город Томск |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А27-6707/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Вагановой Р.А., |
|
Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комиссаровой К.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Уголь" (N 07АП-2632/2023) на решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6707/2022 (судья Фуртуна Н.К.) по исковому заявлению акционерного общества "Стройсервис" (Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН 1024202052060, ИНН 4234001215) к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-Уголь" (Томская область, г. Томск, ОГРН 1117017020383, ИНН 7017294908) о взыскании убытков в размере 180 200 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "ФГК" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600, Свердловская область, г. Екатеринбург); общество с ограниченной ответственностью "ТФМ-Оператор" (ИНН 4217088696, ОГРН 1064217067881, Новосибирская область, г. Новосибирск); открытое акционерное общество "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107174, город Москва).
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Горина А.А., доверенность от 01.05.2022.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СТРОЙСЕРВИС" (далее - АО "Стройсервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-Уголь" (далее - ООО "Энерго-Уголь" о взыскании задолженности в сумме 180200 рублей в связи со сверхнормативным простоем вагонов.
Решением от 14.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Энерго-Уголь" в пользу АО "Стройсервис" взыскано 159 200 руб. задолженности, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Энерго-Уголь" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований, принять в данной части новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции неправомерно применены положения статьи 330 ГК РФ; выводы суда первой инстанции о нарушении ответчиком обязательства не соответствуют обстоятельствам дела.
АО "Стройсервис" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на своей позиции.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между АО "Стройсервис" (заказчик) и ООО "ТФМ-Оператор" (исполнитель) заключен договор от 31.10.2017 N 96/ПВ-2017, по условиям которого исполнитель обязуется по заявкам заказчика оказать услуги по предоставлению под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава (далее - вагоны) для перевозки грузов заказчика, а заказчик обязуется произвести оплату стоимости оказанных услуг исполнителю, оговоренную в протоколе согласования договорной цены.
Аналогичный договор о предоставлении вагонов под погрузку заключен между АО "Стройсервис" (заказчик) и акционерным обществом "Федеральная грузовая компания", согласно которому указанный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием исполнителем услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых в вагонах исполнителя по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, международных перевозок, а также вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных по таможенную процедуру, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию иного иностранного государства, в вагонах исполнителя (договор от 15.12.2018 N ФГКФНсиб-380-12.1).
Согласно пункту 5.4 договора поставщик вправе предъявить покупателю неустойку за задержку собственных арендованных вагонов компанией-операторов под выгрузкой более 2 (двух) суток (48 часов) с момента прибытия вагонов на станцию выгрузки. Время нахождения вагонов на станции выгрузки определяется, начиная с момента фактического прибытия вагонов на станцию выгрузки до момента отправления вагонов со станции выгрузки. Время нахождения вагонов на станции выгрузки рассчитывается по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД"/ГВЦ ОАО "РЖД".
В адрес АО "Стройсервис" поступила претензия ООО "ТФМ-Оператор" от 31.03.2019 N 620/13 с требованием оплатить штраф за сверхнормативный простой вагонов на станции выгрузки в сумме 15157500 руб. АО "Стройсервис" произведена оплата, что подтверждается платежным поручением от 23.05.2019 N 13885.
Также, в адрес АО "Стройсервис" поступила претензия акционерного общества "Федеральная грузовая компания" от 26.03.2019 N 1358/ФГКДПВ с требованием оплатить штраф за сверхнормативный простой вагонов на станции выгрузки в сумме 1954400 руб. АО "Стройсервис" произведена оплата, что подтверждено платежным поручением от 23.04.2019 N 10974.
Исполнив требования по указанным претензиям, АО "Стройсервис" обратилось к ООО "Энерго-уголь" с требованиями, вытекающими из пунктов N 1070-1101 претензии от 31.03.2019 N 620/13 и из пунктов 26,29,112,125,216,236,280,465,548 претензии от 26.03.2019 N 1358/ФГКДПВ.
Ответы на требования АО "Стройсервис" в установленный срок не поступили, денежные средства в адрес истца не поступили, в связи с чем, акционерное общество "Стройсервис" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Общие положения о купле-продаже применяются к договорам поставки товара, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этом виде договоров (пункт 5 статьи 454 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 Кодекса (пункт 1 статьи 457 ГК РФ).
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 458 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (пункты 1, 3 статьи 513 ГК РФ).
Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором (статья 517 ГК РФ).
При заключении договора поставки сторонами установлены обязательства поставщика по организации доставки продукции в многооборотной таре - грузовых железнодорожных вагонах и обязательства покупателя возвратить многооборотную тару, одновременно определен порядок взаимодействия сторон как между собой, так и с владельцем вагонов по поводу предоставления, использования и возврата вагонов (многооборотной тары).
Отношения, возникающие между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта необщего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования урегулированы нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно статье 2 которого под перевозочным документом понимается документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная). Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Термином владелец пути необщего пользования обозначает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, имеющих на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно статье 9 Устава железнодорожного транспорта операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров выполняются в местах общего пользования и в местах необщего пользования.
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (статья 12 УЖТ).
Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) (статья 21 УЖТ).
При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости (статья 25 УЖТ).
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (статья 33 УЖТ).
Деятельность операторов подвижного железнодорожного состава урегулирована Положением об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, согласно пункту 4 которого операторы участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров.
Оператор вправе выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 названного Положения).
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования утверждены приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26). В пункте 1.12 указанных Правил предусмотрено, что выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования осуществляется, в том числе, в соответствии с Порядком подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования (приложение N 8 к указанным Правилам).
Как следует из материалов дела, в период с января по февраль 2019 года истец осуществлял поставку товара железнодорожным транспортом грузополучателям ответчика.
Собственник вагонов выставил в адрес истца требования об оплате сверхнормативного использования вагонов на путях необщего пользования. В связи с оплатой выставленных требований и, полагая, что факт сверхнормативного простоя возник по вине ответчика, истец выставил ему требования о выплате штрафа.
Заключая договор поставки и определяя условия взаимодействия в связи с возвратом вагонов, стороны первоначально применили плату за сверхнормативное пользование вагонами как штрафную санкцию (штрафную неустойку), то есть меру имущественной ответственности покупателя за нарушение договорного обязательства по своевременному возврату вагонов, выполняющую одновременно компенсационную функцию (направленную на возмещение убытков, причиненных задержкой возврата вагонов) и превентивную функцию (понуждающую покупателя к надлежащему исполнению договорного обязательства с соблюдением установленных его условиями сроков).
В рамках рассмотрения дела ответчиком было заявлено об истечении срока исковой давности.
Пункт 1 статьи 196 ГК РФ устанавливает общий (применимый ко всем случаям, в отношении которых законом прямо не предусмотрены иные требования) срок исковой давности продолжительностью 3 года, который в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начинает течение со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права
При этом право на судебную защиту является непосредственно действующим (Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1421-О) и реализуется способами, установленными законом (в том числе, статьей 12 ГК РФ), что при применении правил об исковой давности предполагает необходимость учета специфики их законодательного регулирования.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что юридически значимыми обстоятельствами в данном случае являются претензии от 31.03.2019 и от 26.03.2019, из содержания которых (как юридически значимых извещений применительно к правилам статьи 165.1 ГК РФ) истцу стало известно о том, что его контрагент воспользовался своим правом на востребование штрафа.
До момента получения таких уведомлений у истца существовала правовая неопределенность относительно того, предъявит ли контрагент к оплате суммы причитающегося ему штрафа.
В соответствии с пунктом 5.7 договора, размер убытков (неустойки) устанавливается (определяется) в размере предъявленных поставщику убытков в виде оплаты убытков (неустойки) компании-оператору (собственнику, арендатору вагонов). Оплата убытков (неустойки) осуществляется покупателем на основании претензии поставщика с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
По смыслу указанной нормы соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени (Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2016 по делу N 301-ЭС16-537).
Следовательно, в соответствии со сформированным законодателем подходом, направленным на стимулирование внесудебного (в том числе досудебного) порядка разрешения споров, течение срока исковой давности приостанавливается на срок осуществления обязательного претензионного порядка.
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
Исковое заявление подано в арбитражный суд посредством системы "Мой Арбитр" 12.04.2022. Исходя из даты регистрации искового заявления арбитражным судом, следует рассчитывать двадцатидневный срок по досудебному урегулированию спора (пункт 7.2 договора).
Учитывая изложенное, а также период, необходимый для соблюдения претензионного порядка разрешения спора (статья 4 АПК РФ, пункт 16 Постановления N 43), и момент обращения истца в суд с настоящим иском, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования АО "Стройсервис" заявлены в пределах срока исковой давности
Как следует из пункта 5.5 договора, время нахождения вагонов на станции выгрузки определяется, начиная с момента фактического прибытия вагонов на станцию выгрузки до момента отправления вагонов со станции выгрузки. Время нахождения вагонов на станции выгрузки рассчитывается по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД"/ГВЦ ОАО "РЖД".
Доводы ответчика о том, что ответственность грузополучателя должна быть ограничена временем нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, судом первой инстанции правомерно отклонен, в связи со следующим.
Из представленных в материалы дела железнодорожных накладных следует, что грузополучатели были своевременно уведомлены перевозчиком о прибытии грузов и необходимости забрать груженые вагоны на пути необщего пользования для проведения грузовых операций.
С момента получения уведомления о прибытии груза дальнейшие действия по передаче вагонов на пути необщего пользования, их разгрузке и очистке находятся в зоне ответственности грузополучателя, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для определения времени простоя с момента фактической подачи вагонов на пути необщего пользования.
Сведения о том, что возможная задержка подачи груженых вагонов на пути необщего пользования вызвана виновными действиями перевозчика или действием непреодолимой силы отсутствуют в материалах дела, акты общей формы ГУ-23, которые подтверждали бы наличие таких обстоятельств у ОАО "РЖД" представлены не были.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в размере 159 200 руб.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6707/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Уголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6707/2022
Истец: АО "Стройсервис"
Ответчик: ООО "Энерго-Уголь"
Третье лицо: АО "Федеральная грузовая компания", ОАО "Российские железные дороги", ООО "ТФМ-ОПЕРАТОР"