г. Челябинск |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А76-31974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2023 по делу N А76-31974/2021
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд": Забасненко Е.В. (паспорт, приказ N 9 от 08.11.2018, протокол N 13, выписка ЕГРЮЛ), Выползов А.А. (паспорт, доверенность б/н от 10.09.2021 сроком действия на три года, диплом).
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд" (далее - истец, ООО "Строй-Аккорд") 01.09.2021 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени "Городская клиническая больница N 1 г. Челябинск" (далее - ответчик, ГАУЗ ОТКЗ "ГКБ N 1 г. Челябинск") о взыскании задолженности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору N 980-19 от 17.09.2019, по договору N 1127-20 от 03.11.2020 в размере 12 019 107 руб. 49 коп.
Определением от 28.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Челябинвестбанк", ОГРН 1027400001650, г. Челябинск (далее - ПАО "Челябинвестбанк").
Определением от 31.05.2022 суд, руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принял уменьшение исковых требований, в котором истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере 2 634 616 руб. 29 коп.
Протокольным определением от 07.06.2022 суд, руководствуясь ст. 50, 184, 185 АПК РФ, удовлетворил ходатайство публичного акционерного общества "Челябинвестбанк" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в котором ПАО "Челябинвестбанк" просил обратить взыскание на заложенные имущественные права ООО "Строй-Аккорд" по договору N 1127-20 от 03.11.2020 и договору N 980-19 от 17.09.2019 к ГАУЗ ОТКЗ "ГКБ N 1 г. Челябинск" путём их перевода на ПАО "Челябинвестбанк" (т.6 л.д. 115-116).
Определением суда первой инстанции от 26.08.2022 назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных строительных экспертиз" Воропанову Олегу Ивановичу.
14.10.2022 приобщено заключение N 507-С-22 эксперта ООО "Центр судебных строительных экспертиз" Воропанова О.И.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) с вынесенным судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на отсутствие оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку речь идет не об удорожании материалов и не о дополнительных работах, а о согласованных сторонами изменениях условий договора.
По мнению истца, не на подрядчика, а на заказчика должны быть возложены финансовые последствия того, что указанные заказчиком в смете материалы в конечном итоге оказались непригодны для целей договора подряда и стороны согласовали необходимость использования иных материалов.
С учетом того, что эти материалы являются иными, у суда не было оснований для применения к оценке их стоимости подписанных сторонами локальных смет.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Государственным автономным учреждением здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени "Городская клиническая больница N 1 г. Челябинск" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд" (подрядчик) по результатам аукциона в электронной форме подписан Договор N 980-19 от 17.09.2019 на выполнение работ для нужд автономного учреждения (далее - договор N 980-19) (т.1 л.д. 21-26), по условиям которого подрядчик обязан выполнить работы капитального ремонта фасадов зданий поликлиник блок 4А, блок 6В и хирургического корпуса (работы) в соответствии с Техническим заданием и Локальными сметами (Приложения N 1-2 к настоящему договору) в установленный настоящим договором срок, а Заказчик обязан принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно п. 1.4 договора N 980-19 место выполнения работ г. Челябинск, ул. Воровского, 16 на объекте:
- здание поликлиники блок 4А;
- здание поликлиники блок 6В;
- здание хирургического корпуса.
В разделе 2 стороны согласовали права и обязанности заказчика и подрядчика.
Так, пунктом 2.1.5 договора установлена обязанность подрядчика немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ; иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора подрядчик обязан при выполнении работ использовать материалы, инструменты и оборудование надлежащего качества, соответствующие требованиям государственных стандартов и технических условий. Материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
Материалы, необходимые для выполнения работ по настоящему договору, должны соответствовать или превосходить качественные характеристики и требования к ним, указанные в Техническом задании и Локальных сметах (Приложения N 1-2 к настоящему договору). Все материалы, используемые Подрядчиком при выполнении работ по настоящему договору, должны иметь сертификаты пожарной безопасности. На все согласованные Заказчиком и использованные при производстве работ материалы Подрядчик должен предъявить сертификаты соответствия, заверенные организацией-поставщиком. В случае если Заказчик отклонил использование материалов и/или оборудования из-за их несоответствия стандартам качества или ранее одобренным образцам, Подрядчик обязан за свой счет и своими силами произвести их замену.
Пунктом 2.4.4 договора заказчик имеет право в случае выполнения Подрядчиком работ, не согласованных с Заказчиком, отказаться от оплаты таких работ.
Цена настоящего договора составляет 32 891 196 руб. 80 коп., НДС не предусмотрен (п. 3.1 договора).
Цена настоящего договора является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего договора и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных условиями настоящего договора.
Оплата по настоящему договору осуществляется за счет средств субсидии и иные цели из средств областного бюджета (п. 3.5 договора).
Согласно пункту 3.3 договора в цену настоящего договора входит:
-стоимость работ, выполняемых Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием и Локальными сметами (Приложения N 1-2 к настоящему договору), стоимость материалов и оборудования, используемы, для выполнения работ по настоящему договору, стоимость сертификации (декларирования) соответствия материалов и оборудования (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации); стоимость расходов на спецодежду, транспортные расходы, расходов на уборку и вывоз строительного мусора; стоимость доставки материалов и оборудования до места выполнения работ, их погрузки и разгрузки, хранения, охраны; расходы по вывозу мусора, неиспользованных материалов и оборудования; стоимость гарантийных обязательств;
-расходы Подрядчика на уплату страховых сборов, налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
-все прочие затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, в том числе сопутствующие, понесенные им при исполнении настоящего договора.
Превышение Подрядчиком объемов и стоимости работ, происшедшие по вине либо по инициативе Подрядчика, оплачиваются Подрядчиком за свой счет (п. 3.7 договора).
Работы по настоящему договору в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком в течение 270 календарных дней с даты подписания сторонами соответствующего Акта приемки фронта работ (п. 4.1 договора).
Работы по договору должны быть выполнены подрядчиком в соответствии с требованиями Технического задания и Локальными сметами (Приложения N 1-2 к договору).
Исполнением работ Подрядчиком по настоящему договору считается дата подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ (формы КС-2 по форме 4т для бюджетных организаций) (п. 4.7 договора).
В разделе 9 стороны согласовали порядок изменения и расторжения договора.
Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе изменить:
1) предусмотренный настоящим договором объем работ. При увеличении объема работ Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе изменить первоначальную цену настоящего договора пропорционально изменяемому объему работ (при этом изменение цены настоящего договора осуществляется пропорционально дополнительному объему работ, исходя из установленной в настоящем договоре цены единицы работ), а при внесении соответствующих изменений в настоящий договор в связи с уменьшением объема работ, Заказчик обязан изменить цену настоящего договора указанным образом. При уменьшении предусмотренного настоящим договором объема работ, Стороны настоящего договора обязаны уменьшить цену настоящего договора исходя из цены единицы работ. Увеличение объема работ, выполняемых по настоящему договору, допускается не более чем на 10 (десять) процентов.
2) сроки исполнения обязательств по настоящему договору в случае, если необходимость изменения сроков вызвана непредвиденными обстоятельствами, а также в случае увеличения объема работ в соответствии с подпунктом 1 пункта 9.1. настоящего договора, требующего увеличения такого срока для выполнения дополнительного объема работ;
3) цену настоящего договора:
-путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения настоящего договора;
-пропорционально изменяемому объему работ (в случае увеличения или уменьшения объема работ в соответствии с подпунктом I пункта 9.1. настоящего договора).
Изменение иных условий настоящего договора при его исполнении не допускается. Изменение условий настоящего договора осуществляется путем подписания Сторонами соответствующих дополнительных соглашений к настоящему договору.
Согласно пункту 9.6 договора подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Неотъемлемыми частями настоящего договора являются:
-Техническое задание (Приложение N 1);
-Локальная смета (Приложение N 2).
Дополнительным соглашением N 1 от 27.05.2020 стороны внесли изменения в пункт 11 "Адреса и реквизиты сторон" (т.1 л.д. 27-28).
Дополнительным соглашением N 2 от 22.05.2020 стороны внесли изменения в п.4.1. Договора на выполнение работ для нужд автономного учреждения N980-19 от 17.09.2019 г., изложив его в следующей новой редакции: "4.1. Работы по настоящему договору в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком в срок до 31.08.2020. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать Заказчику их результат в установленном настоящим договором порядке" (т. 1 л.д. 29).
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к договору N 980-19) (т.1 л.д. 30- 36) работы включают в себя следующие виды строительно-монтажных работ (далее - СМР):
- устройство вентфасада с облицовкой панелями из оцинкованной стали и утеплением;
-ремонт цоколя здания с наружной штукатуркой и утеплением; замена металлических дверей;
-ремонт приямков с устройством козырьков;
-ремонт входных групп и пандусов;
-ремонт спусков в подвалы;
- электромонтажные работы - демонтаж, монтаж фасадного освещения.
Работы выполняется в соответствии с представленными Заказчиком локальными сметами:
- N 02-01-02 "Капитальный ремонт фасада поликлиники блок 4А" (Приложение N 1/01 к техническому заданию);
- N 02-01-02 "Капитальный ремонт фасада поликлиники блок 6В" (Приложение N 1/03 к техническому заданию);
- N 02-01-03 "Капитальный ремонт фасада хирургического корпуса" (Приложение N 1/04 к техническому заданию);
Объем оказываемых услуг: определяется в соответствии с:
- локальной сметой N 02-01-02 "Капитальный ремонт фасада поликлиники блок 4А";
- ведомостью объемов работ N 2 (Приложение N 2/01 к техническому заданию);
- локальной сметой N 02-01-02 "Капитальный ремонт фасада поликлиники блок 6В";
- ведомостью объемов работ N 2 (Приложение N 2/03 к техническому заданию);
- локальной сметой N 02-01-03 "Капитальный ремонт фасада хирургического корпуса";
- ведомостью объемов работ N 3 (Приложение N 2/04 к техническому заданию);
Стороны согласовали и утвердили Локальную смету N 02-01-02 на капитальный ремонт фасада (т.1 л.д. 37-54) и локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-02 по объекту Здание поликлиники блок 4А (т.1 л.д. 55-61) на сумму 11 710 935 руб. 87 коп.; Локальную смету N 02-01-02 на капитальный ремонт фасада (т.1 л.д. 62-76) и локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-02 по объекту Здание поликлиники блок 6В (т.1 л.д. 77-81) на сумму 8 488 112 руб. 57 коп.; Локальную смету N 02-01-03 на капитальный ремонт фасада (т.1 л.д. 82-96) и локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-03 по объекту Хирургический корпус N 3 (т.1 л.д. 97-101) на сумму 12 692 148 руб. 36 коп.
По договору N 980-19 подрядчик выполнил работы, а заказчик принял работы на сумму 25 094 095 руб. 12 коп. в соответствии со следующими актами приемки выполненных работ (т.3 л.д. 1-53):
N 1 от 05.02.2020 на сумму 1 791 667,53 руб.
N 2 от 05.02.2020 на сумму 179 620,58 руб.
N 3 от 05.02.2020 на сумму 1 468 600,90 руб.
N 4 от 29.02.2020 на сумму 1 486 580,15 руб.
N 5 от 29.02.2020 на сумму 919 479,10 руб.
N 6 от 18.05.2020 на сумму 2 121 903.97 руб.
N 7 от 18.05.2020 на сумму 3 022 556.08 руб.
N 8 от 18.05.2020 на сумму 3 324 528,23 руб.
N 9 от 29.06.2020 на сумму 1 455 832,26 руб.
N 10 от 14.08.2020 на сумму 404 968,98 руб.
N 11 от 14.08.2020 на сумму 3 467 701,96 руб.
N 12 от 14.08.2020 на сумму 4 255 716,89 руб.
N 13 от 31.08.2020 на сумму 461 475,03 руб.
N 14 от 31.08.2020 на сумму 547 973,17 руб.
N 15 от 31.08.2020 на сумму 185 490,29 руб.
Стороны подписали к договору N 980-19 Справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 05.02.2020 на сумму 3 439 889 руб. 01 коп., N 2 от 29.02.2020 на сумму 2 406 059 руб. 25 коп., N 3 от 18.05.2020 на сумму 8 468 988 руб. 28 коп., N 4 от 29.06.2020 на сумму 1 455 832 руб. 26 коп., N 5 от 14.08.2020 на сумму 8 128 387 руб. 83 коп., N 6 от 31.08.2020 на сумму 1 194 938 руб. 49 коп. (т.3 л.д. 88 - 93).
Заказчик произвел оплату по договору в сумме 25 094 095 руб. 12 коп. что подтверждается представленными платежными документами (т.3 л.д. 97-105):
По результатам аукциона в электронной форме между муниципальным автономным учреждением здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница N 1 (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд" (Подрядчик) подписан Договор N 1127-20 на выполнение работ для нужд автономного учреждения от 03.11.2020 (далее - договор N 1127-20) (т.1 л.д. 102-106), по подрядчик обязан выполнить работы капитального ремонта фасадов зданий поликлиник блок 4А, блок 6В и хирургического корпуса (работы) в соответствии с Техническим заданием и Локальными сметами (Приложения N 1-2 к настоящему договору) в установленный настоящим договором срок, а Заказчик обязан принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно п. 1.4 договора N 1127-20 место выполнения работ г. Челябинск, ул. Воровского, 16 на объекте:
- здание поликлиники блок 4А;
- здание поликлиники блок 6В;
- здание хирургического корпуса.
Цена настоящего договора установлена по результатам аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и в соответствии с протоколом N 32009562287-4 от 21.10.2020 г. составляет 7 797 100 руб. 51 коп. НДС не предусмотрен (п. 3.1 договора).
Цена настоящего договора является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего договора и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных условиями настоящего договора.
В цену настоящего договора входит:
- стоимость работ, выполняемых Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием и Локальными сметами (Приложения N 1-2 к настоящему договору), стоимость материалов и оборудования, используемые для выполнения работ по настоящему договору, стоимость сертификации (декларирования) соответствия материалов и оборудования (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации); стоимость расходов на спецодежду, транспортные расходы, расходов на уборку и вывоз строительного мусора; стоимость доставки материалов и оборудования до места выполнения работ, их погрузки и разгрузки, хранения, охраны; расходы по вывозу мусора, неиспользованных материалов и оборудования; стоимость гарантийных обязательств;
- расходы Подрядчика на уплату страховых сборов, налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- все прочие затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, в том числе сопутствующие, понесенные им при исполнении настоящего договора.
Согласно пункту 3.7 договора превышение Подрядчиком объемов и стоимости работ, происшедшие по вине либо по инициативе Подрядчика, оплачиваются Подрядчиком за свой счет.
Работы по настоящему договору в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком в течение 90 календарных дней с даты подписания Сторонами соответствующего Акта приемки фронта работ (п. 3.7 договора).
Исполнением работ Подрядчиком по настоящему договору считается дата подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ (формы КС-2 по форме 4т для бюджетных организаций) (п. 4.8 договора).
В разделе 9 стороны согласовали порядок изменения и расторжения договора.
Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе изменить:
1) предусмотренный настоящим договором объем работ. При увеличении объема работ Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе изменить первоначальную цену настоящего договора пропорционально изменяемому объему работ (при этом изменение цены настоящего договора осуществляется пропорционально дополнительному объему работ, исходя из установленной в настоящем договоре цены единицы работ), а при внесении соответствующих изменений в настоящий договор в связи с уменьшением объема работ, Заказчик обязан изменить цену настоящего договора указанным образом. При уменьшении предусмотренного настоящим договором объема работ, Стороны настоящего договора обязаны уменьшить цену настоящего договора исходя из цены единицы работ. Увеличение объема работ, выполняемых по настоящему договору, допускается не более чем на 10 (десять) процентов.
2) сроки исполнения обязательств по настоящему договору в случае, если необходимость изменения сроков вызвана непредвиденными обстоятельствами, а также в случае увеличения объема работ в соответствии с подпунктом 1 пункта 9.1. настоящего договора, требующего увеличения такого срока для выполнения дополнительного объема работ;
3) цену настоящего договора:
-путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения настоящего договора;
-пропорционально изменяемому объему работ (в случае увеличения или уменьшения объема работ в соответствии с подпунктом I пункта 9.1. настоящего договора).
Изменение иных условий настоящего договора при его исполнении не допускается. Изменение условий настоящего договора осуществляется путем подписания Сторонами соответствующих дополнительных соглашений к настоящему договору.
Согласно пункту 9.6 договора подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Неотъемлемыми частями настоящего договора являются:
-Техническое задание (Приложение N 1);
-Локальная смета (Приложение N 2).
Дополнительным соглашением N 1 стороны внесли изменения в п.4.1. Договора N 1127-20 на выполнение работ для нужд автономного учреждения, изложив его в следующей новой редакции: "4.1. Работы по настоящему договору в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком в срок до 01.05.2021 г. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать Заказчику их результат в порядке, установленном настоящим договором." (т. 1 л.д. 108).
Дополнительным соглашением N 2 стороны внесли изменения в пункт 11 "Адреса и реквизиты сторон" (т.1 л.д. 109-110).
Дополнительным соглашением N 3 к договору N 1127-20 (т. 1 л.д. 111) стороны внесли изменения в п.3.1. Договор, изложив его в следующей новой редакции: "3.1. Цена настоящего договора составляет 8 061 276 руб. 59 коп. НДС не предусмотрен.". Внесены изменения в п.4.1. Договора, дополнив его абзацем следующего содержания: "4.1. Дополнительные работы по настоящему договору должны быть выполнены Подрядчиком в срок до 30.05.2021 г.". Внесены изменения в п. 10.6. Договора, изложив его в следующей новой редакции: "10.6. Неотъемлемыми частями настоящего договора являются:
- Техническое задание (Приложение N 1);
- Локальная смета (Приложение N 2);
- Локальная смета 02-01 -02 на дополнительные работы (Приложение N 3);
- Локальная смета 02-01 -03 на дополнительные работы (Приложение N 4)".
Стороны согласовали и утвердили Локальную смету N 02-01-02 на капитальный ремонт фасада по объекту Здание поликлиники блок 4А (Приложение N 2 к договору N 1127-20) на сумму 4 493 084 руб. 09 коп. (т.1 л.д. 117-133) и Локальную смету N 02-01-02 (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 3) (т.1 л.д. 154-155) на сумму 162 686 руб. 08 коп.; Локальную смету N 02-01-02 на капитальный ремонт фасада (т.1 л.д. 134-140) и по объекту Здание поликлиники блок 6В на сумму 765 683 руб. 49 коп.; Локальную смету N 02-01-03 на капитальный ремонт фасада по объекту Хирургический корпус N 3 на сумму 2 538 332 руб. 96 коп. (т.1 л.д. 141-153) и локальную смету N 02-01-03 на сумму 101 490 руб. (Приложение N 2 к Дополнительному соглашению) (т.1 л.д. 156-158).
Подрядчик утвердил 09.11.2019 Технологическую карту на устройство навесных вентилируемых фасадов капитальный ремонт фасадов зданий поликлиник блок 4А, блок 6В и хирургического корпуса (т.2 л.д. 1-22).
По заказу подрядчика ООО "ПРОЕКТ" выполнило проект "Капитальный ремонт вентилируемого фасада хирургического корпуса поликлиники МАУЗ ОТКЗ ГКБ N 1 по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 16" шифр 9.070.19 - АС.1 (т. 2 л.д. 23-47), проект "Капитальный ремонт вентилируемого поликлиники корпус 4А2 (Конференцзал) МАУЗ ОТКЗ ГКБ N 1 по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 16" шифр 9.070.19 - АС.5 (т. 2 л.д. 48-71), проект "Капитальный ремонт вентилируемого поликлиники корпус 4А МАУЗ ОТКЗ ГКБ N 1 по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 16" шифр 9.070.19 - АС.4 (т. 2 л.д. 72-91), проект "Капитальный ремонт вентилируемого поликлиники корпус 6В МАУЗ ОТКЗ ГКБ N 1 по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 16" шифр 9.070.19 - АС.2 (т. 2 л.д. 92-116).
По договору N 1127-20 подрядчик выполнил работы, а заказчик принял работы на сумму 4 751 722 руб. 40 коп. в соответствии со следующими актами приемки выполненных работ (т.3 л.д. 54-84):
N 1 от 23.11.2020 на сумму 99 492,44 руб.
N 2 от 23.11.2020 на сумму 2 107 056,58 руб.
N 3 от 23.11.2020 на сумму 1 617 413,89 руб.
N 4 от 28.05.2021 на сумму 13 793,09 руб.
N 5 от 28.05.2021 на сумму 584 275,54 руб.
N 6 от 28.05.2021 на сумму -18 841,32 руб.
N 7 от 30.05.2021 на сумму 162 686,08 руб.
N 8 от 30.05.2021 на сумму 101 490,00 руб.
N 9 от 30.05.2021 на сумму 33 836,77 руб.
N 10 от 30.05.2021 на сумму 50 519,33 руб.
Стороны подписали к договору N 1127-20 Справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 23.11.2020 на сумму 3 823 962 руб. 91 коп., N 2 от 28.05.2021 на сумму 579 227 руб. 31 коп., N 3 от 30.05.2021 на сумму 264 176 руб. 08 коп. (т.3 л.д.94-96).
Заказчик произвел оплату по договору N 1127-20 в сумме 4 751 722 руб. 40 коп. что подтверждается представленными в материалами дела платежными документами (т.3 л.д. 106-108, т. 5 л.д. 61):
Стороны подписали Соглашение от 09.11.2021 о расторжении Договора на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 от 03.11.2020, по условиям которого стороны по взаимному согласию расторгают Договор на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 на общую сумму 8 061 276,59 руб. На дату расторжения Договора на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 Подрядчиком фактически выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены работы капитального ремонта фасадов зданий поликлиник блок 4А, блок 6В и хирургического корпуса на общую сумму 4 751 722,40 руб., НДС не предусмотрен. Договор на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 расторгается Сторонами в части выполнения работ капитального ремонта фасадов зданий поликлиник блок 4А, блок 6В и хирургического корпуса на общую сумму 3 309 554,19 руб., НДС не предусмотрен. Договор на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 считается расторгнутым с даты подписания Сторонами настоящего соглашения. Обязательства Сторон по Договору на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 прекращаются с даты расторжения договора. Стороны взаимных претензий по Договору на выполнение работ для нужд автономного учреждения N 1127-20 не имеют (т. 8 л.д. 97).
В связи с оплатой Ответчиком задолженности по необходимым работам путем заключения договора N 346-22 от 20.04.2022 на дополнительные работы капитального ремонта фасада здания поликлиники блок 4А, истец просит взыскать, с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований от 26.05.2022, задолженность:
- по оплате проектно-изыскательских работ на общую сумму 334 750 руб.;
- по оплате затрат по Негорючей гидроветрозащитной мембране в размере 248 779 руб. 50 коп. (разница между оплаченной Ответчиком стоимостью мембраны и затраченной Истцом фактической стоимостью негорючей мембраны 349 624 руб. - 1 100 844,50 руб.);
-затрат по фасадным анкерам (дюбелям рамным) 422 390 руб. 20 коп. (разница между оплаченной Ответчиком стоимостью дюбелей распорных, марка IZM и затраченной Истцом фактической стоимостью фасадных анкеров (дюбелей рамных) 1 000 269,80 руб. - 577 879,60 руб.);
-затрат по панелям фасадной "фасадная рейка гладкая" из оцинкованной стали с полимерным покрытием в размере 1 630 370 руб. 34 коп. (разница между оплаченной Ответчиком стоимостью Фасадной панели из оцинкованной стали с покрытием "Полиэстер" и затраченной Истцом фактической стоимостью панели фасадной "фасадная рейка гладкая" из оцинкованной стали с полимерным покрытием 7 449 513,52 руб. - 5 819 143,18 руб.), всего 2 634 616 руб. 29 коп.
Приводя доводы о том, что ответчик необоснованно и незаконно уклоняется от оплаты надлежащим образом выполненных истцом работ, последний обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведение дополнительных работ на спорную сумму не было согласовано с заказчиком и не включено в договор.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ, то есть для предоставления встречного равноценного исполнения, является сдача результата работ подрядчиком (статьи 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами; при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором.
В силу положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства работы, не учтенные в технической документации, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Подрядчик, не выполнивший указанную обязанность, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, относятся работы, которые не были учтены в технической документации, но должны были быть учтены, поскольку без их выполнения подрядчик не мог приступить к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного договором результата.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда изложенной в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору подряда" подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки подписанный представителем заказчика.
Таким образом, законом предусмотрен особый порядок согласования выполнения дополнительных работ, а также возмещения подрядчику расходов, связанных с проведением таких дополнительных работ.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения работ подрядчик направлял заказчику ряд писем, подробный анализ которых произведен судом первой инстанции в оспариваемом решении.
Проанализировав представленную в материалы дела переписку сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заказчик не давал согласие на увеличение стоимости материалов и объемов работ. Кроме того, из писем следует, что подрядчик просил увеличить стоимость материалов уже после их приобретения.
Как верно отражено судом первой инстанции, действия подрядчика, продолжившего выполнение работ сверх объемов и цены, предусмотренных аукционной документацией и условиями договора, относятся к его предпринимательским рискам.
Как видно из преамбулы договора, он заключен на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон N 223-ФЗ).
В силу статьи 424 ГК РФисполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Кодексом, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости таких изменений, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор.
При этом изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается (пункт 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Доказательств согласования сторонами в установленном договором порядке увеличения цены договора, истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, выполняя работы сверх предусмотренной договором цены, истец не мог не знать, что данные работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства заказчика по их оплате.
Как верно указано судом первой инстанции, истец, являясь профессиональным участником отношений в области строительства, имел возможность, ознакомившись с договором и исполнительной документацией до заключения договора, определить объем необходимых к выполнению работ по предложенной на аукционе цене.
Доводы о необходимости оплаты несогласованных с заказчиком и не включенных в договор дополнительных работ обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными в силу следующего.
Из положений договора следует, что стороны согласовали твердую цену. Доказательств того, что стороны изменили установленную договором твердую цену в предусмотренном законом порядке и условиями договоров, истцом в материалы дела не представлено.
При этом в силу пункта 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и возникшую в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения стоимости работ, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленные пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика (пункт 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Доказательств согласования дополнительных работ по договору материалы дела не содержат. В установленном договоре порядке изменения в условия договора не вносились.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что подрядчиком не представлено доказательств направления заказчику уведомления о необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных договором, как и не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости немедленных действий в интересах заказчика в порядке, установленном пунктом 4 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец не вправе требовать от заказчика оплаты несогласованных дополнительных работ.
Таким образом, доводы жалобы являются несостоятельными.
В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказаны также необходимость дополнительных работ в целях исполнения договора и приемка таких работ ответчиком.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что затраты на выполнение дополнительных работ проведенных без согласования с ответчиком, не подлежат возмещению истцу.
По приведенным в постановлении мотивам основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются судом по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2023 по делу N А76-31974/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Аккорд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31974/2021
Истец: ООО "Строй-Аккорд"
Ответчик: МБУЗ Ордена Трудового Красного Знамени "Городская клиническая больница N 1"
Третье лицо: ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"