5902290642 ОГРН 1025900520689), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719 ОГРН 1035900505200),
третье лицо - Андырев Андрей Григорьевич,
об обязании произвести выплату компенсации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Еремеев Андрей Федорович (далее - истец, ИП Еремеев А.Ф., предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Пермского края (далее - ответчик, Министерство), ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - соответчик, Отделение ПФР) об обязании произвести выплату компенсации в размере 675 100 руб. за установку памятника Герою Социалистического Труда Андыревой Анне Ивановне.
К участию в деле в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен Андырев Андрей Григорьевич (далее - Андырев А.Г., третье лицо).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2023 произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение СФР).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2023 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство социального развития Пермского края и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю произвести выплату компенсации ИП Еремееву А.Ф. за установку памятника Герою Социалистического Труда Андыревой Анне Ивановне в сумме 675 100 руб. В порядке распределения судебных расходов с ответчиков в пользу истца взыскано в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины по 8 251 руб. с каждого.
Не согласившись с принятым решением, Министерство социального развития Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушениями норм материального права, а также при неполном выяснении обстоятельств по делу.
Так, Министерство отмечает, что уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия). Министерство не уполномочено на перечисление и произведение выплат компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия. В любом случае судом не выяснено обстоятельство, было ли установлено постоянное надгробие по состоянию на 01 января 2006 года. Также отмечает, что истцом не соблюден порядок обращения за возмещением расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах Героев, поскольку в рассматриваемом случае истец обратился сразу в Министерство, обращения в территориальный орган по месту захоронения Героя, а именно в Межрайонное территориальное управление N 6 Министерства (в Отдел по муниципальному образованию "город Березники") не поступали. Также ответчик указывает на то, что размеры надгробия, заявленные к возмещению, не соответствуют образцу, установленному Правительством Российской Федерации в постановлении N 740.
Отделение СФР представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому доводы жалобы находит обоснованными частично, отмечая, что Отделение не определяет право и не принимает решение о возмещении расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя. Отделение является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку денежные средства, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с соблюдением соответствующего порядка Министерством социального развития Пермского края. Вместе с тем, Отделение выражает согласие с остальными доводами апелляционной жалобы Министерства социального развития Пермского края.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.10.1957 Андыревой Анне Ивановне (далее - Андырева А.И.) присвоено звание Героя Социалистического труда, что подтверждается Грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.1957.
Андырева А.И., родившаяся 28.06.1926, умерла 29.01.1999, что следует из повторного свидетельства о смерти 111-ВГ N 818912, и захоронена на кладбище п. Шемейный Усольского района Пермского края.
Согласно справке Пыскорского территориального отдела Администрации города Березники от 22.04.2021 N 5 установка памятника постоянного образца на месте захоронения Андыревой А.И. ранее не производилась.
Андырева А.И. приходится матерью Андыреву А.Г., что следует из свидетельства о рождении от 16.06.1964 11-ЯА N 467058.
20.07.2022 между ИП Еремеевым А.Ф. (исполнитель) и сыном Андыревой А.И. - Андыревым А.Г. (заказчик) заключен договор (далее - договор), в пункте 1.1 которого предусмотрено, что исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со Сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Гepoя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета (далее - Смета), являющейся неотъемлемой частью договора (Приложение к договору), а заказчик - принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по Акту приема-передачи.
Пунктами 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего Героя осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740).
Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда Андыревой А.И. на кладбище п. Шемейный Усольского района Пермского края (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал исполнителю (предпринимателю) право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".
Стоимость работ определена сторонами договора в сумме 675 100 руб. (пункт 3.1 договора), указанная стоимость является твердой договорной и изменению не подлежит. Оплата производится в рублях, Министерством социального развития Пермского края до 31 декабря 2023 года. При поступлении денежных средств из федерального бюджета на эти цели. Все расчеты по договору производятся в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на указанный Исполнителем расчетный счет на основании счета, Акта приема-передачи, Сметы и пр. (на основании документов, подтверждающих расходы) (пункты 3.2, 3.3 договора).
В соответствии с договором исполнитель выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего от 02.08.2022, согласно которому Андырев А.Г. претензий к срокам выполнения и качеству работ, качеству надгробного памятника и комплектующих, не имеет.
ИП Еремеев А.Ф. обратился в Министерство с требованием о возмещении денежных средств в размере 675 100 руб. в связи с изготовлением и установкой надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда Андыревой А.И.
Письмом от 02.09.2022 N 33-05-59-3672 Министерство отказало предпринимателю в возмещении затрат на установление надгробия.
ИП Еремеев А.Ф. обратился в Министерство социального развития Пермского края с претензией.
В ответ на претензию Министерство сообщило, что в связи с несоответствием изготовленного надгробия нормативно установленным требованиям, правовые основания для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя Социалистического Труда отсутствуют.
Отказ в выплате компенсации послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия у истца права обращения с требованием о возмещении расходов на сооружение и установку надгробия на месте погребения умершего (погибшего) Героя и доказанности факта выполнения истцом соответствующих работ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца финансируется за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
На основании частей 1 - 3 статьи 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статей 2 - 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных в части 1 настоящей статьи расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот с указанием регистрационных данных граждан, указанных в пунктах 1 - 7 части 2 статьи 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации, правопреемником которого является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (части 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией указанного Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
Для целей реализации Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации 05.12.2006 принято Постановление N 740, которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Требования к надгробию, сооружаемому на могиле умершего (погибшего) Героя Труда Российской Федерации установлены Постановлением N 740, согласно пункту 5 которого надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы, если на 1 января 2006 года не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения ПФР, в настоящее время Отделения СФР в связи с чем, они являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, соответствующие довод жалобы Министерства и доводы отзыва Отделения СФР на апелляционную жалобу судом апелляционной инстанции отклоняются.
Нормы Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, законодатель не ограничивает уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что право на льготу у Андырева А.Г. подтверждено документально, при этом право требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 20.07.2022 передано Андыревым А.Г. в пользу ИП Еремеева А.Ф., что не противоречит Закону N 5-ФЗ и на основании положений статей 8, 382 - 384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении истцом права требования с уполномоченного органа компенсации расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у Андырева А.Г. как сына Героя Социалистического Труда.
При этом указанными нормативными положениями не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями.
Как установлено судом первой инстанции, согласно публичным сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее также - ОКВЭД) - 96.03), в качестве дополнительного вида деятельности значится - резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД - 23.70.2), что указывает на специализацию деятельности истца в сфере изготовления надгробий (памятников).
Отмеченное обстоятельство также установлено судами при рассмотрении дел N А45-3809/2021 Арбитражного суда Новосибирской области, N А09-731/2022 Арбитражного суда Брянской области, N А50-5024/2022 Арбитражного суда Пермского края.
Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов, признается уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Согласно смете от 20.07.2022, акту приемки выполненных работ от 02.08.2022, фотографиям, ИП Еремеевым А.Ф. выполнены следующие работы: изготовлена вертикальная плита размером 180 х 90 х 12 сантиметров из гранита, изготовлен цоколь размером 100 х 30 х 25 сантиметров из гранита, изготовлен цветник размером 120 х 90 х 10 сантиметров из гранита, изготовлена надпись на надгробии: "Герой Социалистического Труда Андырева Анна Ивановна 28.06.1926-29.01.1999", произведена полировка лицевых и торцевых плоскостей вертикальной, плиты, цоколя и цветника, бетонирование основания, установка памятника. Кроме того, произведены транспортные расходы (доставка памятника на место установки, разгрузка/погрузка памятника, пронос памятника к месту установки, услуги крана).
Исследовав представленные в материалы дела договор и смету от 20.07.2022, акт приемки выполненных работ от 02.08.2022, фотоматериалы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленное надгробие в части выполненных элементов (габариты, виды работ) соответствует требованиям Постановления N 740 и Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ.
При этом согласно справке Пыскорского территориального отдела Администрации города Березники от 22.04.2021 N 5 установка памятника постоянного образца на месте захоронения Героя ранее не производилась.
Министерством и Отделением СФР не представлено в суд доказательств, что ранее родственники Героя либо иные лица в связи с установкой постоянного надгробия на месте захоронения указанного Героя получали отмеченную нормативно предусмотренную компенсацию.
Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана, рыночным ценам, соответчиками не представлено, также не представлено доказательств того, что без указанных в акте конкретных видов услуг по доставке памятника (его разгрузке, погрузке, перемещению, услуг крана), стоимость которых была заявлена к взысканию, была возможна установка надгробия на месте захоронения Героя.
Заявитель жалобы повторно настаивает на несоблюдении истцом положений Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 N 1273-п, между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, указанное обстоятельство не исключает обязанность по выплате предусмотренной федеральными актами компенсации, кроме того, Министерством по результатам рассмотрения соответствующего обращения предпринимателя отказано в его удовлетворении.
В то же время сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать истцу расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
Отмеченный правовой подход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2021 N 304-ЭС21-22344).
Вопреки доводам Министерства изготовление и установка надгробия, параметры которого не превышают нормативно установленные размеры, не противоречит целям Закона N 5-ФЗ, Постановлению N 740 и не исключает обязанности по компенсации заявленных истцом расходов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец изготовил для могилы умершего Героя надгробие установленного Постановлением N 740 образца, суд обоснованно признал требование о взыскании компенсации на изготовление и установку надгробного памятника правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 марта 2023 года по делу N А50-30695/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Т.С.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30695/2022
Истец: Еремеев Андрей Федорович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ОСФР ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Андырев Андрей Григорьевич
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4724/2023
16.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4682/2023
17.05.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4724/2023
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-30695/2022