г. Самара |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А65-32279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Колодиной Т.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2023 по делу N А65-32279/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты", Краснодарский край, г. Краснодар, (ОГРН 1032307149764, ИНН 2312076658) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", Республика Татарстан, г.Казань, (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" об обязании ООО УК "ПЖКХ" заключить с ООО "Мир Охоты" договор по обращению с твердыми коммунальными отходами и определить учет объем и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов, из расчета количества и объемов фактически вывезенных твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2023 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 2018 года путем проведения конкурсного отбора общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ответчик) приобрел статус регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе на территории городского округа "город Казань".
ООО "Мир охоты" (истец) имеет в собственности нежилое здание площадью 1191.2 кв.м и земельный участок, общей площадью 2 277,00 кв.м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Мусина, д.61В, в результате деятельности которого образуются ТКО.
20.07.2022 в адрес ООО "Мир охоты" от ответчика поступил договор N 2312076658/1 от 15.06.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором объем принимаемых твердых коммунальных отходов определен по нормативу накопления в размере 821,928 куб. м. в год.
Ответчик по результатам рассмотрения протокола разногласий к договору N 2312076658/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направило истцу ответ за исх.N 10156 от 18.10.2022 с обоснованием отказа истцу в согласовании предложенных истцом порядка расчета коммунальных отходов исходя из объёма твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, а именно: расчет количества твердых коммунальных отходов осуществлять исходя из количества и объемов фактически вывезенных твёрдых коммунальных отходов.
Протокол урегулирования разногласий, равно как и договор на условиях истца сторонами не подписан, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для понуждения ответчика к заключению договора.
Между тем судом не учтено следующее.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление Пленума N 49) при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой (пункт 2 постановления Пленума N 49).
Суд первой инстанции, отказывая в иске, фактически не устранил неопределенность в правоотношениях сторон по установлению условий договора об определении объемов подлежащих вывозу ТКО, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, в резолютивной части решения не указал условия договора, по которым у сторон имеются разногласия.
Ссылка суда не предъявление требования об обязании заключить договор на условиях истца сама по себе не свидетельствует о том, что между сторонами отсутствует преддоговорный спор, который подлежит урегулированию судом.
По смыслу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Аналогичный подход изложен в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10.
Из данных разъяснений, закрепляющих общие принципы непрофессионального процесса, следует, что при наличии возможности корректного правового обоснования необходимости восстановления нарушенных прав истца ошибка последнего в правовой квалификации отношений сторон и нормативной мотивировке иска не должна препятствовать судебной защите.
Восполняя указанный пробел и устраняя допущенное судом первой инстанции нарушение, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, при заключении договора у сторон имеется право выбора расчетного способа коммерческого учета ТКО: по нормативу либо исходя из количества и объема установленных контейнеров.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1202), пунктом 8.4 которого установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.4 Постановления N 1202 установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Коммерческий учет расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, в данном случае невозможен в связи с отсутствием у истца количества контейнеров, размещенных в соответствии с Постановлением N 1202.
Поскольку истец не установил количество контейнеров в том объеме, которое бы соответствовало законодательству, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что коммерческий учет может быть осуществлен исключительно расчетным путем исходя из нормативов.
Как установил суд, ни на дату обращения с настоящим исковым заявлением, ни на дату рассмотрения спора по существу, в Реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории г. Казани сведения о зарегистрированной контейнерной площадке истца по адресу: г.Казань, ул.Мусина, д.61 "в" не значатся.
Таким образом, учет объема и (или) массы ТКО надлежит в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Следовательно, пункт 15 договора, а также приложение N 1 к договору подлежат изложению в редакции публичной оферты.
Решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Судебные расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2023 по делу N А65-32279/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", изложив пункт 15 договора в следующей редакции: производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-32279/2022
Истец: ООО "Мир Охоты", г. Краснодар
Ответчик: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд