г. Челябинск |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А07-37501/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Томилиной В.А., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания населения "Азатлык" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2023 по делу N А07-37501/2022, рассмотренное в порядке упрощенного производства.
Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания "Азатлык" (далее - ответчик, ООО ЦСОН "Азатлык") о взыскании предоставленного гранта в форме субсидии в связи с нарушением получателем гранта условий и порядка предоставления гранта в размере 500 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.02.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО ЦСОН "Азатлык" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что согласно Порядку предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включёнными в реестр социальных предпринимателей, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2021 года N 429, обязательным документом для получения является смета расходов на реализацию проекта. Согласно описи документов для получения гранта от N 90 от 21.09.2021 смета расходов и локальный сметный расчет был представлен истцу. И, соответственно, грант был представлен на цели, указанные в заявлении.
По мнению апеллянта, нецелевое использование средств не доказано.
К апелляционной жалобе ответчиком была приложена смета расходов по проекту и опись документов для предоставления гранта.
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В абзаце 2 пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" также разъяснено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 названного Кодекса).
Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не установлено, представленные ответчиком документы подлежат возвращению стороне.
Определением от 21.03.2023 судом апелляционной инстанции был установлен срок для представления отзыва на апелляционную жалобу до 24.04.2023.
07.04.2023 от Министерства в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что указанный документ поступил в срок, установленный судом, приобщает к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23 ноября 2021 года между Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству (предоставитель) и ООО ЦСОН "Азатлык" (получатель) заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета Республики Башкортостан субъекту малого и среднего предпринимательства, включенному в реестр социальных предпринимателей N 30-2021-04120 (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.2 Соглашения грант предоставляется на финансирование части затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к Соглашению, которое является неотъемлемой частью Соглашения.
Согласно п. 2.1 Соглашения грант предоставляется ООО ЦСОН "Азатлык" на цель, указанную в разделе I Соглашения, в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Пунктом 2 приложения N 1 к Соглашению предусмотрено, что грант предоставлен на следующие статьи расходов:
ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта.
В соответствии с п. 5.8 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2021 года N 429 (далее - Порядок) получатель гранта несет ответственность за целевое использование гранта, соблюдение требований и условий предоставления гранта, установленных Порядком и Соглашением, а также за достоверность представленных отчетов.
Истец указывает, что согласно отчету от 31 января 2022 года N 114, представленному ООО ЦСОН "Азатлык", сумма софинансирования и средства гранта в полном объеме направлены на установку забора, что не соответствует перечню затрат, определенных приложением N 1 к Соглашению, а именно статье расходов "Ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта" и, соответственно, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 5.3 Порядка в случае выявления фактов нарушения получателем гранта условий и порядка предоставления гранта, которые установлены Порядком и соглашением, средства подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан в полном объеме, получатель гранта в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Госкомитета указанную сумму средств.
В соответствии с п. 4.3.7.2 Соглашения получатель обязуется в случае получения от предоставителя требования в соответствии с пунктом 4.1.7 Соглашения возвращать в бюджет Республики Башкортостан грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Указом Главы Республики Башкортостан от 18 апреля 2022 года N УГ-212 Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и Государственный комитет Республики Башкортостан по туризму реорганизованы путем слияния в Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Таким образом, Министерство является правопреемником Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству.
03.10.2022 Министерством в адрес ООО ЦСОН "Азатлык" в соответствии с п. 4.1.7 Соглашения направлено требование о необходимости осуществить возврат гранта в связи с нарушения получателем гранта условий и порядка предоставления гранта.
Поскольку ответчиком вышеуказанное требование в добровольном порядке не удовлетворено, возврат бюджетных средств не осуществлен в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел их обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
На основании статей 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2021 года N 429 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка целью предоставления гранта является финансовое обеспечение части затрат заявителей на реализацию на территории Республики Башкортостан проекта в сфере социального предпринимательства (далее - проект).
Гранты предоставляются на финансовое обеспечение следующих расходов, связанных с реализацией проекта, а именно:
1) аренда нежилого помещения для реализации проекта;
2) ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта;
3) аренда и (или) приобретение оргтехники, оборудования, в том числе инвентаря, мебели, используемых для реализации проекта;
4) выплата взноса по передаче прав на франшизу (паушальный платеж), используемую для реализации проекта;
5) технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), используемой для реализации проекта;
6) оплата коммунальных услуг и услуг электроснабжения в рамках реализации проекта;
7) оформление результатов интеллектуальной деятельности в рамках реализации проекта;
8) приобретение основных средств, необходимых для реализации проекта (за исключением приобретения зданий, сооружений, земельных участков, автомобилей);
9) переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в рамках реализации проекта;
10) оплата услуг связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при реализации проекта;
11) оплата услуг по созданию, технической поддержке, наполнению, развитию и продвижению проекта в средствах массовой информации и сети Интернет (услуги хостинга, расходы на регистрацию доменных имен в сети Интернет и продление регистрации, расходы на поисковую оптимизацию, услуги (работы) по модернизации сайта и аккаунтов в социальных сетях);
12) приобретение программного обеспечения и неисключительных прав на программное обеспечение (расходы, связанные с получением прав по лицензионному соглашению; расходы по адаптации, настройке, внедрению, модификации и сопровождению программного обеспечения) в рамках реализации проекта;
13) приобретение сырья, расходных материалов, необходимых для производства продукции и оказания услуг, в рамках реализации проекта;
14) приобретение комплектующих изделий при производстве и (или) реализации медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов, при реализации проекта;
15) уплата первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга и (или) лизинговых платежей в рамках реализации проекта;
16) реализация мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включая мероприятия, связанные с обеспечением выполнения санитарно-эпидемиологических требований, в рамках реализации проекта.
Таким образом, Порядком установлен исчерпывающий перечень расходов на финансирование, которых предоставляется грант.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, 23 ноября 2021 года между Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству (предоставитель) и ООО ЦСОН "Азатлык" (получатель) заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета Республики Башкортостан субъекту малого и среднего предпринимательства, включенному в реестр социальных предпринимателей N 30-2021-04120.
Согласно п. 2.1 Соглашения грант предоставляется ООО ЦСОН "Азатлык" на цель, указанную в разделе I Соглашения, в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Пунктом 2 приложения N 1 к Соглашению предусмотрено, что грант предоставлен на следующие статьи расходов:
ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта.
Факт перечисления ответчику субсидии на общую сумму 500 000 руб. подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктом 5.8 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2021 года N 429 (далее - Порядок), получатель гранта несет ответственность за целевое использование гранта, соблюдение требований и условий предоставления гранта, установленных Порядком и Соглашением, а также за достоверность представленных отчетов.
Согласно отчету от 31 января 2022 года N 114, представленному ООО ЦСОН "Азатлык", сумма софинансирования и средства гранта в полном объеме направлены на установку забора, что не соответствует перечню затрат, определенных приложением N 1 к Соглашению, а именно статье расходов "Ремонт нежилого помещения, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для ремонта помещения, используемого для реализации проекта" и, соответственно, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с доказанностью материалами дела неправомерности действий ответчика и как следствие возложение на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возврата истцу средств субсидии в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции, руководствуясь статьями 9, 65, частью 3.1 статьи 70 и частью 1 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разрешил спор по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также нести возложенные на них процессуальные обязанности, в том числе и по доказыванию.
Из указанного следует, что в силу части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица вправе приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, представлять доказательства, а также иными способами обосновывать свою позицию по арбитражному делу.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено законом.
Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Исходя из названных норм закона, при определении предмета доказывания состязательность процесса не предполагает полную пассивность одного из его участников. Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2013 N 5793/13, от 15.10.2013 N 8127/13, если ответчик не является в судебные заседания и не представляет письменных возражений против обстоятельств, на которые истец ссылается как на основания своих требований, такие обстоятельства в силу части 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются признанными ответчиком, и в случае принятия такого признания судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу на основании части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции ответчик не оспорил ни факт получения субсидии, ни обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств. Доказательства возврата субсидии либо иные документы, опровергающие позицию истца, ответчиком не представлены, в том числе в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении, у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы в рассмотренной части подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2023 по делу N А07-37501/2022, рассмотренное в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания населения "Азатлык" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.А. Томилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37501/2022
Истец: Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму
Ответчик: ООО Центр социального обслуживания "Азатлык"