г. Челябинск |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А07-23111/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-23111/2022.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Кутыркина И.П. (доверенность N 63 АА 6308424 (N КБШ-213Д) от 25.11.2020 до 23.09.2023, паспорт, диплом).
В порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "РН-Транс" - Годкова М.М. (доверенность N РНТ-563/22 от 01.11.2022 до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - истец, АО "РН-Транс", податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании штрафа за несоблюдение сроков уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования в размере 529 440 руб. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-23111/2022 в удовлетворении уточненных исковых требований АО "РН-Транс" отказано.
Кроме того, АО "РН-Транс" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по платёжному поручению N 331001 от 22.07.2022 государственная пошлина в размере 23 968 руб.
АО "РН-Транс" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что согласно пункту 9 договора N АФТО-4/41/1 готовые к уборке вагоны убираются в течение 5,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б.
Истец возражает относительно вывода суда первой инстанции об исключении ответственности перевозчика в связи с нарушением условий договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 о возвращении вагонов всей одновременно поданной группой.
По мнению подателя апелляционной жалобы вывод суда является неверным, поскольку пунктом 7 договора N АФТО-4/41/1 требование согласовывать количество вагонов в убираемой группе и порядок такого согласования с Перевозчиком не предусмотрены. Также, пунктом 6 договора N АФТО-4/41/1 установлено, что количество одновременно подаваемых/убираемых вагонов не должно превышать 70 вагонов весом не более 5 500,00 тонн. Данное требование установлено Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования исходя из тяговых расчетов, применяемых локомотивов при подаче/уборке вагонов, с учетом имеющихся уклонов путей, т.е. определяет максимально возможное количество вагонов и вес состава который способны подавать/убирать используемые Ответчиком локомотивы. Вагоны приняты к перевозке, акты общей формы на задержку завершения грузовой операции Ответчиком не составлены, что подтверждает возможность уборки вагонов с пути необщего пользования.
Заявляя несогласие с выводом суда первой инстанции о нарушении 2-х часового интервала между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке, предусмотренного договором, истец поясняет, что уведомление о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 36711 сформировано 07.08.2021 4:19. Уведомление N 40903 сформировано 01.09.2021 18:55. Довод ответчика о нарушении пункта 8 договора N АФТО-4/41/1 в части соблюдения минимального 2-х часового интервала между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке несостоятелен.
Кроме того, истец не согласен с выводом суда о применении пункта 16.2 договора от 11.11.2019 N АФТО-14/41/1 о нахождении вагонов на ответственном простое грузоотправителя в связи с коммерческой неисправностью, поскольку по уведомлению о завершении грузовой операции N 40501 на 21 вагон заведены акты общей формы ГУ-23 NN 3/2210, 3/2241 по причине "нарушение п.3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом (плохо убраны знаки)". Данные акты согласованы и учтены при расчете суммы штрафа.
Истец отмечает, что вагоны по уведомлению о завершении грузовой операции N 44598, которые не приняты к перевозке в коммерческом отношении, исключены из расчета суммы штрафа. На вагоны NN 50256528, 51475325 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N45667 от 01.10.2021 12:00 акты общей формы по причине непригодности вагонов в коммерческом отношении отсутствуют. На вагон N 50649649 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 46569 от 07.10.2021 9:01 актов общей формы на задержку завершения грузовой операции по причине зависящей от грузоотправителя не составлялось, что подтверждает наличие возможности у ответчика на уборку вагонов.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы возражала, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу (вход. N 210610) от 07.04.2023.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнение представителя истца, приобщила поступивший от ответчика отзыв на апелляционную жалобу (вход. N 210610) от 07.04.2023 к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2019 года между АО "РНТранс" (Грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (Владелец) и ОАО "РЖД" (Перевозчик) был заключен договор N АФТО4/41/1 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Бензин Куйбышевской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора Владелец предоставляет Грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, для производства грузовых операций. Перевозчик производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для Грузоотправителя (Грузополучателя) в соответствии с условиями к договору N 4/41 от 22.03.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", действующего по 30 июня 2020 с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, Инструкцией по движению поездов, маневровой работе сигнализации на железных дорогах РФ и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 2 договора). Дополнительными соглашениями к договору N 4/41 от 22.03.2012 срок его действия продлен до 31.07.2022 включительно.
В соответствии с пунктом 3 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление передается не позднее чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Бензин по телефонам уполномоченному представителю Грузоотправителя (Грузополучателя), с указанием наименования груза, количества и рода вагонов, записью в книге уведомлений (пункт 4 договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на места погрузки и выгрузки (пункт 5 договора).
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Грузоотправителю (Грузополучателю) устанавливается не более 70 (4-осных) или 35 (8-ми осных) вагонов, весом не более 5500 тонн (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. При наличии возможности у Перевозчика допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
В соответствии с пунктом 8 договора о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке уполномоченный представитель Грузоотправителя (Грузополучателя) передает приемосдатчику груза и багажа станции Бензин уведомление формы ГУ-2б ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением приемосдатчика груза и багажа станции Бензин по телефонам о передаче такого уведомления. Уведомление о готовности вагонов к уборке должно подтверждать факт наличия перевозочных документов на вагоны, подлежащие уборке с мест погрузки, выгрузки Владельца.
Минимальный интервал между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке (при последовательной передаче нескольких уведомлений) не менее 2,0 часов от момента предыдущего уведомления. Пунктом 9 договора было установлено, что готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение 5,0 часов после получения уведомления от Грузоотправителя (Грузополучателя) о готовности их к уборке. При наличии в составе убираемой группы не принятых Перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления о готовности вагонов к уборке и приема их Перевозчиком.
В исковом заявлении по настоящему делу истец указывает, что в процессе оказания услуг по данному договору ответчик (Перевозчик) нарушил нормативный срок уборки вагонов, предусмотренный пунктом 9 договора.
В связи с чем, истцом ответчику начислен штраф на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
С требованием об оплате штрафа по статье 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по договору N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 истец обращался к ответчику с претензиями NN ПС-5163-У-2021 от 22.12.2021, ПС-5164-У-2021 от 22.12.2021, ПС-5163-У2021 от 22.12.2021 ПС-5165-У-2021 от 22.12.2021, в которых просил оплатить штраф в размере 2 911 440 руб.
В связи с неудовлетворением в добровольном порядке требований претензий истец обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит взыскать с ответчика штраф, с учетом уточнения, в размере 529 440 руб.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 408 названного Кодекса надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При этом пунктом 58 Устава железнодорожного транспорта установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В статье 55 Устава железнодорожного транспорта установлено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истец должен доказать факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по несвоевременной уборке с путей необщего пользования группы порожних грузовых вагонов после выгрузки из них грузов, а ответчик представить доказательства отсутствия нарушения с его стороны указанных сроков.
Порядок приема к перевозке железнодорожным транспортом грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, на местах общего и не общего пользования железнодорожных станций регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), которые разработаны в соответствии со статьями 3, 12 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 68 Правил N 374 также предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
В силу части 13 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, если задержка уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
Из анализа положений статьи 44 Устава, пункта 68 Правил N 374, следует, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов и алгоритм оформления накладной на их перевозку установлен разделом IV Правил N 374.
В соответствии с Правилами N 374 отправителем порожних вагонов является владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (пункт 50); порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной) (пункт 64); при наличии согласованного запроса и оформленной отправителем в соответствии накладной перевозчик вправе не принимать вагон для перевозки, если при приеме для перевозки выявлены нарушения требований Устава или правил перевозок железнодорожным транспортом либо в процессе осмотра обнаружены неисправности вагона или Уставом или иными нормативными правовыми актами допускается возможность прекращения или ограничения приема к перевозке (пункт 65); накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки (пункт 66).
В статье 25 Устава установлено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предоставить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
В соответствии с пунктом 73 Правил N 374 при приеме вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
В силу пункта 3.2 Правил N 26 сдача и прием вагонов с проверкой их пригодности в техническом и коммерческом отношении производятся при обслуживании локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных железнодорожных путях. Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Согласно пункту 87 Правил N 374 в случае если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя.
Кроме того, в соответствии с разделами 4.1 "Порядок регистрации уведомлений грузоотправителей об окончании грузовых операций" и 4.2 "Порядок натурного осмотра вагонов (контейнеров) и проверка заполнения накладной в соответствии с требованиями правил перевозок грузов" Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа общества "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 15.02.2005 N 198р, наружный осмотр вагонов, контейнеров или груза, производится приемосдатчиком только после получения от грузополучателя, грузоотправителя уведомлений о завершении грузовой операции и при предъявлении грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной или вагонного листа, оформленного в системе ЭТРАН при наличии договора об электронном обмене данными (пункты 4.1.1 и 4.2.1).
При таких обстоятельствах верным является вывод суда первой инстанции о том, что довод истца о том, что уведомление о завершении грузовой операции является временем окончания приемосдаточных операций, основан на неверном толковании норм права, поскольку время, указанное в уведомлении о завершении грузовой операции не является временем окончания приемосдаточных операций, а является временем предъявления состава к совершению приемосдаточных операции.
Поскольку в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства нарушения ответчиком предусмотренного 5-часового временного промежутка между фактическим окончанием приемосдаточных операций по всей предъявленной группе вагонов и временем уборки как основание ответственности в виде штрафа по статье 100 Устава железнодорожного транспорта, ответчиком в материалы дела представлены контррасчет, транспортные железнодорожные накладные, по которым вагоны должны быть убраны с путей необщего пользования истца, а также истории создания указанных накладных.
Контррасчет ответчика судами проверен, признан верным и соответствующим условиям заключенного договора и Правилам перевозок грузов.
Так, в качестве возражений на заявленные требования ответчиком в материалы дела представлены контррасчеты, в том числе с учетом уточненных требований, акты общей формы (на 136 л.), ведомости подачи и уборки вагонов (на 410 листах), истории накладных к претензии 5163 (более 300 листов), накладные к претензии и памятки приемосдатчика.
Указанные документы представлены посредством электронной подачи документов "Мой Арбитр" 12.10.2022 (л.д. 16), однако в связи со значительным объемом не распечатаны в материалы дела на бумажном носителе.
Изложенные обстоятельства не отменяет того, что в материалах электронного дела данные документы содержатся, и при рассмотрении заявленных исковых требований, судами такие доказательства оцениваются в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 3.3.3. Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, при поступлении в арбитражный суд документов, представленных в электронном виде, сотрудник арбитражного суда, ответственный за прием документов в электронном виде, распечатывает следующие документы (при их наличии):
исковое заявление (заявление, апелляционную жалобу, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявления (ходатайства);
опись документов, поступивших в электронном виде (формируется автоматически сервисом электронной подачи документов).
В случае отсутствия в числе поступивших в арбитражный суд в электронном виде документов каких-либо из документов, указанных в описи или приложении, составляется Акт (приложение N 3.1), который передается вместе с распечатанными документами в группу регистрации.
Пункт 3.3.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)", указывает, что изучение документов, поступивших в арбитражный суд в электронном виде, осуществляется судьями и сотрудниками суда при помощи имеющихся в распоряжении суда технических средств. При необходимости по требованию судьи такие документы могут быть распечатаны его помощниками/специалистами судебного состава.
На основании изложенного, поступившие в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции от сторон документы, не распечатанные в материалы дела на бумажном носителе, но имеющиеся в материалах электронного дела, рассмотрены и исследованы судом апелляционной инстанции.
Таким образом, ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в материалы дела представлены первичные документы в подтверждение заявленных возражений.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, судебная коллегия с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Как указывает в апелляционной жалобе ответчик, пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 готовые к уборке вагоны убираются в течение 5,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б, однако задержка по уборке вагонов составила от 17 минут до одного часу 16 минут.
Из апелляционной жалобы следует, что истец производит расчет времени уборки, начиная с момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
Между тем, в абзаце 2 пункта 3.7 Правил N 26 установлено, что срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, в соответствии с абзацем 2 пункта 3.7 Правил N 26, установленный пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 срок уборки вагона должен начинать по истечению 2-х часового интервала с момента уведомления о завершении грузовой операции, то есть общий срок уборки вагонов составляет 2 часа + 5 часов.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявленные на страницах 2-3 апелляционной жалобы вагоны, убраны ответчиком в течение установленного пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 срока (5 часов), после истечения 2-х часов, предусмотренных в абзаце 2 пункта 3.7 Правил N26.
Доводы апелляционной жалобы в части необоснованности исключения ответственности перевозчика в связи с нарушением условий договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 о возвращении вагонов всей одновременно поданной группой, являются тезисными, противоречащими условиям договора, и представляют собой несогласие с выводами суда.
Вопреки позиции истца, пунктом 7 договора установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Как следует из абзаца 2 пункта 7 договора, при наличии возможности у "Перевозчика" допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом ответчика, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Как следует из материалов дела, по вагонам с порядковыми номерами N N 349-367, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4292 04.09.2021 в 04:20, предъявлено к уборке 24 вагона по памятке приёмосдатчика N 4300 04.09.2021 в 23:30 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов). Уведомление о завершении грузовой операции N 41345 подано 04.09.2021 в 17:45, вагоны убраны в течение 5 часов, после истечения 2-х часов. Таким образом, срок уборки вагонов не нарушен.
По вагонам с порядковыми номерами N N 413-440, подано 34 вагона по памятке приёмосдатчика N 4271 03.09.2021 в 03:25, предъявлено к уборке 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4318 и 1 вагон по памятке приёмосдатчика N 4319 05.09.2021 г. в 18:00 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 442-469, подано 32 вагона по памятке приёмосдатчика N 4294 04.09.2021 в 11:05, предъявлено к уборке 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4321 05.09.2021 в 22:55 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 593-594, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4330 06.09.2021 в 11:10, предъявлено к уборке 2 вагона по памятке приёмосдатчика N 4359 07.09.2021 в 22:15 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 595-624, подано 27 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4337 06.09.2021 в 17:30, предъявлено к уборке 30 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4360 07.09.2021 в 22:15 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 625-655, подано 32 вагона по памятке приёмосдатчика N 4345 07.09.2021 в 03:40, предъявлено к уборке 31 вагон по памятке приёмосдатчика N 4361 08.09.2021 в 00:00 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Также, согласно пункту 3.7 Правил N 26, срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема. Уведомление о завершении грузовой операции N 41345 подано 04.09.2021 в 17:45, вагоны убраны в течении 5 часов, после истечения 2-х часов. Таким образом, срок уборки вагонов не нарушен.
По вагонам с порядковыми номерами N N 1210-1236, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4477 12.09.2021 в 13:55, предъявлено к уборке 27 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4501 13.09.2021 в 14:25 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1237-1262, подано 36 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4483 12.09.2021 в 22:30, предъявлено к уборке 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4502 13.09.2021 в 20:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1285-1286, подано 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4427 10.09.2021 в 00:00, предъявлено к уборке 2 вагон по памятке приёмосдатчика N 4506 13.09.2021 в 23:05 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1342-1357, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4567 16.09.2021 в 21:20, предъявлено к уборке 21 вагон по памятке приёмосдатчика N 4586 17.09.2021 в 16:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1358-1382, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4576 17.09.2021 в 10:25, предъявлено к уборке 25 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4597 18.09.2021 в 10:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1392-1410, подано 16 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4581 17.09.2021 в 15:30, предъявлено к уборке 16 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4609 18.09.2021 в 17:40 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1517-1519, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4526 15.09.2021 в 01:30, предъявлено к уборке 3 вагона по памятке приёмосдатчика N 4635 19.09.2021 в 21:15 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1564-1565, подано 11 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4389 09.09.2021 в 00:50, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4645 20.09.2021 в 00:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1566-1567, подано 11 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4389 09.09.2021 г. в 00:50, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4645 20.09.2021 г. в 00:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1568-1588, подано 23 вагона по памятке приёмосдатчика N 4602 18.09.2021 в 12:00, предъявлено к уборке 21 вагон по памятке приёмосдатчика N 4646 20.09.2021 в 00:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1638-1664, подано 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4625 19.09.2021 в 13:25, предъявлено к уборке 27 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4655 20.09.2021 в 10:15 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1665-1695, подано 32 вагона по памятке приёмосдатчика N 4617 19.09.2021 в 05:30, предъявлено к уборке 31 вагон по памятке приёмосдатчика N 4662 20.09.2021 в 14:40 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1696-1723, подано 32 вагона по памятке приёмосдатчика N 4627 19.09.2021 в 14:00, предъявлено к уборке 28 вагон по памятке приёмосдатчика N 4663 20.09.2021 в 20:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1758-1761, подано 8 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4652 20.09.2021 в 09:45, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4676 21.09.2021 в 09:00 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1816-1841, подано 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4664 20.09.2021 в 17:15, предъявлено к уборке 26вагонов по памятке приёмосдатчика N 4690 21.09.2021 в 23:40 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1842-1864, подано 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4657 20.09.2021 в 14:09, предъявлено к уборке 23 вагона по памятке приёмосдатчика N 4691 22.09.2021 в 02:10 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 1960-1961, подан 1 вагон по памятке приёмосдатчика N 4709 22.09.2021 в 23:55, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4726 23.09.2021 в 23:00 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 2010-2013, подан 1 вагон по памятке приёмосдатчика N 4709 22.09.2021 в 23:55, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4741 24.09.2021 в 16:10 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 2014-2042, подано 32 вагона по памятке приёмосдатчика N 4714 23.09.2021 в 04:25, предъявлено к уборке 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4742 24.09.2021 в 17:40 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По вагонам с порядковыми номерами N N 2648-2651, подано 5 вагонов по памятке приёмосдатчика N 4755 25.09.2021 в 13:29, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 4877 01.10.2021 в 13:30 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Поскольку материалами дела подтверждается не выполнение истцом требования пункта 7 договора, устанавливающую обязанность передачи вагонов всей одновременно поданной группой, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Разделом 5 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, установлен порядок приема груза к перевозке грузов и порожних вагонов.
Прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе производится в момент фактической передачи вагона путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).
Как указывает истец в апелляционной жалобе, вагоны N N 50927144, 50743665, 50935212, 50994623 согласно уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 44180 от 22.09.2021 5:12 перевозочный документ ЭД775532 оформлен 27.09.2021 10:08, что подтверждает скрин создания накладной из АС Этран.
Время штрафа рассчитано с учетом времени согласования перевозочного документа.
Вместе с тем, как ранее указывалось в настоящем постановлении, уборка вагонов производится одновременно всей группой и поскольку по вагонам N N 50927144, 50743665, 50935212, 50994623 (порядковые номера 2546-2549), на момент передачи уведомления о завершении грузовой операции N 44180 22.09.2021, отсутствовали перевозочные документы, которые оформлены 27.09.2021 (спустя 5 дней), уборка производилась 27.09.2021, то есть в момент, когда вся группа вагонов готова к приемке.
Аналогичным образом истцом заявляются следующие обстоятельства.
По 25 вагонам согласно уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 50299 от 31.10.2021 5:58 перевозочные документы оформлены 31.10.2021 в период с 5:00 до 5:37, что подтверждается расчетом суммы штрафа, а также скрином создания накладных из АС Этран, имеющимися в материалах дела.
По 25 вагонам согласно уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 49670 от 27.10.2021 7:39 перевозочные документы оформлены 27.10.2021 в период с 6:53 до 7:36, что подтверждается расчетом суммы штрафа, а также скрином создания накладных из АС Этран.
На вагон N 74985870 перевозочный документ оформлен 27.10.2021 8:35. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагон N 57273757 дано уведомление о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 47558 13.10.2021 16:03, перевозочный документ NЭЕ742558 оформлен 13.10.2021 15:40, что подтверждает скрин создания накладной. Время оформления документов в АС ЭТРАН московское для всех создаваемых документов.
На вагон N 50657808 дано уведомление о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 47709 14.10.2021 15:11, перевозочный документ N 31544965 оформлен 14.10.2021 7:05, что подтверждает скрин создания накладной из АС Этран. По уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 35754 от 31.07.2021 23:17 в расчет суммы штрафа включены 9 вагонов.
На вагоны N N 57604829, 54488499, 50670843, 54880166, 54250238, 50014661, 74998006 перевозочные документы оформлены 31.07.2021 в период с 22:59 по 23:13. В уведомлении о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N35754 графе N 8 указано "Примечание: Требуется предъявление вагонного листа", что подтверждает наличие электронных накладных.
Поскольку у ответчика доступ к электронному вагонному листу в АС ЭТРАН имеется, печать таких документов из системы возможна в любое время, указанное не может являться основанием для отказа выполнения согласованных условий договора N АФТО-4/41/1.
На вагон N 50452887 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 35754 от 31.07.2021 23:17 перевозочный документ N ЭБ632681 оформлен 31.07 23:11.
На вагон N 51330496 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 35754 от 31.07.2021 23:17 перевозочный документ NЭБ632613 оформлен 31.07 23:07.
На вагоны N N 53652046, 52506698, 61593109, 55200315 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 38157 от 15.08.2021 23:59 перевозочный документ N 31257983 оформлен 15.08.2021 23:29.
На вагоны N N 52512399, 52015005, 55200026, 52507902 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 38003 от 14.08.2021 22:20 перевозочный документ N 31254277 оформлен 14.08.2021 22:12.
На вагоны N N 55200745, 55200323 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 39081 от 21.08.2021 16:52 перевозочный документ N 31288165 оформлен 21.08.2021 13:30.
На вагон N 50345438 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N33406 от 18.07.2021 3:18 перевозочный документ NЭБ401366 оформлен 27.07.2021 15:39. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагон N 53884904 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 33406 от 18.07.2021 3:18 перевозочный документ ЭБ187625 оформлен 23.07.2021 16:42. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагон N 50668375 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 33406 от 18.07.2021 3:18 перевозочный документ ЭБ187189 оформлен 23.07.2021 16:36. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагон N 54613229 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 33406 от 18.07.2021 3:18 перевозочный документ ЭБ187189 оформлен 23.07.2021 16:36. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагоны N 52115094, 52031069 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N36829 от 07.08.2021 22:55перевозочный документ ЭВ029338 оформлен 08.08.2021 10:25. Сумма штрафа рассчитана с учетом времени согласования накладной.
На вагоны N 50346279, 50115898, 51057347, 57175416, 50645282, 55848030 по уведомлению о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б N 35977 от 02.08.2021 15:06 перевозочные документы ЭВ029338 оформлены 02.08.2021 в период с 13:54 по 14:33.
Вместе с тем, согласно пояснениям ответчика, по вагонам с порядковыми номерами 4601-4625 на момент передачи уведомления о завершении грузовой операции N 50299, на группу из 32 вагонов, 31.10.2021 в 05:58, отсутствовали перевозочные документы по вагонам с порядковыми номерами 4600, 4626-4630, которые были оформлены 31.10.2021 в период с 16:03 до 16:41.
По вагонам с порядковыми номерами 4215-4246 на момент передачи уведомления о завершении грузовой операции N 49670, на группу из 32 вагонов 27.10.2021 в 07:39, отсутствовали перевозочные документы по вагонам NN 4217, 4219-4223, 4225, которые оформлены 27.09.2021 в период с 08:35 до 17:32.
По вагону N 50657808, порядковый номер 3384, нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов: подано 28 вагонов по памятке приёмосдатчика N 5086 13.10.2021 в 05:25, предъявлено к уборке 4 вагон по памятке приёмосдатчика N 5124 15.10.2021 в 06:10.
По вагонам с порядковыми номерами N N 4643-4651: подано 26 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3659 31.07.2021, предъявлено к уборке 29 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3674 01.08.2021 в 10:45 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Также, в нарушение статьи 25 Устава железнодорожного транспорта на момент направления уведомления о завершении грузовой операции N 35754, на группу из 29 вагонов, на 10 вагонов отсутствовали перевозочные документы, что подтверждается отметкой в графе Примечание: "В АС ЭТРАН отсутствует накладная или сведения о ней" (стр. 13-18 в приложении "Документы по претензии ПС-5165-У-2021 от 22.12.2021").
По вагонам с порядковыми номерами N N 4682-4685: подано 10 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3920 14.08.2021 в 20:09, предъявлено к уборке 4 вагона по памятке приёмосдатчика N 3857 16.08.2021 в 23:05 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Также, в нарушение статьи 25 Устава железнодорожного транспорта на момент направления уведомления о завершении грузовой операции N 38157 отсутствовали перевозочные документы, что подтверждается отметкой в графе Примечание: "Требуется предъявление накладной на бланке" (стр. 40-41 в приложении "Документы по претензии ПС5165-У-2021 от 22.12.2021").
По вагонам с порядковыми номерами N N 4695-4700: подано 9 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3860 11.08.2021 в 11:59, предъявлено к уборке 6 вагонов по памятке приёмосдатчика N 393315.08.2021 в 10:20 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Также, в нарушение статьи 25 Устава железнодорожного транспорта на момент направления уведомления о завершении грузовой операции N 38003 отсутствовали перевозочные документы, что подтверждается отметкой в графе Примечание: "Требуется предъявление накладной на бланке" (стр. 75-76 в приложении "Документы по претензии ПС5165-У-2021 от 22.12.2021").
По вагонам с порядковыми номерами N N 4753-4754: подано 5 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3963 17.08.2021 в 04:45, предъявлено к уборке 2 вагона по памятке приёмосдатчика N 4061 22.08.2021 в 14:00 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Также, в нарушение Устава железнодорожного транспорта на момент направления уведомления о завершении грузовой операции N 39081 отсутствовали перевозочные документы, что подтверждается отметкой в графе Примечание: "Требуется предъявление накладной на бланке" (стр. 110 в приложении "Документы по претензии ПС5165-У-2021 от 22.12.2021").
По вагонам с порядковыми номерами N N 4767-4770: подано 16 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3398 17.07.2021 в 11:00, предъявлено к уборке 7 вагонов по памятке приёмосдатчика N 3739 04.08.2021 в 20:50 (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Кроме того, в нарушение Устава железнодорожного транспорта, на момент подачи уведомления N 33406 18.07.21 в 03:18, отсутствовали перевозочные документы, которые оформлены по вагону N 50345438 - 27.07.2021 в 15:39, по вагону N 53884904 - 23.07.2021 в 16:42, по вагону N 50668375 - 23.07.2021 в 16:36, по вагону N 54613229 - 23.07.2021 в 16:36.
По вагонам N N 52115094, 52031069, порядковые номера 4774-4775, на момент передачи уведомления о завершении грузовой операции N 36829 07.08.21 в 22:55, отсутствовали перевозочные документы, которые были оформлены 08.08.21 в 10:25.
По вагонам N N 50345279, 50115898, 51057347, 57175416, 0645282, 55848030, порядковые номера 4756-4761, на момент направления уведомления о завершении грузовой операции N 35977 02.08.2021 в 15:06 на группу из 32 вагонов, отсутствовали перевозочные документы на 9 вагонов, что подтверждается отметкой в графе Примечание: "Требуется предъявление накладной на бланке" (стр. 126-131 в приложении "Документы по претензии ПС5165-У-2021 от 22.12.2021").
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части применения пункта 16.2 договора, согласно которому вагоны не принятые Перевозчиком в связи с коммерческой неисправность, находятся на ответственном простое истца, до устранения таких неисправностей, апелляционная коллегия критически оценивает доводы истца, которые последний не оспаривает и не опровергает, что вагоны N N 50256528, 51475325 и N 50649649 находились в составах групп, в которых имелись вагоны с коммерческой неисправностью.
Как следует из материалов дела и не оспаривается подателем апелляционной жалобы, по уведомлению о завершении грузовой операции N 40501 (вагоны с порядковыми номерами 57-77) заявлена группа из 24 вагонов, при проведении приёмосдаточных операций у 21 вагона обнаружены коммерческие неисправности, до устранения которых вагоны находились на ответственном простое истца, что удостоверяется актом общей формы N 3/2210 от 30.08.2021, поскольку они убираются соответствующей группой
По уведомлению о завершении грузовой операции N 44598 заявлена группа из 30 вагонов, при проведении приёмосдаточных операций у 12 вагонов обнаружены коммерческие неисправности, до устранения которых вагоны находились на ответственном простое истца, что удостоверяется актом общей формы N 3/2476 от 24.09.2021.
По уведомлению о завершении грузовой операции N 45667 (2697, 2707) заявлена группа из 23 вагонов, при проведении приёмосдаточных операций у 21 вагона обнаружены коммерческие неисправности, до устранения которых вагоны находились на ответственном простое истца, что удостоверяется актом общей формы N 3/2564 от 01.10.2021.
По уведомлению о завершении грузовой операции N 46569 заявлена группа из 21 вагона, при проведении приёмосдаточных операций у 20 вагонов обнаружены коммерческие неисправности, до устранения которых вагоны находились на ответственном простое истца, что удостоверяется актом общей формы N 3/2685 от 07.10.2021.
Таким образом, отсутствие акта общей формы в отношении части вагонов или вагона при наличии такого акта или актов в отношении остальных вагонов одной группы, или надлежащее оформление в установленном порядке перевозочных документов на часть вагонов или вагон одной группы при отсутствии таких документов на оставшиеся вагоны, находящиеся в одной группе с вагонами, имеющие коммерческие неисправности или на которые отсутствуют перевозочные документы, не возлагают на ответчика обязанность выделить из такой группы один или несколько вагонов и отдельно от всей остальной группы их убрать, если они поданы именно группой и убирается именно конкретная группа, с учетом согласованного сторонами порядка уборки вагона всей одновременно поданной группой.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности нарушения ответчиком сроков уборки вагонов, при этом исходил из того, что самим истцом не соблюдены условия договора в части соблюдения минимального интервала между передачей уведомления о готовности вагонов к уборке; неучтенным истцом временем начала срока на уборку вагонов с мест погрузки, определенным пунктом 3.7 Правил N 26; наличием коммерческих неисправностей у ряда вагонов и неприемки их ответчиком к перевозке по данной причине; ввиду отсутствия своевременно оформленных документов и не предъявлении фактически вагонов для уборки и приемки их приемосдатчиком.
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы, поскольку они направлены на иную оценку представленных в дело доказательств, что основанием для отмены судебного акта не является.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального или процессуального права, неверное установление обстоятельств дела, влекущие изменение или отмену оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-23111/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23111/2022
Истец: АО РН-ТРАНС
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги
Третье лицо: ОАО "РЖД"