г. Владивосток |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А24-5318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, закрытого акционерного общества Научно-производственная компания "Геотехнология",
апелляционные производства N 05АП-2094/2023, 05АП-2095/2023
на решение от 02.03.2023
судьи М.В.Карпачёва
по делу N А24-5318/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению закрытого акционерного общества Научно-производственная компания "Геотехнология" (ИНН 4101005080, ОГРН 1024101017896)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН 4101035896, ОГРН 1044100662946)
о признании недействительным решения от 31.01.2022 N 814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
третье лицо: Федеральная налоговая служба (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513),
при участии:
от УФНС по Камчатскому краю: Шиманская А.Л. (участие онлайн), по доверенности от 22.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 1082);
от АО Научно-производственная компания "Геотехнология": Борискин В.В., по доверенности от 09.02.2023, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката N 50/4132.;
от Федеральной налоговой службы: не явились;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Научно-производственная компания "Геотехнология" (далее - заявитель, общество, ЗАО НПК "Геотехнология") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, налоговый орган, УФНС по Камчатскому краю) о признании недействительным решения от 31.01.2022 N 814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 02.03.2023 суд первой инстанции признал незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 31.01.2022 N 814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени в сумме 2 015 736 рублей 48 копеек, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации в остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции общество и Налоговый орган подали апелляционные жалобы.
Согласно апелляционной жалобе общества, оно считает, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований является неправомерным, поскольку: выводы суда не основаны на собственной оценке доводов и доказательств, в связи с чем судебный акт принят с нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта (п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270 АПК РФ); решение суда вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации о гарантиях прав субъектов инвестиционной деятельности, защите инвестиций, недопустимости применения нормы налогового законодательства, ухудшающей положение налогоплательщика, к длящимся инвестиционным правоотношениям, возникшим до введения нового налогового регулирования (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ); выводы суда также нарушают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о конституционных гарантиях и принципах стабильных условий хозяйствования и правого регулирования, экономической обоснованности, соразмерности и справедливости, поддержания доверия к закону и действиям государства, баланса между публичными интересами и правами частных лиц, защиты права собственности и права на осуществление экономической деятельности (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ).
Согласно апелляционной жалобе решением суда первой инстанции воспроизведено содержание Решения Управления. При этом доводы и доказательства, приведенные обществом, не получили судебной оценки, результаты оценки не нашли отражения в решении суда.
Во исполнение Соглашения от 13.05.2016 г. между Российской Федерацией (в лице ФАС России, как уполномоченного государственного органа по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации) и Компанией "Молумин АГ" (Мо1шпт АО) (Швейцарская конфедерация) на территории Камчатского края реализуется инвестиционный проект, включающий в себя приобретение инвестором акций ЗАО НПК "Геотехнология", погашение его задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами Российской Федерации и третьими лицами, модернизацию оборудования ЗАО НПК "Геотехнология", строительство очистных сооружений и иной инфраструктуры для защиты окружающей среды, создание программы промышленной безопасности и охраны труда, обеспечение лицензионных требований и разработку лицензионных участков федерального значения на территории Камчатского края, развитие рудника и строительство обогатительной фабрики (имеется в материалах дела). Статус указанного инвестиционного проекта и его участника - ЗАО НПК "Геотехнология" подтверждается, в частности, и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2017 N 1582 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка". В силу ст. 2 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" Общество является субъектом инвестиционной деятельности, на которого распространяются установленные российским законодательством государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций.
При заключении с Российской Федерацией инвестиционного Соглашения от 13.05.2016 г., формировании бизнес-планов и иных документов с экономическими параметрами инвестиционного проекта в качестве одного из ключевых элементов проекта учитывалась совокупная налоговая нагрузка, которая определялась исходя из законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, существовавшего на момент заключения инвестиционного соглашения. В частности, учитывалось, что операции по добыче многокомпонентных комплексных руд облагаются НДПИ по налоговой ставке 8% в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 342 НК РФ.
Законом N 342-ФЗ к данной ставке введен рентный коэффициент (Крента) в размере 3,5. Последующий Закон N 309-ФЗ также сохранил Крента в размере 3,5 в отношении видов хозяйственной деятельности, которые осуществляются Обществом. С учетом введенного Крента в размере 3,5 применительно к операциям общества налоговая ставка по НДПИ фактически повышена до 28%. Это привело к увеличению размера НД11И только по итогам января 2021 на сумму более 10 млн. рублей. Такое изменение налогового законодательства существеннейшим образом повлияло на экономические параметры инвестиционного проекта, финансовое положение инвестора и Общества, как участника инвестиционного проекта. Такое изменение ставит по сомнение целесообразность продолжения реализации инвестиционного проекта и может повлечь за собой потерю инвестором собственности в виде вложенных средств, составляющих на 31 декабря 2021 года в рублевом эквиваленте более 6 280 млн. рублей. С учетом характера инвестиционного проекта, это нарушает и публичные интересы, связанные со стимулированием экономической деятельности и деловой активности, созданием новых рабочих мест, расширением налоговой базы и, таким образом, с улучшением социально-экономического положения на территории Камчатского края. С учетом приведенных в жалобе норм материального права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (в том числе по делу со сходным предметом спора), положения Федерального закона от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 02.07.2021 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части рентного коэффициента (Крента) в размере 3,5, как считает общество, не могут быть применены к его операциям.
Согласно апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального права, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ).
Налоговый орган не согласен с решением суда первой инстанции в той части, в которой были удовлетворены требования общества, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании стороны поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возразив против апелляционных жалоб друг друга.
Как следует из материалов дела, ЗАО НПК "Геотехнология" осуществляет добычу многокомпонентных комплексных руд по лицензии от 18.08.1997 года ПТР 00177 ТЭ, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с попутной и последующей добычей никеля, меди и попутных металлов на Шанучском месторождении.
ЗАО НПК "Геотехнология" в УФНС по Камчатскому краю 01.03.2021 года по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлена первичная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2021 года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 4 238 604 рубля.
В период проведения камеральной налоговой проверки первичной декларации по НДПИ за январь 2021 год обществом 30.04.2021 представлена уточненная N 1 налоговая декларация по НДПИ за январь 2021 года и 23.07.2021 года представлена уточненная N 2 налоговая декларация по НДПИ за январь 2021 года. В связи с этим камеральная налоговая проверка первичной декларации прекращена, и все проводимые мероприятия налогового контроля перенесены на уточненную N 1 налоговую декларацию по НДПИ за январь 2021 года, проверка уточненной N 1 декларации прекращена, и проводимые мероприятия налогового контроля перенесены на уточненную N 2 налоговую декларацию по НДПИ за январь 2021 года. Сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет по уточненной N 2 налоговой декларации по НДПИ за январь 2021 года, не изменена и по данным общества составила 4 238 604 рубля.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки управлением составлен акт налоговой проверки от 15.11.2021 года N 16667, в котором зафиксировано нарушение положений пункта 6 статьи 342 НК РФ, а именно обществом произведен расчет НДПИ без применения коэффициента ренты (Крента в размере 3,5), что привело к занижению суммы налога на добычу полезных ископаемых за январь 2021 года в размере 10 596 507 рублей.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, акта налоговой проверки, письменных пояснений общества управлением принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2022 года N 814 в виде штрафа в размере 529825 рублей 35 копеек (с учётом установленных смягчающих обстоятельств), установлена недоимка по НДПИ в размере 14 835 111 рублей и начислены пени в размере 2 035 377 рублей 24 копеек.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу с апелляционной жалобой.
Решением от 04.04.2022 N 07-10/1125 МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу апелляционная жалоба ЗАО НПК "Геотехнология" оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось с жалобой в ФНС России по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 01.08.2022 КЧ-4-9/9956@ об удовлетворении жалобы в части уменьшения штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса по НДПИ на сумму 264 912 рублей 68 копеек, в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с названным решением УФНС по Камчатскому краю, ООО ЗАО НПК "Геотехнология" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования удовлетворил частично.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционных жалобы, пояснений и отзывов на них, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен главой 26 НК РФ.
В соответствии со статьей 334 НК РФ Общество, признаваемое пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Объектом налогообложения НДПИ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество в проверяемом налоговом периоде осуществляло добычу многокомпонентной комплексной руды на основании лицензии от 18.08.1997 N ПТР 00177 ТЭ на геологическое изучение с попутной и последующей добычей никеля, меди и попутных металлов на Шанучском месторождении.
Статьей 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется, в том числе как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта.
Налоговые ставки по НДПИ установлены статьей 342 Налогового кодекса Российское Федерации.
Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступае в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с указанными изменениями, внесенными в статью 342 НК РФ Федеральным законом от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 - 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 статьи 34, НК РФ, устанавливается коэффициент Крента в размере 3,5.
Учитывая дату опубликования Федерального закона N 342-ФЗ (15.10.2020), а также дату начала очередного налогового периода по НДПИ с 01.01.2021 при расчете НДПИ размер коэффициента К рента в отношении многокомпонентных комплексных руд составит 3.5. В отношении иных добытых полезных ископаемых, указанных в пункте 2 указанной статьи коэффициент К рента принимается равным 1.
Коэффициент К рента принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента, при условии, что деятельность по добыче соответствующих полезных ископаемых на таком участке недр является частью нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Коэффициент К рента, предусмотренный указанным абзацем, применяется в течение пяти календарных лет непосредственно следующих за годом начала промышленной добычи соответствующих полезных ископаемых на участке недр.
В целях указанного пункта степень выработанности запасов полезного ископаемого на участке недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых на соответствующую дату как частное от деления суммы накопленной добычи полезного ископаемого (включая потери при добыче) на участке недр на начальные извлекаемые запасы полезного ископаемого на участке недр. Рассчитанное в порядке, установленном настоящим абзацем, значение степени выработанности запасов полезного ископаемого округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления; под годом начала промышленной добычи полезного ископаемого на участке недр понимается год, по состоянию на первое число которого степень выработанности запасов полезного ископаемого на таком участке недр впервые превысила 1 процент.
В соответствии с представленной по запросу налогового органа от 30.04.2021 N 13-3 8/123 99@ информацией Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 05.05.2021 N 26.02/2435 степень выработанности запасов полезного ископаемого на участке недр по состоянию на 01.01.2021, суммы накопленной добычи полезного ископаемого (включая потери при добыче) составляет более 1 процента.
В соответствии с представленной по запросу налогового органа от 30.04.2021 N 13-38/12402@ информацией Камчатского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному округу" от 13.05.2021 N 01-07-403 степень выработанности запасов полезного ископаемого на участке недр по состоянию на 01.01.2021 составляет более 1 процента.
Указанные выше обстоятельства обществом не оспорены при рассмотрении дела, доказательств в опровержение указанных обстоятельств суду не представлены. Не оспаривается факт добычи полезных ископаемых и их добытый объем.
В соответствии с представленной по запросу налогового органа от 30.04.2021 N 13-38/12400@ информацией Министерства инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края от 19.05.2021 N 41.02-1286 сведения о реализации обществом инвестиционных проектов на территории Камчатского края отсутствуют.
Кроме того, в перечень приоритетных инвестиционных проектов по Дальневосточному Федеральному округу, утвержденному председателем Правительства Российской Федерации от 30.05.2013, общество не входит. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
В реестре СПИК (https://minpromtorg.gov.ru) сведения о заключенном специальном инвестиционном контракте отсутствуют.
Учитывая несоблюдение условий применения К рента 1 относительно выработанности запасов полезного ископаемого, а также отсутствие нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, частью которого является деятельность по добыче соответствующих полезных ископаемых на таком участке недр, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что условия, предусмотренные пунктом 6 статьи 342 НК РФ для применения обществом коэффициента К рента в размере 1 не выполнялись на 01 января 2021 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения пункта 6 статьи 342 НК РФ о необходимости применение рентного коэффициента Крента в размере 3,5 должны действовать в отношении ЗАО НПК "Геотехнология" только по истечении одного года с момента опубликования Федерального закона N 342-ФЗ, в связи с наличием соглашения об обеспечении выполнения обязательств компанией "Molumin AG" от 13.05.2016 (далее - Соглашение от 13.05.2016), заключенного между компанией "Molumin AG" и Федеральной антимонопольной службой, и положений Закона РСФСР от 26.06.1991 N1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Федеральный закон N1488-1), был заявлен также в суде первой инстанции и правомерно им отклонен.
Предметом Соглашения от 13.05.2016 являются обязательства компании "Molumin AG" по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, приобретение 75 % голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал ЗАО НПК "Геотехнология", погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами Российской Федерации и третьими лицами, модернизацию оборудования Общества, строительство очистных сооружений и иной инфраструктуры для защиты окружающей среды, создание программы промышленной безопасности и охраны труда, обеспечение лицензионных требований и разработку лицензионных участков на территории Камчатского края, развитие рудника и строительство обогатительной фабрики.
Федеральный закон N 1488-1 действует в части норм, не противоречащих Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (статья 21 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ).
Права субъектов инвестиционной деятельности предусмотрены статьей 5 Федерального закона N 1488-1, в которой отсутствуют гарантии неизменности условий налогообложения.
Статья 15 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, а также статья 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" содержат аналогичные положения о том, что гарантии в случае вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, изменяющих размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации), которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации относятся только к приоритетным инвестиционным проектам, тогда как общество отсутствует в Перечне приоритетных инвестиционных проектов по Дальневосточному федеральному округу, утвержденному Правительством Российской Федерации 30.05.2013.
Факт участия заявителя в инвестиционном проекте сам по себе не влечет для общества преференции в налогообложении. Инвестиционный проект общества не является приоритетным инвестиционным проектом, новым инвестиционным проектом, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, особо значимым инвестиционным проектом.
Учитывая изложенное выше обществом в нарушение пункта 6 статьи 342 НК РФ занижена ставка налога на добычу полезных ископаемых (исчислена без учета коэффициента Крента в размере 3,5), в результате чего занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых за январь 2021 года, подлежащая к уплате в бюджет, в размере 10 596 507 рублей, а решение УФНС по Камчатскому краю в указанной части с учетом внесенных в него изменений решением ФНС России, соответствует действующему законодательству.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Управления о правомерности начисления суммы пеней в размере 2 035 377 рублей 24 копейки,, коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для организаций: отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно), - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; в отношении суммы недоимки, не указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
На дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период (25.02.2021) в карточке расчетов с бюджетом по налоговому обязательству "налог на добычу полезных ископаемых" (КБК 18210701030011000110/КБК 18210701080010000110) у общества фактическая переплата в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога отсутствует.
Имеющаяся по состоянию на 25.02.2021 переплата по КБК 18210701030011000110 в сумме 977 854 рубля, поступившая по платежному поручению от 25.02.2021 N 422 с назначением платежа декабрь 2020 года, на момент составления настоящего акта зачтена в полном объеме в счет начислений НДПИ за декабрь 2020 года, представленной 01.03.2021.
Обществом НДПИ за январь 2021 года по КБК 18210701030011000110 оплачен платежным поручением от 26.02.2021 N 818, т.е. за пределами установленного законодательством срока уплаты налога - 25.02.2021 года.
На основании изложенного налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что у общества на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период январь 2021 года, а именно, по состоянию на 25.02.2021, возникла задолженность перед бюджетом по НДПИ в размере 10 596 507 рублей.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность при уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа
Пункт 4 статьи 45 НК РФ не содержат такого основания, как неправильное указание КБК в платежном поручении налогоплательщика.
Письмом ФНС России от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@ разъяснено, что положениями Налогового кодекса РФ, не предусмотрено, что неправильное указание КБК и (или) статуса плательщика в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Аналогичное разъяснение дано и Минфином России в письмах от 19.01.2017 N 03-02- 07/1/2145, от 29.03.2012 г. N 03-02-08/31.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2020 N 88-КАД20-1-К8 установлено, что неверный КБК в платежном поручении не является основанием считать, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога или исполнил ее ненадлежащим образом.
Из анализа указанных норм следует, что подача налогоплательщиком заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значение, был ли в результате ошибки налог зачислен в тот же бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. Бюджетная система Российской Федерации, как указано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
По верному суждению суда первой инстанции, в том случае, когда в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога признается исполненной, и налогоплательщик имеет право на подачу заявления об уточнении платежа. Между тем, диспозитивный характер данной нормы не позволяет считать, что признание публичной обязанности исполненной зависит от того, воспользовался ли плательщик таким правом. Из положений Налогового кодекса РФ следует, обязанность по уплате налога считается исполненной, если в соответствующем платежном поручении правильно указаны номер соответствующего счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя. При этом законом не предусмотрено, что неправильное указание КБК в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.
Обществом произведена оплата НДПИ за январь 2021 платежным поручением от 26.02.2021 N 818 с указанием неверного по КБК. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
На основании заявлений общества налоговым органом 15.11.2021 исполнены решения о возврат денежных средств в общей сумме 514 092 рубля 49 копеек, уплаченных по платежному поручению от 26.02.2021 N 818
Пересчитав пени исходя из суммы 14.835.111 рублей, периода просрочки 1 день (с 25.02.2021 по 26.02.2021), одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, а также исходя из суммы 514 092 рубля 49 копеек, количества просроченных дней (78 дней), одной трехсотой и одной стопятидесятой действующих в это время ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размер пеней составляет 19 640 рублей 76 копеек, а решение УФНС по Камчатскому краю от 31.01.2022 N 814 в части начисления пеней в сумме 2 015 736 рублей 48 копеек (2 035 377 рублей 24 копейки - 19 640 рублей 76 копеек) не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Коллегия считает, что заявителями жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы апелляционных жалоб признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.03.2023 по делу N А24-5318/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5318/2022
Истец: ЗАО Научно-производственная комания "Геотехнология"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
Третье лицо: Федеральная налоговая служба России, Молюмин АГ, ООО "АМР"