г. Чита |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А78-9307/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луценко О.А.,
судей: Гречаниченко А.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2022 года по делу N А78-9307/2019
по заявлению Федеральной налоговой службы о включении требования в размере 572 781,86 рублей в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Биос",
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО "Биос" возбуждено на основании заявления ФНС России, принятого по определению Арбитражного суда Забайкальского края от 18.11.2019.
Решением суда от 09.03.2022 (резолютивная часть объявлена 01.03.2022) общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника, утвержден конкурсный управляющий Русакова Любовь Леонидовна.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 17.03.2022 обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Биос" (далее - ООО "Биос", общество, должник) 572 781,86 руб. задолженности по налогам, страховым взносам, пени и штрафам.
Определением от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу Федеральная налоговая служба обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить определение Арбитражного суда Забайкальского края от 05.12.2022.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган указывает, что срок и порядок внесудебного взыскания им не нарушен. Учитывая, что производство по делу возбуждено 18.11.2019, процедура конкурсного производства введена 09.03.2022, ФНС считает, что возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена, поскольку уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании ООО "Биос" несостоятельным (банкротом) и включении задолженности в реестр требований кредиторов 18.11.2019. Кроме того, поскольку имущественное положение ООО "Биос" не изменялось после возвращения исполнительного документа, у налогового органа отсутствовала правовая обязанность повторного направления постановлений в Службу судебных приставов.
Лица, участвующие в обособленном споре, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
При рассмотрении обособленного спора судом установлены следующие обстоятельства.
Для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность в общем размере 572 781,86 руб., из которой:
а) 69 355,98 руб. недоимка, в том числе:
- 34 892,71 руб. по страховым взносам на ОПС по страховой части за 2019 год;
- 8088,76 руб. по страховым взносам в ФФОМС за 2019 год;
- 4599,51 руб. по страховым взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год;
- 21 775 руб. по НДФЛ (н/а) за 1 квартал 2016 года, 2019 год;
б) 471 214,48 руб. пени, в том числе:
- 220 444,47 руб. по страховым взносам на ОПС на страховую часть, из которых: 35 350,20 руб. за расчетные периоды до 01.01.2017, начисленные с 25.10.2017 по 01.07.2019 и 185 094,27 руб. за расчетные периоды с 01.01.2017, начисленные с 04.11.2017 по 28.02.2022;
- 61 146,50 руб. по страховым взносам в ФФОМС, из которых: 16 568,82 руб. за расчетные периоды до 01.01.2017, начисленные с 25.10.2017 по 01.07.2019 и 44 577,68 руб. за расчетные периоды с 01.01.2017, начисленные с 19.01.2018 по 28.02.2022;
- 31 579,95 руб. по страховым взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, из которых: 6247,59 руб. за расчетные периоды до 01.01.2017, начисленные с 01.01.2017 по 01.07.2019 и 25 332,36 руб. за расчетные периоды с 01.01.2017, начисленные с 04.11.2017 по 28.02.2022;
- 106 796,36 руб. по НДФЛ (н/а) за период с 27.08.2016 по 28.02.2022;
- 43 521.59 руб. по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за период с 01.04.2016 по 28.02.2022;
- 7725,61 руб. по минимальному налогу за период с 17.04.2016 по 28.02.2022;
в) 32 211,40 руб. штрафы, из которых: 31 211,40 руб. - по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм удержанного налоговым агентом НДФЛ за 9 месяцев 2017 года, 1 квартал, полугодие 2018 года, 2018 год, 1 квартал, 9 месяцев 2019 года и 1000 руб. - штраф по требованию N 46758 от 05.08.2016.
В подтверждение предъявленной задолженности представлены налоговые декларации, расчеты по страховым взносам, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) N 821611 от 14.04.2016, N 46758 от 05.08.2016, N 830168 от 29.09.2016, N 517104 от 02.12.2016, N 360193 от 15.12.2016, N 523153 от 06.10.2017, N 528736 от 18.01.2018, N 980413 от 24.01.2018, N 986875 от 16.02.2018, N 991482 от 13.04.2018, N 992341 от 20.04.2018, N 992811 от 28.04.2018, N 533954 от 08.05.2018, N 1000027 от 19.07.2018, N 1000181 от 23.07.2018, N 1001586 от 30.07.2018, N 68292 от 10.08.2018, N 535690 от 12.09.2018, N 1007602 от 15.10.2018, N 1007821 от 19.10.2018, N 542098 от 11.12.2018, N 73644 от 25.01.2019, N 73645 от 25.01.2019, N 1018810 от 30.01.2019, N 554263 от 26.02.2019, N 1020550 от 20.03.2019, N 554907 от 04.04.2019, N 554888 от 04.04.2019, N 1020935 от 08.04.2019, N 1021419 от 24.04.2019, N 102535 от 20.07.2019, N 109197 от 28.10.2019, N 109195 от 28.10.2019, N 112583 от 18.11.2019, N 38839 от 05.03.2020; расчеты пени; решения и постановления о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества должника, приведенные в реестре принятых мер; материалы проверок по выявленным фактам правонарушений с актами, приложениями и решениями, вынесенными по результатам их рассмотрения; результаты исполнительных производств.
В качестве основания взимания предложенных к уплате рассматриваемых недоимок по налогам, страховым взносам и пени по соответствующим требованиям значатся ссылки на статьи законов, регламентирующих порядок исчисления и сроков уплаты налогов (взносов), процедуру начисления пени, установлены сроки для добровольного исполнения требований, доведенных до должника. Имеются соответствующие расчеты пени, содержащие необходимую для восприятия обоснованности их начисления информацию.
Суммы пенеобразующих недоимок по налогам и страховым взносам за соответствующие периоды подкреплены налоговыми декларациями и расчетами.
Предъявленные к включению в РТК должника суммы штрафов в общем размере 31 211,40 руб. основаны на решениях о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения, доказательств отмены или изменения которых вышестоящим налоговым органом либо судом материалы по настоящему обособленному спору не содержат. При этом в части штрафа на сумму 1000 руб. по требованию N 46758 никаких материалов уполномоченным органом не представлено со ссылкой на их отсутствие.
В отношении предъявленных к включению в РТК сумм задолженности на основании соответствующих требований ввиду их неисполнения к установленным срокам, были приняты меры путем вынесения соответствующих решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах должника и в последующем о её взыскании за счет его имущества, зафиксированные в реестре принятых досудебных мер взыскания.
Суд первой инстанции, изучив представленные в обоснование требования доказательства, пришел к выводу о том, налоговым органом не было реализовано право повторного предъявления к исполнению постановлений об окончании исполнительных производств, что свидетельствует об утрате к моменту обращения в суд права их взыскания по причине истечения срока давности.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
На основании пунктов 1, 3 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно статье 40 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности; иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить, во исполнение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 100 данного Федерального закона.
На основании пункта 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
Согласно пункту 65 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с пунктом 2 статьи 228 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возлагается обязанность уведомить всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом (пункт 3 статьи 28 Закона). Поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в пункте 2 статьи 228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона. Правило пункта 4 статьи 142 Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Иной порядок исчисления сроков для предъявления требований кредиторов отсутствующего должника Закон о банкротстве не содержит.
Сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 42 от 12.03.2022. Заявление ФНС России поступило в суд 17.03.2022 в установленный Законом о банкротстве срок. Сообщение N 8509301 о получении требования кредитора размещено конкурсным управляющим в Федресурсе 31.03.2022.
Возражений относительно включения в реестр требований кредиторов должника предъявленной задолженности не поступало.
Требование заявителя рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 100 Закона о банкротстве, в силу которого требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
По смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей.
В силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ производится с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в редакции рассматриваемых периодов).
На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) установлен пунктом 1 статьи 47 НК РФ: один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Пунктом 2 статьи 104 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
При этом пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, разъяснено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.
Следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ, начиная с 01.01.2017.
Как выше указано, по причине неуплаты должником задолженности по рассматриваемым недоимкам по налогам, страховым взносам, пени и штрафам, уполномоченным органом с учетом действия пункта 7 Постановления Правительства РФ N 409 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" после истечения сроков, указанных в соответствующих требованиях, на основании ст.ст. 46, 47, 115 НК РФ в установленные законом сроки была инициирована бесспорная процедура её взыскания путем вынесения решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), а также соответствующих им решений и постановлений о взыскании долгов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), перечень которых приведен в реестре принятых досудебных мер взыскания в отношении должника.
Между тем, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в подтверждение рассматриваемых сумм задолженности материалы, суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения заявления уполномоченного органа, поскольку после вынесения постановлений о взыскании задолженности за счет имущества, переданных на исполнение в ССП, исполнительные производства по части из них, в том числе объединенных в сводное ИП 23.10.2018, окончены постановлениями СПИ 14.12.2017, 19.11.2018, 17.12.2018, 18.03.2019, 27.03.2019, 30.04.2019, 24.05.2019, 10.06.2019, 28.05.2021 и возвращены взыскателю со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), то есть по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, о чем взыскатель был извещен. По остальной части постановлений, вынесенных в отношении требований N 821611 от 14.04.2016, N 46758 от 05.08.2016, N 830168 от 29.09.2016, СПИ отказано в возбуждении ИП 25.11.2017 и 27.11.2017 (см. реестр принятых мер взыскания, реестр в разрезе требований и налогов - т. 5.3, л.д. 78, 82, т. 5.4. л.д. 3-9, пояснения уполномоченного органа от 05.12.2022 (вх. N А78-Д-4/111111).
При этом в дело кредитором не представлено доказательств того, что после отказа в возбуждении либо окончания исполнительных производств и возвращения исполнительных документов взыскателю, уполномоченным органом было реализовано право повторного предъявления к исполнению таких постановлений на спорные суммы задолженности в установленный шестимесячный срок согласно части 3 статьи 21, части 5 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, что свидетельствует об утрате к моменту обращения в суд (07.03.2022) права их взыскания по причине истечения давностного срока, объективно истекшего в декабре 2021 года, с учетом самого позднего окончания ИП 28.05.2021.
Учитывая, что на суммы рассматриваемых недоимок уполномоченным органом по состоянию на 28.02.2022 также начислялись пени, то они не могут служить способом их обеспечения и включаться в РТК должника.
Кроме того, при оценке штрафа на сумму 1000 руб. по требованию N 46758 от 05.08.2016 суд полагает его неподлежащим включению в РТК должника, поскольку не располагает материалами, его подтверждающими (актами, решениями и т.д.), и что затрудняет возможность его квалификации, восприятие правильности расчета, соблюдения сроков привлечения к ответственности применительно к части 1 статьи 65, частям 4, 6 статьи 215 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2022 года по делу N А78-9307/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Луценко |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9307/2019
Должник: ООО "БИОС"
Кредитор: АНО САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ МЕНЕДЖЕРОВ И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧИТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА, ПАО СБЕРБАНК РОССИИ, Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: Булдыгеров Юрий Михайлович, ГУ ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Кузнецова Анна Ивановна, ООО "Вита", Степанов Михаил Алексеевич, Степанова Светлана Сергеевна, ГУ ОПФР по Забайкальскому краю, Константинов Сергей Александрович, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. ЧИТЕ, Русакова Любовь Леонидовна, Саморегулируемая организация ассоциация арбитражных управляющих "Синергия", СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА", Союз арбитражных управляющих "Созидание", СРО ассоциация арбитражных управляющих "Синергия", Управление ОВД, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, ФНС России Межрайонная инспекция N2 по г.Чите