г. Хабаровск |
|
17 мая 2023 г. |
А73-18534/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис"
на решение от 17.02.2023
по делу N А73-18534/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" (ОГРН: 1037725037998, ИНН: 7725235806, адрес: 107023, г. Москва, пл. Журавлева, д. 10, стр. 3, эт. 1, пом. 30, оф. 301)
к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН: 1097746772738, ИНН: 7708709686, адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34)
о взыскании 168 703, 37 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Риквэст-Сервис" (далее - ООО "Риквэст-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", ответчик) о взыскании убытков, причиненных необеспечением сохранности переданного имущества по договору от 14.06.2018 N ФПК-18-216 в размере 168 703,37 руб.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.11.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 17.01.2023 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При подаче апелляционной жалобы 17.01.2023 Арбитражным судом Хабаровского края изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неверно применены положения о сроке исковой давности, необходимо применить к правоотношениям сторон общий трехгодичный срок исковой давности из расчета срока исковой давности, с учетом 30 дней рассмотрения претензии и 5 дней на возмещение убытков в добровольном порядке, ссылается на судебную практику.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве". Ответчика предложено не позднее 06.04.2023 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
В установленный срок ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении, приведенных в апелляционной жалобе доводов.
На основании статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ФПК" (заказчик) и ООО "Риквэст-Сервис" (исполнитель) заключен договор от 14.06.2018 N ФПК-18-216 на оказание услуг по укомплектованию СМИ вагонов поездов, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по укомплектованию СМИ вагонов поездов по заявкам структурных подразделений Дальневосточного филиала АО "ФПК" в соответствии с условиями договора, а заказчик - принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
В пункте 1.1 договора определено понятие и состав СМИ: "съемное мягкое имущество (СМИ) - съемные мягкие предметы интерьера салона пассажирского вагона санитарно-гигиенического и декоративного назначения, необходимые для экипировки и подготовки вагона в рейс и обслуживания пассажиров в пути следования, принадлежащее исполнителю на праве собственности или ином законном основании. СМИ включает в себя постельные принадлежности, комплекты постельного белья и мягкий инвентарь вагона".
Права и обязанности заказчика по договору осуществляет Дальневосточный филиал АО "ФПК", расположенный по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 56-Д (пункт 2.7 договора).
Разделом 6.3 договора установлено, что заказчик обязуется: обеспечить необходимое количество своих представителей для приема-передачи СМИ в вагоне, а также на участках сортировки (пунктах приема СМИ) для пересчета постельного белья и составления соответствующих актов в случае выявления порчи (рваное, закрашенное и т.д.) или недостачи СМИ в мешках. По окончании рейса или в иной срок, установленный договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сбор и сортировку использованного СМИ в вагоне, передавать его исполнителю поштучно согласно накладной, предусмотренной регламентом взаимодействия.
Пунктом 6.3.8 договора установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией СМИ с момента приемки его у исполнителя до момента его передачи исполнителю.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено подписание регламента взаимодействия между сторонами договора (регламент), определяющего порядок взаимодействия сторон при выполнении обязательств по договору.
Положения регламента взаимодействия являются обязательными для обеих сторон, (абзац 2 пункта 5.2. договора).
Пунктом 1.2 регламента установлено, что он распространяет своё действие на правоотношения сторон с 21.08.2018.
В соответствии с пунктом 1.3 регламента взаимодействия знание и выполнение требований регламента является обязанностью работников сторон договора и работников организаций, привлеченных сторонами договора для выполнения обязанностей по договору. Нарушение требований регламента влечет за собой ответственность в соответствии с условиями договора и действующим законодательством РФ.
Под укомплектованием в техническом задании на странице 14 приложения N 3 к договору стороны понимают следующие действия:
"Доставка нового или прошедшего профилактическую обработку СМИ в вагон поезда.
Профилактическая обработка (стирка, химическая чистка) дезинфекция) СМИ в соответствии с условиями договора в сроки, установленные СТО ФПК 1.21.002-2013.
Количество выдаваемых в рейс комплектов постельного белья для всех категорий вагонов не менее 2 комплектов на место, норма выдачи комплектов постельного белья для вагонов всех категорий оснащенности в поезде утверждается заказчиком на каждый поезд и зависит от длительности рейса и населенности вагонов.
Прием/передача с поштучным пересчетом СМИ в вагоне поезда от представителя исполнителя представителю заказчика перед рейсом, а также от представителя заказчика представителю исполнителя (использованное и неиспользованное) по прибытию из рейса. Заказчик вправе уполномочить третье лицо на исполнения своих обязательств по договору без предварительного согласования с исполнителем.
Все этапы по укомплектованию СМИ пассажирских вагонов поездов, указанные в этом разделе технического задания, производятся во время, определенное графиком подготовки составов в рейс".
Согласно пункту 6.5 договора стороны осуществляют прием и передачу предметов СМИ с поштучным пересчетом по накладным утвержденной заказчиком формы в порядке, предусмотренном регламентом взаимодействия.
Пунктом 4.3 регламента взаимодействия в качестве основных функции и обязанности, выполняемые представителями заказчика при проведении работ по укомплектованию пассажирских вагонов СМИ, в том числе, являются:
"- приемка, пересчет и визуальный осмотр доставленных к вагону комплектов постельного белья и другого СМИ;
- своевременная сдача в обработку СМИ, требующего внеплановой обработки или замены;".
Приемка СМИ производится на основании накладной путем его визуального осмотра (пункт 7.2 регламента)
В случае обнаружения визуально недостатков СМИ, установленных реестром (приложение N 3), представителем заказчика в третьем экземпляре накладной, которая подлежит передаче представителю исполнителя, делается отметка о недостатках. СМИ с недостатками подлежит замене исполнителем до окончания работы ПДК.
Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны регламентом взаимодействия.
Пунктами 6.3, 6.5, 6.7 регламента взаимодействия по порядку выдачи-приёмки СМИ заказчику от исполнителя установлено, следующее:
- СМИ доставляется к каждому вагону состава автотранспортом исполнителя. Представители исполнителя несут материальную ответственность за СМИ до момента передачи его в вагоне представителю заказчика и получения подписи представителя заказчика в накладной формы N ФИУ-20 (пункт 6.3);
- передача СМИ начинается после полной остановки автотранспорта. Передача осуществляется последовательно по одному мешку или единице СМИ. Матрасы, подушки, одеяла разгружаются в первое купе, мягкий инвентарь вагона - в купе отдыха проводника, постельное белье, затаренное в мешки - в тамбур (пункт 6.5);
- после передачи в вагон последнего по счету предмета СМИ представитель исполнителя заходит в тамбур вагона и ждет, пока представитель заказчика вскроет мешки, пересчитает и осмотрит СМИ, в том числе пересчитает и осмотрит комплекты постельного белья и иное СМИ на предмет соответствия их категории оснащенности, наличия недовложения или некачественной обработки без повреждения упаковки, подпишет три экземпляра накладной формы N ФИУ-20. В случае необходимости представитель исполнителя должен внести сведения о выданном или замененном Имуществе в Книгу описи и учета съемного мягкого имущества (Форма-11) (пункт 6.7).
Заказчик обязан произвести осмотр СМИ и вправе не принимать СМИ с недостатками.
Порядок приемки СМИ по окончанию рейса описан разделе 9 регламента взаимодействия:
Согласно пункту 9.1 по окончании рейса или в иной срок, установленный договором или определенный в соответствии с ним, заказчик обязан осуществить сбор и сортировку СМИ в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка пломбами заказчика и передать его по накладной исполнителю. В мешках и использованном имуществе не должно быть посторонних предметов.
Передача использованного постельного белья и иного СМИ от заказчика исполнителю производится на пункте приема-сдачи (пункт 9.16).
В силу пункта 9.17 в случае несоответствия количества СМИ в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного СМИ (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным СМИ, стороны подписывают акт об утере и порче СМИ (приложение N 4).
Указанный акт составляется и подписывается уполномоченными работниками исполнителя с одной стороны, а также подписывается представителем заказчика указанного в накладной (приложение N 2), как сдавшего СМИ, с другой стороны и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного СМИ. В акте обязательно указываются фамилия и табельный номер проводника или номер удостоверения представителя заказчика, в вагоне которого находилось это СМИ.
В случае указания представителем заказчика в комиссионном акте мотивированного отказа о выявленной недостаче/порче СМИ, инициируется совещание с обязательным присутствием заместителя начальника резерва проводников со стороны заказчика и уполномоченного на решение подобного рода вопросов со стороны исполнителя. Исполнитель предоставляет заказчику факты, подтверждающие порчу или утерю СМИ представителем заказчика (фото - видео съемка, иные документы, подтверждающие порчу или утерю СМИ).
При отсутствии мотивированного отказа и отказа от подписания акта исполнитель подписывает акт с отметкой об отказе от подписания в одностороннем порядке, и такой акт будет иметь юридическую силу и являться основанием для выставления требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного СМИ.
Акт составляется в 3-х экземплярах: один экземпляр для исполнителя, два экземпляра для заказчика.
Согласно пункту 9.18 в пункте приема-сдачи СМИ исполнитель производит проверку и пересчет СМИ, в присутствии представителя заказчика, указанного в накладной (приложение N 2), как сдавшего СМИ при возвращении поезда из рейса, либо при его отметке в накладной (приложение N 2) о передачи СМИ другому представителю заказчика, для сдачи в пункте приема-сдачи.
В случае отсутствия представителя заказчика, сдавшего СМИ по накладной-приложению или отметки о передачи СМИ, исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное СМИ) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке, при отсутствии мотивированного отказа от подписания комиссионного акта представителя заказчика.
Согласно пункту 9.19 в пункте приема-сдачи СМИ исполнитель в присутствии представителя заказчика производит вскрытие опломбированных мешков и проверку данных, изложенных в накладных унифицированной формы, в том числе данных, указанных во вложенных листах-вкладышах.
В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель направляет заказчику, а именно оператору по взаимодействию с аутсорсинговыми компаниями, уведомление об отсутствии представителя и необходимости представителю заказчика явиться в пункт приема-сдачи.
Оператор по взаимодействию с аутсорсинговыми компаниями принимает уведомление под входящий номер с подписью о его получении.
В случае неявки представителя заказчика в течение 2-х часов с момента уведомления исполнитель осуществляет вскрытие запломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное СМИ) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке, при отсутствии мотивированного отказа от подписания комиссионного акта представителя заказчика.
В силу пункта 11.1 регламента взаимодействия для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика СМИ исполнитель ежемесячно направляет заказчику претензию.
К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач (приложение N 11).
Возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика СМИ осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого СМИ согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику.
Возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного заказчиком или по вине заказчика СМИ осуществляется путем возмещения стоимости такого СМИ:
-1-й - 5-й категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами - бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-й категории оснащенности - 100% согласно расценочной ведомости;
-1-й, 3-й, 4-й, 5-й категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50% стоимости такого СМИ согласно расценочной ведомости.
Расценочная ведомость ежеквартально предоставляется исполнителем начальнику Вагонного участка Хабаровск с приложением подтверждающих расценки документов. Подтверждающие расценки документы предоставляются заказчику один раз. В случае, если цена за СМИ в последующих кварталах не изменилась, подтверждающие расценки документы на данный вид СМИ не предоставляются. В течение квартала цены на одно наименование изделий СМИ в расценочной ведомости должны быть едины в рамках Дальневосточного филиала АО "ФПК".
В договоре порядок возмещения стоимости за утраченное СМИ прописан в пункте 7.14.
В обоснование требование истец указал на не надлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору выразившееся в порче СМИ (наличие пятен, грязи, разрывов ткани и д.) на которые им оформлены комиссионные акты.
Истец в соответствии с условиями договора направил в адрес ответчика претензии N ВЛД324 от 16.09.2019, NВЛД333 от 24.09.2019, NВЛД341 от 02.10.2019 с приложением комиссионных актов для возмещения затрат за утерянное и поврежденное ответчиком или по его вине СМИ, всего на общую сумму 168 703,37 руб.
Ответчиком претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком претензионного требования явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами Гражданского кодекса об исполнении обязательств.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
На основании пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 статьи 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинно-следственную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 названного Кодекса).
При установлении причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
В соответствии с указанными правовыми нормами и разъяснениями для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие пяти обязательных условий: наличие убытков, противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков, причинно-следственная связь между противоправностью и убытками; вина должника (в необходимых случаях); доказанность существования всех этих условий.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно расчету истца за период с 01.09.2019 по 30.09.2019 в связи с повреждением имущества, сумма убытков составила 168 703, 37 руб.
Возражая на исковые требования, ответчик сослался на пропуск истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года, если законом не установлены специальные сроки исковой давности (часть 1 статьи 197 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 199 ГК РФ установлено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В качестве исключения из общего правила применительно к требованиям, связанным с ненадлежащим качеством работ, законодателем предусмотрена специальная норма - пункты 1 и 3 статьи 725 ГК РФ, в соответствии с которой срок исковой давности составляет один год.
Следовательно, срок исковой давности применительно к требованиям, связанными с выявленными недостатками, следует исчислять от даты составления комиссионного акта представителем исполнителя по договору, действующего в интересах истца.
В силу пункта 9.17 регламента взаимодействия, принятого сторонами во исполнение договора, основанием для выставления требований в адрес АО "ФПК" является именно комиссионный акт, составленный и подписанный сторонами договора.
Как следует из материалов дела, исковые требования основаны на отказе ответчика от уплаты убытков, возникших вследствие установления утраты/порчи СМИ по претензиям N ВЛД324 от 16.09.2019 за период с 01.09.2019 по 10.09.2019, N ВЛД333 от 24.09.2019 за период с 11.09.2019 по 20.09.2019, N ВЛД341 от 02.10.2019 за период с 21.09.2019 по 30.09.2019.
Приложенные к претензиям комиссионные акты, на которых истец основывает свои исковые требования, датированы с 01.09.2019 по 30.09.2019, следовательно, в указанные даты истец узнал о нарушении своего права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что течение срока исковой давности по заявленным требованиям началось в момент составления комиссионных актов по выявленным фактам недостачи/порчи СМИ.
Истец обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском 08.11.2022 посредством системы "Мой Арбитр".
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае момент течения срока исковой давности по требованию, связанному с ненадлежащим качеством работ, обусловлен моментом составления комиссионных актов по выявленным фактам недостачи/порчи СМИ, что свидетельствует о пропуске истцом срока исковой давности по такому требованию.
Доводы жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, исковые требования возникли в связи с возмещением убытков, понесенных истцом в результате неисполнения ответчиком условий договора N ФПК-18-216 от 14.06.2018 в части ответственности за сохранность переданного ему при исполнении договора имущества, что привело к утрате и/или порче имущества, в обоснование чего истцом в материалы дела представлены комиссионные акты.
Согласно пункту 9.17 регламента комиссионный акт составляется представителем исполнителя, подписывается им и представителем заказчика, указанным в накладной. В акте указывается фамилия и табельный номер проводника или номер удостоверения представителя заказчика, в вагоне которого находилось СМИ.
Регламентом в приложении N 5 предусмотрена разработанная и согласованная сторонами договора форма комиссионного акта, включающая в себя, в том числе, ссылку на номер и дату накладной.
Согласно пунктам 9.17, 9.18, 9.19 регламента сдача использованного СМИ в пунктах приема-передачи происходит при сверке с данными, ранее указанными в накладных при экипировке вагонов в рейс.
Поскольку накладные формы N ФИУ-20 формируются повагонно, и передача СМИ происходит также повагонно, указание в комиссионном акте ее номера и даты составления является существенным условием для качественного предъявления претензии, позволяющим достоверно установить количество переданного в рейс СМИ, а также его количество и качество при сдаче в пункте приема по завершению рейса.
Поскольку нормы ГК РФ не содержат требований к содержанию акта выявленных недостач, сторонами договора разработана и согласована форма комиссионного акта, являющая приложением N 5 к регламенту взаимодействия.
Согласно пункту 9.17 регламента комиссионный акт составляется представителем исполнителя, подписывается им и представителем заказчика, указанным в накладной. В акте обязательно указывается фамилия и табельный номер проводника, или номер удостоверения представителя заказчика, в вагоне которого находилось СМИ.
Между тем, представленные истцом комиссионные акты не содержат указания на номер и дату накладной; реквизиты накладной, по которой вагон экипировался в рейс.
В нарушение пунктов 9.6, 9.17 регламента при наличии подписи проводников содержат подпись иного лица, заявленного представителем заказчика, сведения о котором отсутствуют, в связи с чем невозможно установить принадлежность лица, подписавшего акт.
Кроме того, любые описки, дописки и исправления должны быть заверены. Без указания фразы "Исправленному верить", ссылки на фамилию истца, проставившего свою подпись, простое проставление подписи не является надлежащим удостоверением правильности исправления
В силу буквального толкования пункта 5.18 договора основанием для выставления требований в адрес АО "ФПК" является комиссионный акт, составленный и подписанный сторонами договора.
Согласно разделу 2 регламента взаимодействия представителем заказчика может быть и другое уполномоченное лицо, которому частично или полностью переданы данные функции.
При отсутствии в акте ссылки на данные личности, и удостоверение иного представителя заказчика, исполняя функции по проверке качества оказания исполнителем услуг в пунктах формирования поезда, и повагонной сдаче постельных принадлежностей и иного СМИ по прибытии в пункт формирования при возвращении поезда из рейса и в пунктах приема-сдачи представителю исполнителя, проводник является надлежащим представителем заказчика.
В случае, если проводник как представитель заказчика отсутствовал при приеме исполнителем имущества после рейса, к акту должны быть представлены доказательства заказчика о необходимости обеспечения явки его представителя, как то указано в пункте 8.17 регламента взаимодействия.
Между тем, истцом в подтверждение требований не предоставлены уведомления о необходимости явки представителя заказчика.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом совокупности условий для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, в связи с чем обоснованно отказал в иске.
Доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Ссылка на судебную практику отклоняется, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.02.2023 по делу N А73-18534/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18534/2022
Истец: ООО "РИКВЭСТ-СЕРВИС"
Ответчик: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"