г. Москва |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А40-262817/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "СУПЕРСТРОЙ XXI" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-262817/22
по заявлению ООО "СУПЕРСТРОЙ XXI"
к САХАЛИНСКОЙ ТАМОЖНЕ
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СУПЕРСТРОЙ XXI" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к САХАЛИНСКОЙ ТАМОЖНЕ о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18.11.2022 N 10707000-514/2022.
Решением от 17.03.2023 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как указано выше, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ с заменой административного штрафа на предупреждение.
Диспозицией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ является недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
Как верно установлено судом первой инстанции, 25.09.2020 водное судно "CREST SPARTAN 2" прибыло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
После совершения таможенных операций, связанных с прибытием ТСМП, была зарегистрирована таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС) N 10707070/260920/100000726. Далее судно "CREST SPARTAN 2" было помещено под специальную таможенную процедуру по ДТ N 10702070/270920/0233539.
Согласно декларации о грузе от 27.09.2020 вместе с буксиром "CREST SPARTAN 2" прибыла баржа понтонная плоская "CREST 2821", которая была помещена под специальную таможенную процедуру по ДТ N 10702070/270920/0233548.
Данные товары ввозились в соответствии с договорами, заключенными между судовладельцем Pacific Crest Pte.Ltd и фрахтователем - обществом.
Общество является лицом, эксплуатирующим судно на основании договоров от 14.07.2020 N S21-0029/20 и от 14.07.2020 N S21-0030/20.
Декларантом товаров также выступало общество.
Таможенным представителем, совершающим таможенные операции, связанные с таможенным декларированием вышеуказанных суден, выступало ООО "Мэйджор Карго Сервис".
Решение о выпуске по вышеуказанным декларациям на товары было принято таможенным органом 27.09.2020 без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.
На буксир "CREST SPARTAN 2" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 813 "Об утверждении правил получения разрешения пограничных органов федеральной службы безопасности на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" пограничным управлением ФСБ России по Сахалинской области было выдано разрешение на неоднократное пересечение государственной границы РФ от 22.09.2020 серия 10/Ж1 N 00172, действующее до 15.12.2020.
В целях установления наличия факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС у капитанов морских портов были запрошены документы и сведения, свидетельствующие о совершенных операциях, связанных с прибытием/убытием через морские пункты пропуска. Исходя из полученных ответов, вышеуказанное водное судно совершало операции, связанные с прибытием/убытием исключительно в морском порту Холмске. Так, капитаном морского порта Холмск в ответе на запрос таможенного органа было подтверждено, что буксир "CRЕST SPARTAN 2" и баржа "CREST 2S21" прибыли в порт Холмск 21.11.2020.
С целью установления фактов нахождения судна в территориальном море РФ и за его пределами была запрошена соответствующая информация у пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области. Письмом N 21/704/12-6979 от 24.11.2021 на Холмский таможенный пост была предоставлена соответствующая информация.
Таким образом, установлено, что при прибытии на таможенную территорию в пункт пропуска Холмск транспортных средств международной перевозки в таможенный орган подлежали подаче документы (стандартные документы перевозчика), указанные в п. 3 ст. 89 ТК ЕАЭС, которые рассматриваются в качестве декларации на транспортное средство.
Действия по таможенному декларированию вышеуказанных буксиров, судов, барж путем подачи таможенной декларации на транспортное средство выполнены не были.
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что буксир "CREST SPARTAN 2" в период с 25.09.2020 по 28.11.2020 прибыл в порт Холмск (РФ) из Южно-Киринского ПСМ, находящийся в исключительной экономической зоне (далее ИЭЗ) РФ 23.11.2020, при этом таможенные операции, связанные с прибытием судна, не совершались, таможенная декларация на транспортное средство не подавалась.
По факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, возбуждено дело об административном правонарушении N 10707000-514/2022 в отношении общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10707000-514/2022 общество признано виновным в совершении правонарушения с заменой административного штрафа на предупреждение.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
Особенности пересечения Государственной границы Российской Федерации, установленные статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" следует применять с учетом положений статьи 4 указанного Закона Российской Федерации, пункта 4 статьи 1 ТК ЕАЭС, а также части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 ТК ЕАЭС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Из пункта 2 следует, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Согласно статье 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают: разведку, разработку и сохранение природных ресурсов; управление этими ресурсами; другие виды деятельности по использованию экономической зоны в экономических целях.
Следовательно, пересечение внешней границы территориального моря Российской Федерации является перемещением через таможенную границу ЕАЭС, что влечет необходимость соблюдения установленного правом ЕАЭС порядка перемещения товаров и транспортных средств.
На основании пунктов 1 - 3 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 272 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящей главой.
Под транспортными средствами международной перевозки в соответствии с подпунктом 51 пункта 1 статьи 2 главы 1 раздела I ТК ЕАЭС понимаются транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Положениями решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 29.04.2019) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" установлено, что международная перевозка грузов - это перевозка, которая начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза, включая перевозку в попутном направлении (абзац 2 пункта 1 указанного Решения).
Согласно пп. 49 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС транспортные средства - категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 главы 38 раздела V ТК ЕАЭС положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются также в отношении временно вывозимых с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе водных судов, используемых для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в водах имущества, гидротехнических, подводно-технических, ремонтно-восстановительных и иных подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием.
При таких обстоятельствах, правила таможенного декларирования водных судов, временно вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в Исключительную экономическую зону с целью разведки и разработки ресурсов морского дна, либо с целью поисковых, буксирных операций, подводно-технических работ либо для реализации иных перечисленных в абзаце 1 пп. 1 п. 7 ст. 272 ТК ЕАЭС целей, установленные главой 38 раздела V ТК ЕАЭС подлежат применению.
Согласно пункту 3 статьи 278 ТК ЕАЭС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 278 ТК ЕАЭС в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.
Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.
Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.
Пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, в том числе, путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, при международной перевозке водным транспортом, перевозчик представляет, в том числе общую декларацию.
Согласно статьям 88, 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке водными судами обязанность по представлению в таможенный орган, среди прочих документов, общей декларации, сведений о товарах, при их прибытии на таможенную территорию Союза, возложена на перевозчика.
Как следует из имеющихся в распоряжении отдела административных расследований сведений, представленных таможенными постами в целях реализации Плана мероприятий от 01.06.2021, водные судна и баржи при первоначальном прибытии на таможенную территорию ЕАЭС были помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по соответствующим декларациям на товары.
По содержанию статьи 219 ТК ЕАЭС, таможенная процедура временного ввоза (допуска) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Пункт 8 статьи 222 ТК ЕАЭС допускает использование временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Союза, если они используются в качестве транспортных средств международной перевозки и к ним применяются положения главы 38 ТК ЕАЭС, что согласуется с абзацем 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, учитывая, что территория Южно-Киринского газоконденсатного месторождения расположена в исключительной экономической зоне Российской Федерации, внутренней границей которого является внешняя граница территориального моря, то, соответственно, перемещение ТСМП влечет пересечение таможенной границы ЕАЭС и возникновение обязанности перевозчика по соблюдению требований права ЕАЭС при убытии и прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч.1 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что применительно к ч. 4 ст. 210 АПК РФ таможенным органом доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Оспариваемое постановление вынесено таможенным органом в пределах срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2 ст.71 АПК РФ).
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Исключительных обстоятельств для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а также для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 по делу N А40-262817/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-262817/2022
Истец: ООО "СУПЕРСТРОЙ XXI"
Ответчик: Заместитель начальника Сахалинской таможни Сульдимиров Е. В., САХАЛИНСКАЯ ТАМОЖНЯ