г. Москва |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А40-149948/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Дентал-Опт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-149948/23
по иску ООО "Дентал-Опт" (ОГРН: 1137746345186, ИНН: 7709927373)
к ПАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" (ОГРН: 1027700092661, ИНН: 7712040126),
третьи лица: ООО "НТТ", Эприкян Аида Оганесовна,
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дентал-Опт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" (далее - ответчик) о взыскании 71 494 руб. 00 коп.
Решением суда от 13.11.2023 в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей отказано. В иске отказано.
ООО "Дентал-Опт", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что пассажир добросовестно выполнил правила Авиаперевозчика, но доступ в транспортное средство обеспечен не был.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, по поручению Общества с ограниченной ответственностью "Дентал-Опт" (далее - работодатель) Эприкян Аида Оганесовна (далее - пассажир) посредством онлайн-сервиса "TUTU RU" обратилась в Общество с ограниченной ответственностью "Новые туристические технологии" (далее - уполномоченный агент) для организации перелета и приобретения билета на свое имя по маршруту: Москва-Анталия (далее - билет) для ведения деловых переговоров.
После приобретения билета пассажир перешел на интернет-сайт Публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - перевозчик, аэропорт), позволяющем ему самостоятельно осуществить регистрацию с предоставлением посадочного талона в электронном виде.
При регистрации пассажира на интернет-сайте перевозчика, определении места, даты отправления и номера рейса посадочный талон в электронном виде направляется пассажиру посредством способа связи, указанного пассажиром, а также предоставляется право распечатать посадочный талон самостоятельно.
Регистрация пассажиров начинается за 24 часа и заканчивается за 45 минут до отправления воздушного судна. После прохождении пассажиром предполетного (электронного) досмотра, сканирования штрихового кода, содержащегося в электронном талоне, требований, связанных с пограничным (таможенным) контролем (далее - предполетные формальности) и выхода на посадку отмена регистрации на рейс невозможна (регистрация закрыта).
Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении посадочного талона на соответствующий рейс и документа, удостоверяющего личность. По прибытии в аэропорт пассажир совместно с группой своих коллег при предъявлении указанных документов прошел предполетные формальности и вышел на посадку.
Однако после прохождения предполетных формальностей и выхода на посадку, но не позднее окончания посадки на рейс, представитель перевозчика сообщает пассажиру о том, что его регистрация на рейс отменена и дальнейшая посадка на борт невозможна.
В этой связи пассажир обратился к представителю перевозчика для разъяснения ситуации, связанной с отсутствием регистрации на рейс, однако перевозчик все зависящие от него меры для перевозки пассажира в разумные сроки не принял, билеты на другой рейс не предложил, денежные средства за билет не возвратил. Пассажир был вынужден приобрести билет за свой счет и вылететь на следующий день до места назначения для ведения деловых переговоров.
Таким образом, перевозчик не выполнил условия договора перевозки пассажира, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения.
По возвращении из поездки пассажир обратился к перевозчику с письменной претензией о возврате денежных средств за неиспользованный билет, по результатам рассмотрения которой от перевозчика поступил ответ об отказе в удовлетворении его требований. После чего принято решение обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Проверив повторно законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно действующему воздушному законодательству, правовые основания для возврата денежных средств/возмещения убытков в связи с отсутствием у пассажира регистрации на рейс, являющейся обязательным условием перелета, отсутствуют.
Согласно фактическим обстоятельствам дела, пассажир EPRIKIAN/AIDA по авиабилету N 5552495562142 полной стоимостью 22789 руб. класса "Эконом" по тарифу "Лайт" был зарегистрирован на рейс SU2142 / 16.02.2023 Москва - Анталья 15.02.2023 в 11:16, используя сервис on-line регистрации. Затем в 11:30 также используя сервис on-line регистрации, пассажир был разрегистрирован (регистрация отменена).
Факт обращения к работникам ПАО "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево на линии регистрации не зафиксирован.
При прохождении контроля посадки было выявлено, что у пассажира отсутствует регистрация на рейс, произвести регистрацию при посадке на рейс не представлялось возможным по причине ее окончания.
Данные обстоятельства подтверждаются прилагаемой выдержкой из истории электронной регистрации, а также справкой Департамента наземного обеспечения перевозок ПАО "Аэрофлот" от 07.07.2023 N 111.10-726.
Из данных системы регистрации "Астра" (списка зарегистрированных пассажиров) следует, что все зарегистрированные пассажиры, осуществляющие перелет рейсом SU2142 16.02.2023 Москва - Анталья, успешно совершили запланированный перелет.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. ст. 309, 310 ГК РФ)
Согласно ст. 784 ГК РФ, перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Исходя из правовой природы, договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
В соответствии с пп. 80, 90, 91 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - ФАП-82, утверждены Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, далее - ФАП-82), являющихся в силу ст. 2 ВК РФ составной частью воздушного законодательства,
Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.
В соответствии с пунктом 229 ФАП-82 отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки с соответствующими правовыми последствиями.
Согласно п. 27, ФАП - 82 если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно п. 9 Договора перевозки, размещенного в открытом доступе на официальном сайте ПАО "Аэрофлот", если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора и о своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута. Для этого пассажир должен обратиться по месту своего бронирования или в кассу Аэрофлота для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование. Если пассажир не сделал этого, то система бронирования без уведомления пассажира аннулирует последующие сегменты полета в автоматическом режиме "как неприступившего к перевозке". Основание: Федеральные авиационные правила, раздел 2, п. 27, раздел 5.
По смыслу ФАП-82. отсутствие у пассажира регистрации на рейс и, как следствие, отказ в посадке на борт, является нарушением Договора со стороны пассажира.
В соответствии с пунктом 4 ФАП-82, а также п. 2 статьи 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с п. 4 ФАП-82 перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.
В соответствии с условиями договора перевозки, текст которого размещен на официальном сайте ПАО "Аэрофлот" (www.aeroflot.ru), перевозка и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; применяемым тарифам; условиям перевозки перевозчика и относящимся к ней правилам, являющимся частью настоящего договора.
Согласно п. 4.1 Правил, соответствующих п. 2 ст. 102 ВК РФ, оплата перевозки рейсом ПАО "Аэрофлот" свидетельствует о присоединении пассажира к публичному Договору воздушной перевозки на условиях, изложенных в Правилах.
Таким образом, ПАО "Аэрофлот" доводит информацию об условиях договора перевозки, до пассажиров, которые имеют возможность и обязаны ознакомится с ними до момента заключения договоров, в полном объеме и своевременно.
В силу п. 15 ФАП - 82 предусмотрено, что при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
В соответствии с п. 37 ФАП - 82 при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки.
Таким образом, информирование пассажира о правилах тарифа, условиях возврата а/билетов и иных существенных условиях договора перевозки действующим законодательством возложена на лицо, оформляющее перевозку, т.е. на ООО "Новые туристические технологии".
После отказа в перевозке запланированным рейсом Эприкян А.О. был приобретен новый авиабилет N 425 2413419966 по маршруту Москва - Анталья, по специальному тарифу "IAD" полной стоимостью 26 080 руб., которая, по мнению Истца, подлежит взысканию с ПАО "Аэрофлот".
В соответствии со ст. 15 ГК РФ основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, противоправность действий ответчика и его вина в причинении убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.
Непредставление доказательств по любому из этих оснований является основанием к отказу в удовлетворении требований истца, а неисследованность вопроса о наличии, либо отсутствии указанных выше обстоятельств может послужить основанием для отмены принятых решений.
Авиабилеты Истца оформлены по невозвратному тарифу "Лайт-Эконом", по условиям которого возврат денежных средств при отказе пассажира от перевозки не предусмотрен (скриншот с сайта прилагается).
Доказательств несения убытков на приобретение новых а/билетов именно истцом (кассовые чеки, выписки с банковского счета Истца и т.п.) в материалы дела не представлены, само по себе наличие а/билетов не подтверждает их оплату именно Истцом (информация о плательщике отсутствует), заявляющим их стоимость к возмещению в качестве убытков.
Кроме того, заявленная истцом компенсация за возмещение убытков, связанных с опозданием на деловые переговоры в сумме 22 625 руб., не подтверждена документально, что является отдельным основанием для отказа в заявленных требованиях.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах, в отсутствие бесспорных доказательств вины и размера ущерба, отсутствие надлежащей доказательной базы по взысканию предъявленных сумм, вину Ответчика нельзя признать установленной.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 по делу N А40-149948/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149948/2023
Истец: ООО "ДЕНТАЛ-ОПТ"
Ответчик: ПАО "АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ"
Третье лицо: ООО "НОВЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ", Эприкян Аида Оганесовна