г. Самара |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А65-32828/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Казанский электромеханический завод"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2023 года (резолютивная часть от 27 января 2023 года) по делу N А65-32828/2022 (судья Мусин Ю.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Казанский электромеханический завод",
о взыскании 115 935 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - истец, МУП г.Казани "Водоканал") обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью "Казанский электромеханический завод" (далее - ответчик, ООО "Казанский электромеханический завод") о взыскании задолженности в сумме 115 935 руб. 03 коп.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2023 года (резолютивная часть от 27 января 2023 года) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что в процессе производственной деятельности общество соблюдает Санитарные нормы и правила, следовательно, сбросы от ООО "КЭМЗ" не могут превышать установленных нормативов состава сточных вод.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что коэффициент, который применяется МУП " Водоканал" на сегодняшний день является завышенным.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом (Водоканал) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 11/13004 от 09 сентября 2014 г., по условиям которого стороны установили, что водоканал обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а так же обязался осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения. В свою очередь, абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (раздел 1 договора).
Также согласно 14 раздела договора, истец обязался осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученное абонентом) холодной воды и учета объемов принятых (отведенных) сточных вод; взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
В соответствии с действующим законодательством и условиями договора истцом был произведен осмотр объекта - электромеханического завода, по адресу: г.Казань, ул.Восход, д.39, составлен акт о результатах обследования систем холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2021 г., в котором указано, что объем водоотведения объекта абонента - ответчика за период с 1-го июля предшествующего календарного года по 30-го июня текущего календарного года составляет менее 30 кв.м./сут.
На основании чего истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за периоды с 01.02.2022 г. по 31.08.2022 г., в общей сумме 115 935 руб. 03 коп.
Истец направил в адрес ответчика счета N 27236 от 28.02.2022 г., N 45739 от 31.01.2022 г., N 69389 от 30.04.2022 г., N 85801 от 31.05.2022 г., N 97161 от 30.06.2022 г., N 124784 от 31.07.2022 г. и N 136146 от 31.08.2022 г. на оплату за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов.
Ответчик не произвел оплату за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов, задолженность составляет 115 935 руб. 03 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 34-08/25285 от 15.09.2022 г. с требованием погасить образовавшуюся задолженность на день обращения истца с настоящим исковым заявлением оставлены ответчиком без исполнения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
С 01.01.2013 отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении".
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Из пункта 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013, следует, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 18 Правил N 644 договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пункта 22 Правил N 644 под расчетным периодом по договору холодного водоснабжения понимается 1 календарный месяц.
Оплата абонентом холодной (питьевой и (или) технической) воды по договору холодного водоснабжения осуществляется по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду, устанавливаемым в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 29 Закона о водоснабжении установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме. Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде.
В обжалуемом решении верно отмечено, что законодатель установил два вида негативного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонентов: негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на работу централизованной системы водоотведения (сети); негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на окружающую среду (водный объект).
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Судом первой инстанции верно указано, что пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.
В силу статьи 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Подпунктом "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728, пункт 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, изложен в новой редакции, согласно которой законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах загрязняющих веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123(4) Правил N 644 формуле, абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям, приведенным в пункте 203 и 123(4) Правил: - осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности: осуществлять гостиничную деятельность, являться предприятием общественного питания, или осуществлять производство готовых пищевых продуктов и блюд, деятельность по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; - объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
В обжалуемом решении верно отмечено, что абоненты, объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в п. 123(4) и в п. 203 Правил N 644, обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Расчет платы осуществляется по формулам, приведенным в данных пунктах, с применением постоянного коэффициента компенсации.
Согласно п. 1 договора местом исполнения обязательств по договору являются объекты абонента, к которым подается холодная вода из системы холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и от которых отводятся сточные воды в систему канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные по адресу: г.Казань, ул. Восход, 39.
При изложенных условиях суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ответчик подпадает под действие п. 123(4) и п. 203 Правил N 644, в связи с чем, исчисление платы производится расчетным способом без отбора проб сточных вод отведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В силу пункта 203 Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
По смыслу приведенного нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенным формулам, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам,
- либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Таким образом, из пунктов 123 (4) и 203 Правил N 644 следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Для осуществления организацией ВКХ расчета платы по пунктам 123 (4) и 203 Правил N 644 необходимы лишь сведения об объеме сброшенных сточных вод и действующем тарифе. Проведение контроля состава и свойств сточных вод в случае, если абоненты отвечают условиям, предусмотренным данными пунктами, не требуется.
Согласно сведениям, отраженным к ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ответчика является - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19). Дополнительные виды деятельности - 14.12 Производство спецодежды; 28.22.9 Производство прочего грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования; 33.12 Ремонт машин и оборудования; 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий; 45.11.2 Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах; 45.11.3 Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая; 45.19.2 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами в специализированных магазинах; 45.19.3 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами прочая; 45.20.2 Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; 46.69.3 Торговля оптовая подъемно транспортными машинами и оборудованием; 56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания; 71.12.1 Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора; 71.12.12 Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности
Суду первой инстанции не было представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении ответчиком иной производственной деятельности.
Из акта о результатах обследования систем холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2021 г., судом обоснованно установлено, что среднесуточный объем сточных вод абонента составляет менее 30 куб. м в сутки по всем выпускам. Данное обстоятельство дела не оспаривается ответчиком.
Таким образом, ответчиком не доказано наличие оснований для исчисления и предъявления ему к оплате платы за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов в ином порядке.
Возражая против исковых требований, ответчик в письменном отзыве указал, что расчет платы произведен истцом неправомерно, поскольку никаких заборов воды не производили, а лабораторных анализов не было.
При этом ответчик не учел, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 06.06.2021 г. N 23350-ИФ/04 разъяснило, что в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, а именно:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце 2 пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы 3-5 Правил N 644).
Согласно пункту 124 правил N 644 установленный в абзаце 2 пункта 203 Правил N644 среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод определяется суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Поскольку среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод ответчика составляет менее 30 куб. метров, то ответчик подпадает под категорию лиц, перечисленных в абзаце 2 пункта 203 Правил N 644.
Учитывая изложенное выше суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что МУП "Водоканал" при расчете размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод правомерно применил методику, предусмотренную пунктом 203 Правил N 644.
Утверждение ответчика о том, что по представленным в деле расчетам ответчику предлагается оплачивать потребление воды больше, чем он употребляет в реальности, суд первой инстанции верно признал ошибочным и не имеющим отношения к делу, так как в рамках данного дела взыскивается только задолженность по плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (по пункту 203 Правил N 644).
Довод ответчика о том, акт обследования от 08.12.2021 г. не имеет юридической силы, так как подписан со стороны ответчика неуполномоченным лицом, суд первой инстанции верно счёл несостоятельным.
Согласно п. 25 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 11/13004, абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам. Организация водопроводно-канализационного хозяйства оповещает абонента о дате и времени посещения любыми доступными способами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, Интернет). Абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства в проведении проверок.
МУП "Водоканал" на основании п. 14 Договора направил 07.12.2021 г. ответчику телефонограмму о проведении 08.12.2021 г. проверки объекта по адресу: г.Казань, ул. Восход, 39.
Работники истца 08.12.2021 г. были встречены главным энергетиком ответчика Купоросовым Д.В., который допустил их на объект, сопровождал в ходе проведения проверки и предоставил всю необходимую для проведения проверки информацию, а затем ознакомился с актом о результатах обследования, подписал его и подтвердил подписью получение одного экземпляра акта.
Истцом письмом исх.N 55-08/29687 от 09.12.2021 г. направил в адрес ответчика акт о результатах обследования систем холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2021 г.
В обжалуемом решении верно отмечено, что данный акт был принят ответчиком без возражений и замечаний.
Кроме того, 10.12.2021 г. представителями МУП "Водоканал" и абонента территории объекта был подписан акт о допуске к эксплуатации узла учета, которым зафиксировано устранение нарушения, указанного в акте о результатах обследования от 08.12.2021 г., а именно: опломбирование прибора учета на месте срыва контрольной пломбы. Причем со стороны ответчика акт снова был подписан работником ответчика - Купоросовым Д.В. Возражений на акт от 10.12.2021 г. о допуске к эксплуатации узла учета от ответчика также не поступало.
Пунктом 1 статьи 183 ГК РФ установлено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. В силу абз. 2 п. 1 статьи 182 ГК РФ полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
В пункте 123 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что равным образом об одобрении может свидетельствовать то, что полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что полномочия представителя ответчика явствовали из обстановки.
Так же ответчиком не представлено доказательств, что им обеспечено наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Ответчик не представил доказательства того, что содержащиеся в представленном истцом расчете и иных документах сведения являются недостоверными. Не представлены доказательства того, что истец каким-либо образом исказил сведения, что повлияло на корректность расчета стоимости платы.
МУП "Водоканал" ответчику давались соответствующие разъяснения о порядке начисления платы за сброс загрязняющих веществ, что подтверждается письмами исх. N 55-08/4836 от 02.03.2022 г., N 55-08/9083 от 12.04.2022 г., N 55-08/15997 от 21.06.2022 г., N 55-08/17691 от 07.07.2022 г., N 55-08/21129 от 09.08.2022 г. и N 55-08/25178 от 14.09.2022 г.
Ответчик, являясь субъектом по учету водоснабжения и водоотведения, не представил доказательства иных объемов. Не представлено доказательств, свидетельствующих о самостоятельном отборе ответчиком проб сточных вод абонента и лабораторном исследовании.
В обжалуемом решении верно отмечено, что техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена.
Поскольку расчет произведен истцом в соответствии с пунктом 123(4) Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", наличие задолженности по плате за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов, подтверждается материалами дела, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что требование о взыскании 115 935 руб. 03 коп. платы за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов является законным и обоснованным.
Довод подателя жалобы о том, что коэффициент, который применяется МУП " Водоканал" на сегодняшний день является завышенным, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку это не соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения по исполнению обязанности по плате за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов.
Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2023 года (резолютивная часть от 27 января 2023 года) по делу N А65-32828/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-32828/2022
Истец: МУП города Казани "Водоканал", г.Казань
Ответчик: ООО "Казанский электромеханический завод", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара