г. Санкт-Петербург |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А56-48642/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Геворкян Д.С., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Сизовым А.К.,
при участии в судебном заседании представителей АО "Финансовая холдинг компания "Империя" - Борисова М.Б. (доверенность от 02.03.2023), Гурченко Г.В., Чокорая М.О. (доверенность от 15.07.2022), представителя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Бесовой Т.Ю. (доверенность от 28.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40534/2022) АО "Финансовая холдинг компания "Империя" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-48642/2022, принятое по заявлению АО "Финансовая холдинг компания "Империя" к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия по не включению объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Финансовая холдинг компания "Империя" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по невключению объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Решением арбитражного суда от 26.10.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, полагая, что представленные Комитетом акты обследования не являются допустимыми доказательствами по делу, считает, что суд не учёл, что пунктами 2 и 3 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" в качестве самостоятельного основания для включения объекта в перечень предусмотрено его назначение и не принял во внимание содержащиеся в техническом паспорте сведения о назначении объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просил обжалуемое решение оставить без изменения, полагая доводы заявителя в данной правовой ситуации ошибочными.
В дополнительных письменных пояснениях в порядке статьи 81 АПК РФ заявитель поддержал позицию, изложенную в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, ссылаясь на ошибочность доводов Комитета об отсутствии оснований для включения объектов недвижимого имущества в спорный перечень.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена в составе апелляционного суда.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета против её удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, общество является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилое здание площадью 7 006,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.22, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001258:13 (далее - Объект 1),
- нежилое помещение 1ЛК, 2ЛК, 3ЛК, 3-Н, 4-Н, 11-Н, 12-Н, 14-Н, 15-Н, 17-Н, 20-Н, 31-Н, 32-Н, 33-Н, 34-Н, 35-Н, 36-Н, 37-Н, 38-Н, 39-Н, 40-Н площадью 4 734 кв.м., расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.24, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001258:204 (далее - Объект 2),
- нежилое помещение 6-Н, 16-Н, 17-Н, 18-Н, 19-Н, 20-Н, 21-Н, 22-Н, 23-Н, 24-Н, 25-Н, 26- Н, ЛK-3, ЛК-4, ЛК-5 общей площадью 2 404,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001258:52 (далее - Объект 3).
Приказом Комитета от 24.12.2021 N 141-П "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" определен соответствующий Перечень, размещеный на веб-странице Комитета 28.12.2021.
Как видно из дела, помещения, принадлежащие заявителю, в указанный Перечень на 2022 год не включены.
По мнению заявителя, Объекты 1,2,3 отвечают критериям, необходимым и достаточным для отнесения их к объектам недвижимости, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости, вместе с тем в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определялась как кадастровая стоимость, на 2022 год не включены.
Общество полагая, что имеются основания, позволяющие отнести названные Объекты к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость такого имущества, считая бездействие Комитета, выразившееся во невключении помещений в Перечень, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1), нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Подпунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 1000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ фактически используются как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 указанной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", в Санкт-Петербурге полномочиями по определению вида фактического использования зданий и помещений, а также определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, наделен Комитет.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимости определяется Комитетом на основании сведений, представленных территориальным органом Росреестра по Санкт-Петербургу.
Согласно пункту 3.2 и 4 Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений уполномоченным органом проводятся обследования указанных объектов, в ходе проведения которых осуществляется фотосъемка и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении.
Приказом Комитета от 17.05.2021 N 50-11 "О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга в 2021 году" опубликован список объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования в 2021 году.
22.07.2021 Комитетом проведено обследование здания для определения вида его фактического использования, о чем составлен акт N 07-10/2602, по результатам которого установлено, что здание по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 22, лит. А, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения объектов связи", фактически не используется.
При проведении повторного обследования здания 01.12.2021 Комитетом установлено, что часть здания площадью 699,5 кв. м, что составляет 10 % от его общей площади, используется для размещения офисов и торговых объектов, часть здания площадью около 3 910,10 кв.м, что составляет 55,8 % от его общей площади, не используется.
Указанные выводы отражены в акте обследования от 01.12.2021 N 07- 10/2602/1.
Также 22.07.2021 Комитетом проведено обследование Объекта N 2 для определения вида его фактического использования, о чем составлен акт N 07-10/2604.
По результатам обследования установлено, что Объект находится в здании, расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения административно-управленческих и общественных объектов", фактически не используется.
При проведении 01.12.2021 повторного обследования Объекта 2 Комитетом установлено, что его часть площадью 239,4 кв.м, что составляет 5 % от его общей площади, используется для размещения офисов, оставшаяся часть не используется.
Указанные выводы отражены в акте обследования от 01.12.2021 N 07- 10/2604/1.
22.07.2021 Комитетом было проведено обследование Объекта 3 для определения вида его фактического использования, о чем составлен акт N 07-10/2841.
По результатам обследования установлено, что Объект 3 находится в здании расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения административно-управленческих и общественных объектов", фактически не используется.
Аналогичные выводы сделаны Комитетом при проведении повторного обследования Объекта 3, о чем составлен акт обследования от 01.12.2021 N 07- 10/2841/1.
Таким образом, в соответствии с результатами обследования, проведенного Комитетом, установлено, что вид фактического использования обследованных Объектов заявителя не соответствует требованиям, установленным статьей 378.2 ПК РФ и статьей 1-1 Закона N 684-96 для включения в Перечень.
Обоснованных возражений в отношении сведений, изложенных в указанных актах обследования, Общество не представило.
Приведенные в заявлении и в апелляционной жалобе доводы заявителя не подтверждают иного фактического использования заявителем Объектов на момент проведения Комитетом обследований.
Технические паспорта спорных объектов, на которые ссылается Общество, не подтверждают фактическое использование Объектов под цели, установленные статьей 378.2 НК РФ, также как и наличие договоров аренды помещений, а потому правильности выводов суда не опровергают, поскольку в силу положений статьи 378.2 ГК РФ допустимым доказательством фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения является полученный в установленном порядке документ, каковым в данном случае является акт уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Объекты были правомерно не включены Комитетом в Перечень, утвержденный приказом Комитета от 24.12.2021 N 141-П.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную заявителем в первой инстанции, не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были учтены судом при рассмотрении дела, и опровергали бы выводы суда по существу принятого решения.
Ссылка в жалобе на то, что спорные Объекты включены в соответствующие Перечни в другие налоговые периоды, не свидетельствует о незаконности поведения Комитета по невключению Объектов в Перечень в рассматриваемый налоговый период, поскольку согласно пункту 4 Порядка определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с названным Порядком. Поскольку результаты обследования фактического использования в различные периоды могут не совпадать, то включению Объектов в Перечень в иные периоды не подтверждает неправильности действий Комитета в спорный период.
При проверке обоснованности заявленного требования судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-48642/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48642/2022
Истец: АО "Финансовая холдинг компания "Империя"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23743/2024
05.05.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48642/2022
11.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10033/2023
16.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40534/2022
26.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48642/2022