г. Ессентуки |
|
5 марта 2024 г. |
Дело N А22-390/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Калмыкия, при участии представителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия - Сангаджиева Ольга Михайловна (доверенность N 05-09-14-22-1410 от 03.04.2023), в отсутствие представителя Управления образования Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.12.2023 по делу N А22-390/2023 (судья Шевченко В.И.) по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (ОГРН 1130800000847, ИНН 0816991099) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ОГРН 1020800765094, ИНН 0814055778) об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 09.11.2022 N 05-09- 04/17- 6678,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением (с дополнениями) о признании недействительными пункта 1 резолютивной части и пункта 4 мотивировочной части представления Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - Казначейство) от 09.11.2022 N 05-09- 04/17- 6678.
Решением суда от 14.12.2023 отказано в удовлетворении заявленных требований Фонда. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемых пунктов представления Казначейства недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, считает решение суда незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель Казначейства возразил по существу доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Фонда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Казначейства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Казначейством в отношении Фонда в период с 04.05.2022 по 25.05.2022 и с 29.08.2022 по 19.09.2022 проведена плановая выездная проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2021 году. Проверка проведена в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, пунктом 19 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на 2022 год, пунктом 5 Плана контрольных мероприятий Казначейства на 2022 год, утвержденного 27.12.2021 и на основании приказа Казначейства от 27.04.2022 N 170.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.10.2022 и внесено представление от 09.11.2022 N 05-09-04/17-6678. Согласно пункту 4 мотивировочной части представления Фондом в нарушение части 2 статьи 180, части 4 статьи 179 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не обеспечен принцип возвратности задолженности собственников МКД. По состоянию на 31.12.2021 размер средств, заимствованных со счета регионального оператора для финансирования капитального ремонта общего имущества 38 МКД перед собственниками других МКД на момент окончания реализации региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2044 годы" составил 36216806,42р (невозвратная задолженность). В связи с этим в пункте 1 резолютивной части представления указано о необходимости принятия мер по устранению причин и условий по данному нарушению. Фонду необходимо провести разъяснительную работу среди своих сотрудников в целях недопущения этого в дальнейшем в срок до 30.04.2023.
Считая, что представление от 09.11.2022 N 05-09-04/17-6678 в части пункта 1 резолютивной части и пункта 4 мотивировочной части вынесено необоснованно, с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Частью 4 статьи 179 ЖК РФ установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в МКД, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 ЖК РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Согласно пункту 3.8. Устава Фонда, утвержденного распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 02.10.2013 N 323-р с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Республики Калмыкия от 06.12.2013 N 402-р, от 30.05.2014 N 168-р, средства, полученные Фондом от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда. При этом Фонд обеспечивает обязательный учет средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов.
В рассматриваемом деле, площадь многоквартирных домов, исходя из которой Фондом в 2021 году производились начисления взносов на капитальный ремонт, составила 23315,88 кв. м (38 МКД). Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на территории Республики Калмыкия на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в редакции по состоянию на 31.12.2021 (на 2021 год), утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19.12.2019 N 385 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Калмыкия на 2020-2022 годы" составляет 7,88р. Оставшийся период действия региональной программы капитального ремонта по состоянию на 31.12.2021 составляет 23 года (276 месяцев) (2022-2044 гг.).
Совокупный размер начисленных взносов на капитальный ремонт региональным оператором по многоквартирным домам за предыдущие периоды по состоянию на 31.12.2021 составляет 12868685,59р (без учета увеличения субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт в период реализации программы). Совокупный размер средств, направленных Фондом на капитальный ремонт многоквартирного дома за предыдущие периоды по состоянию на 31.12.2021 составляет 99794733,10р.
Принимая во внимание, что одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора, именно на региональном операторе лежит обязанность по обеспечению принципа возвратности образовавшейся задолженности.
При таких обстоятельствах признается верной позиция Казначейства о том, что Фондом (региональный оператор) не обеспечен принцип возвратности задолженности собственников МКД.
Следует отменить, что Казначейство не оспаривает право регионального оператора на возможность использования средств в порядке их заимствования с других МКД, а требует принять меры на сокращение существующей задолженности и недопущение в дальнейшем ее увеличения.
Казначейство при вынесении оспариваемого представления действовало в рамках предоставленных полномочий. Представление содержит законные требования, исполнимо и содержит конкретные указания, сроки исполнения, понятные для исполнения формулировки относительно действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на устранение выявленных нарушений.
При этом, во исполнение пункта 1 резолютивной части представления Фондом проведена разъяснительная работа по вопросам установленных нарушений и выработке мероприятий по предупреждению подобных ситуаций в будущем, включая увеличение темпов претензионно-исковой работы, направленной на снижение (сокращение) размера задолженностей собственников помещений в многоквартирных домах по оплате взносов на капитальный ремонт, что подтверждается письмом Фонда от 10.05.2023 N 916) (т.3, л.д. 5-7).
Довод Фонда о некорректности расчета Казначейства размера "невозвратной задолженности" отклоняется, поскольку данный расчет осуществлен на основе данных Фонда посредством программы Microsoft Excel, при округлении допускается незначительное расхождение с суммой, рассчитанной на калькуляторе.
Фонд, настаивая на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов, не обосновал, какое именно право нарушено оспариваемыми пунктами представления.
Поскольку оспариваемые пункты представления Казначейства соответствуют нормам действующего законодательства, то суд первой инстанции правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Ссылки на судебную практику отклоняются, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.12.2023 по делу N А22-390/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-390/2023
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАП. РЕМОНТА МНОГОКВ. ДОМОВ В РК
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ