г. Хабаровск |
|
17 мая 2023 г. |
А73-21017/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Колба": Тимченко Т.С., генеральный директор, на основании протокола N 01 общего собрания учредителей общества;
от министерства природных ресурсов Хабаровского края: Мартынова Я.А., по доверенности от 20.07.2022 N 08-6644,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колба" на решение от 21.02.2023 по делу N А73-21017/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колба" (ОГРН 1212700017749, ИНН 2722136526) к министерству природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532, ИНН 2721147726) о признании незаконным мотивированного отказа в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.09.2022 N 02.2-8510; третье лицо: Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колба" (далее - ООО "Колба", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене мотивированного отказа в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.09.2022 N 02.2-8510. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит суд обязать Министерство в течение десяти дней после вступления в законную силу решения по настоящему делу выдать ООО "Колба" решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью использования сбора сточных вод в р. Колба (Ху).
Определением суда от 21.12.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-21017/2022.
Определением суда от 19.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Амурское ТУ Росрыболовства).
Решением от 21.02.2023 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Определением от 30.03.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу ООО "Колба" на вышеуказанное решение.
Считая решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, апеллянт привел следующие доводы:
- утверждение технического проекта на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2019 - 2021 годах и дополнения к техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2022 - 2024 годах не входит в компетенцию Министерства природных ресурсов Хабаровского края, равно как и оценка мероприятий входящих в производственный цикл по добыче драгоценных металлов согласно утвержденных Федеральными структурами и их территориальными подразделениями проектами. Рассмотрение проектов на разработку месторождений драгоценных металлов относится к компетенции Федерального агентства по недропользованию, в рассматриваемом случае - Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (структурное подразделение Федерального агентства по недропользованию);
- деятельность недропользователя была согласована государственным органом Федерального уровня;
- не имея соответствующих полномочий Министерство природных ресурсов Хабаровского края произвело оценку представленной ООО "Колба" документации, ранее утвержденной органами, наделенными соответствующими функциями, интерпретировало по своему усмотрению.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Амурское ТУ Росрыболовства в своем отзыве отмечает следующее: 21.07.2022 от ООО "Колба" в адрес Управления поступила заявка о согласовании деятельности по проекту "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2019 - 2021 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)" и "Дополнение к техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2022 - 2024 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)". Управление, рассмотрев представленный комплект документов, а также принимая во внимание обязанности ООО "Колба" реализовать мероприятия по снижению негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, посчитало допустимым влияние планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Кроме того, Управлением основания для отказа в предоставлении государственной услуги - согласование хозяйственной деятельности, установленные пунктом 12 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 384 от 30.04.2013, не были выявлены.
Министерство в возражениях на отзыв указало на то, что ни ООО "Колба", ни предыдущий недропользователь ООО "Артель старателей "Амгунь" с заявлениями о предоставлении в пользование водного объекта река Колба (Ху) для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также разведки и добычи полезных ископаемых в Министерство не обращались, соответствующие решения Министерством не оформлялись, договоры водопользования между Министерством и ООО "Колба", ООО "Артель старателей "Амгунь" для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также разведки и добычи полезных ископаемых не заключались. Таким образом, до оформления всех разрешительных документов ни ООО "Артель старателей "Амгунь", ни ООО "Колба" не могло осуществлять деятельность в соответствии с Техническим проектом, включающую предусмотренное Техническим проектом сооружение выносных, водосборных, руслоотводных канав, а также отстойников (для очистки и сброса сточных вод при отработке месторождения), являющихся в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями.
В судебном заседании представитель ООО "Колба" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства отклонил доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Колба" в порядке переоформления получена лицензия на право пользования недрами ХАБ 001991 БЭ от 08.04.2022 на проведение разведки и добычи полезных ископаемых, выданная Департаментом по недропользованию ДФО на основании согласия предыдущего собственника лицензии ООО "Артель старателей "Амгунь".
В целях соблюдения законодательства (с учетом переоформления лицензии) ООО "Колба" подано заявление в Министерство о предоставление водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в р. Колба (Ху).
По результатам рассмотрения заявления от Министерства получен отказ в предоставлении водного объекта или его части (часть реки Колба (Ху) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 28.07.2022 N 02.2-6893.
Основанием для данного отказа послужило, в числе прочего, отсутствие у заявителя согласования с органами рыбоохраны проектов на проведение работ с учетом пункта 3.2.3 Положения о заказнике.
ООО "Колба" получено заключение Амурского ТУ Росрыболовства от 16.08.2022 N 04-21/4804 о согласовании деятельности по проекту "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2019 - 2021 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)" и "Дополнение к техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2022 - 2024 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)".
После получения данного заключения заявитель повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта или его части (часть реки Колба (Ху) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод ООО "Колба".
21.09.2022 Министерством заявителю выдан мотивированный отказ N 02.2-8510 в предоставлении водного объекта или его части (часть реки Колба (Ху) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
Согласно данному отказу использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; обозначенная ООО "Колба" деятельность противоречит режиму и задачам государственного природного заказника краевого значения "Верхнетумнинский".
Не согласившись с отказом Министерства, считая его незаконным, ООО "Колба" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 1 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом (часть 2 статьи 23 ВК РФ).
Согласно подпункту 3.1.3.18 подпункта 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 N 106-пр, рассмотрение документации о предоставлении в пользование водных объектов или их частей, расположенных на территории Хабаровского края, принятие решений о предоставлении водных объектов или их частей в пользование в пределах компетенции края осуществляется Министерством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 в соответствии со статьей 23 ВК РФ утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила N 18).
Как следует из пунктов 9, 10 Правил N 18, в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование заявителем указывается, в том числе, цель водопользования, а к заявлению прилагается обоснование цели предполагаемого водопользования.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что ООО "Колба 08.06.2022 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в пользование части реки Колба (Ху) с целью сброса сточных вод (вх. N 8055-02.2 от 08.06.2022). Цель водопользования обоснована производственной необходимостью отработки участка месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) в соответствии с лицензией на пользование недрами ХАБ 001991 БЭ (далее - Лицензия); заявитель планировал осуществлять сброс строчных вод в реку Колба (Ху) при осуществлении разведки и добычи полезных ископаемых через обустройство выносных, водосборных, руслоотводных канав, а также отстойников.
В свою очередь, участок недр, предоставленный ООО "Колба" в соответствии с Лицензией, частично расположен в границах государственного природного заказника краевого значения "Верхнетумнинский" (далее - Заказник); река Колба (Ху) в которую заявителем планировался сброс сточных вод, расположена в границах Заказника; данные обстоятельства ООО "Колба" не отрицаются.
Согласно положениям статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Статьей 24 Закона N 33-ФЗ закреплены требования о соблюдении режима особой охраны территорий государственных природных заказников, согласно которым на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.08.2015 N 234-пр "О государственном природном заказнике краевого значения "Верхнетумнинский" в соответствии с Законом об охране окружающей среды, Законом N 33-ФЗ, в целях сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Верхнетумнинский".
Заказник является биологическим, предназначенным для сохранения и восстановления ценных лососевых видов рыб, обеспечения условий их воспроизводства, а также сохранения видов рыб, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края, сохранения среды их обитания (пункт 1.2 Положения о заказнике).
Раздел 3 Положения о заказнике устанавливает режим особой охраны территории Заказника.
В соответствии с императивными указаниями пункта 3.1 раздела 3 Положения о заказнике на территории Заказника запрещается, в том числе, сброс в водоемы, на их берега и на лед неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий, транспорта, а также иных производственных, бытовых и других видов отходов; перегораживание русел рек и проток дамбами, проведение дноуглубительных и иных работ, нарушающих естественный гидрологический режим, строительство гидротехнических сооружений.
Исходя из вышеизложенного, деятельность заявителя по обустройству выносных, водосборных, руслоотводных канав, а также отстойников для очистки и сброса сточных вод, по обоснованным суждениям Министерства, запрещена на территории Заказника и нарушает установленный режим особой охраны территории Заказника.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 18 исполнительный орган принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 календарных дней с даты получения документов. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, в том числе, в случае, если использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "д" пункта 26 Правил N 18).
На основании изложенного, в связи с установлением основания для отказа в предоставлении водного объекта в пользование, установленного подпунктом "д" пункта 26 Правил N 18, Министерством в установленный законом срок в адрес заявителя направлен мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.06.2022 исх. N 02.2-5900.
ООО "Колба" повторно обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в пользование части реки Колба (Ху) с целью сброса сточных вод (вх. N 9077-02.2 от 01.07.2022), в связи с производственной необходимостью отработки участка месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) в соответствии с Лицензией, изменив способ планируемых работ и средства водопользования.
Согласно представленным материалам заявитель планирует осуществлять разработку и добычу рассыпного золота на ранее отработанном участке ООО "Артель старателей "Амгунь"; нового строительства гидротехнических сооружений на реке Колба (Ху) не планируется; все обустроенные дамбы, технические отстойники, отстойники глубокой очистки сооружены ранее при отработках советского периода в конце 80-х годов XX века.
Вместе с тем, Министерством установлено, что планируемое заявителем использование гидротехнических сооружений, которые использовались предыдущем водопользователем ООО "Артель старателей "Амгунь" для разведки и добычи россыпного золота в бассейне реки Колба (Ху), фактически невозможно исходя из требований части 6 статьи 10 ВК РФ, согласно которым при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Министерством выявлено, что ранее ООО "Артель старателей "Амгунь" выполнены требования части 6 статьи 10 ВК РФ, то есть, произведена ликвидация и консервация гидротехнических сооружений, использовавшихся для разведки и добычи россыпного золота в бассейне реки Колба (Ху), вследствие этого суждения ООО "Колба" о том, что строительство новых гидротехнических сооружений для сброса и очистки сточных вод, предусмотренных техническим проектом не планируется, верно признаны несоответствующими действительности.
На основании изложенного, а также учитывая особый охранный режим Заказника, в соответствии с пунктом 26 Правил N 18 Министерством в адрес заявителя направлен мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.07.2022 исх. N 02.2-6893 по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 26 Правил N 18, а именно: использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этом же отказе Министерством дополнительно указано на отсутствие согласования проектов работ ООО "Колба" с органами рыбоохраны применительно к подпункту 3.2.3 пункта 3.2 радела 3 Положения о заказнике, согласно которому на территории Заказника разведка и разработка выявленных месторождений полезных ископаемых при условии согласования проектов работ с органами рыбоохраны и обязательного выполнения требований природоохранного законодательства и настоящего Положения о заказнике.
24.08.2022 ООО "Колба" вновь обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в пользование части реки Колба (Ху) с целью сброса сточных вод (вх. N 11521-02.2 от 24.08.2022).
В этот раз заявителем представлено заключение Амурского ТУ Росрыболовства от 16.08.2022 N 04-21/4804 о согласовании деятельности по проекту "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2019 - 2021 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)" и "Дополнение к техническому проекту на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2022 - 2024 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)" (далее - Заключение), согласно которому при очистке и сбросе сточных вод заявителем предполагается использование выносных, водосборных, руслоотводных канав, отвалов; в результате деятельности ООО "Колба" будет причинен ущерб водным биологическим ресурсам.
Амурским ТУ Росрыболовства определены следующие факторы негативного воздействия на водные биоресурсы и среды из обитания при производстве работ: потери водных биоресурсов в результате сокращения, перераспределения или утраты естественного стока с деформированной поверхности водосборного бассейна в пределах водоохранной зоны; потери водных биоресурсов от гибели зоо-, ихтиопланктона при заборе воды; потери водных биоресурсов (ихтиопланктона) от гибели предличинок и личинок ценных промысловых пелагофильных рыб при заборе воды из водоема.
Совокупные потери (размера вреда) водных биоресурсов при проведении работ согласно выводам Амурского ТУ Росрыболовства составят 10,99 кг рыбной продукции.
В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Положения о заказнике на территории Заказника допускается разведка и разработка выявленных месторождений полезных ископаемых при условии согласования проектов работ с органами рыбоохраны и обязательного выполнения требований природоохранного законодательства и Положения о заказнике.
Заказник является биологическим, предназначенным для сохранения и восстановления ценных лососевых видов рыб, обеспечения условий их воспроизводства, а также сохранения видов рыб, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края, сохранения среды их обитания (пункт 1.2 Положения о заказнике).
Ихтиофауна реки представлена видами рыб: сима (включена в Красную книгу Хабаровского края), горбуша, кета, кижуч, мальма, кунджа и др.
Согласно положениям статьи 59 Закона N 7-ФЗ, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (статья 24 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с императивными положениями пункта 3.1 Положения о заказнике на территории Заказника запрещается, в числе прочего: сброс в водоемы, на их берега и на лед неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий, транспорта, а также иных производственных, бытовых и других видов отходов; устройство свалок и отвалов; перегораживание русел рек и проток дамбами, проведение дноуглубительных и иных работ, нарушающих естественный гидрологический режим; забор воды из водоемов без осуществления согласованных со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и органами рыбоохраны мероприятий по предотвращению попадания водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, по защите водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с условиями лицензий и договоров водопользования; строительство гидротехнических сооружений и проведение мелиоративных работ, за исключением сооружений и работ, необходимых для рыбохозяйственных целей и улучшения условий воспроизводства охраняемых объектов.
Оценив планируемую деятельность ООО "Колба" на территории Заказника (разработка и добыча рассыпного золота; сброс сточных вод в реку Колба (Ху)), так как данная деятельность согласно Заключению Амурского ТУ Росрыболовства приведет к определенным потерям водных биологическим ресурсам, что противоречит установленному режиму особой охраны, задачам и целям создания Заказника, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство правомерно, учитывая нормы водного, природоохранного законодательства, Закона N 7-ФЗ, Закона N 33-ФЗ, Положения о заказнике, подготовило мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.09.2022 N 02.2-8510 по основанию, предусмотренному подпунктом "д" пункта 26 Правил N 18, а именно: использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с данным выводом.
Кроме того, арбитражным судом отмечено, что согласование проектов работ с органами рыбоохраны по смыслу подпункта 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Положения о заказнике не является достаточным основанием для предоставления водного объекта, находящегося на территории Заказника, в пользование; дополнительно, в числе прочего, должны быть выполнены требования природоохранного законодательства и Положения о заказнике, что, в свою очередь, ООО "Колба" не соблюдено.
Отказ, вынесен Министерством в пределах своей компетенции как уполномоченным органом по рассмотрению документации о предоставлении в пользование водных объектов или их частей, расположенных на территории Хабаровского края, принятию решений о предоставлении водных объектов или их частей в пользование; обоснован нормами водного, природоохранного законодательства, положениями Закона N 7-ФЗ, Закона N 33-ФЗ, Положения о заказнике.
Сам по себе факт того, что использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является административным препятствием деятельности заявителя.
Участок недр, предоставленный ООО "Колба" в соответствии с Лицензией, частично расположен в границах Заказника; площадь лицензионного участка, предоставленного заявителю, как верно указывает Министерство, позволяет вести деятельность по разработке и добыче полезных ископаемых за пределами Заказника.
Отсылки ООО "Колба" на деятельность ООО "Артель старателей "Амгунь" по разработке россыпного золота в бассейне реки Колба (Ху), как на обоснование возможности деятельности заявителя на этом же участке недр, а также указание на возможное использование гидротехнических сооружений, построенных ООО "Артель старателей "Амгунь", правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Так, Министерством указано, что "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота реки Колба (Ху) гидромеханизированным способом в 2019 - 2021 годах (Ванинский муниципальный район Хабаровского края)" (далее - Технический проект) содержит незаконное условие по проведению работ по строительству гидротехнических сооружений (выносных, водосборных, руслоотводных канав, отстойников), поскольку их строительство запрещено на территории Заказника и нарушает установленный режим особой охраны территории Заказника.
В свою очередь, ООО "Артель старателей "Амгунь" с заявлениями о предоставлении в пользование водного объекта река Колба (Ху) для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также разведки и добычи полезных ископаемых в Министерство не обращалось; соответствующие решения Министерством не оформлялись; договоры водопользования между Министерством и ООО "Артель старателей "Амгунь" для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также разведки и добычи полезных ископаемых не заключались, вследствие этого планируемое заявителем использование гидротехнических сооружений, которые использовались предыдущим водопользователем ООО "Артель старателей "Амгунь" для разведки и добычи россыпного золота в бассейне реки Колба (Ху), по обоснованным суждениям Министерства, основанным на нормах ВК РФ и Положения о Заказнике, не представляется возможным.
Кроме того, по обоснованным суждениям Министерства, Техническим проектом предусмотрен ряд проектных решений, которые запрещены к проведению на территории Заказника, а именно: организация вахтового поселка; открытый раздельный бульдозерно-гидравлический способ разработки месторождения; очистка площади промышленных запасов, вскрышных отвалов, объектов горно-подготовительных работ от леса и кустарника; складирование хвостов промывочного прибора в отвал; обустройство отстойников; строительство дамб; удаление воды по выносной (капитальной) канаве. Данные обстоятельства ООО "Колба" не оспариваются.
При таких обстоятельствах, поскольку заявленная деятельность ООО "Колба" не соответствует режиму особой охраны территории Заказника, Министерство правомерно отказало в предоставлении водного объекта или его части (часть реки Колба (Ху)).
Поскольку оспариваемый мотивированный отказ Министерства от 21.09.2022 N 02.2-8510 соответствует нормам природоохранного законодательства и Положению о Заказнике, а также не нарушает права и законные интересы ООО "Колба", суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования; оснований для применения обозначенного заявителем способа восстановления нарушенного права у суда не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений закона, иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный суд первой инстанции в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом исследовал доказательства и дал им правильную оценку, принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2023 по делу N А73-21017/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-21017/2022
Истец: ООО "КОЛБА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Амурское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству