г. Челябинск |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А07-29036/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахмадиева Реверанса Ревенеровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 по делу N А07-29036/2022
Муниципальное унитарное предприятие "Дюртюливодоканал" (далее-истец, МУП "Дюртюливодоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ахмадиеву Реверансу Ревенеровичу (далее-ответчик, ИП Ахмадиев Р.Р., податель жалобы) о взыскании долга по договору питьевого водоснабжения и водоотведения N 299 от 01.01.2022 года за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2022 г. по 31.07.2022 г. в размере 12 495 руб. 34 коп., долг за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в размере 49 981 руб. 36 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 499 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отбор сточных вод с контрольного канализационного колодца не осуществлялся.
По мнению ответчика, договор питьевого водоснабжения и водоотведения от 01.01.2022 года N 299 не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
До начала судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мнения представителя истца, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным унитарным предприятием "Дюртюливодоканал" и Индивидуальным предпринимателем Ахмадиевым Реверансом Ревенеровичем заключен договор питьевого водоснабжения и водоотведения N 299 от 01.01.2022 г. на объект автомойка, расположенный по адресу: Дюртюлинскии район, с. Иванаево, ул. Промзона, 11В. (далее - договор).
В соответствии с условиями заключенного договора "Организация ВКХ" обязуется подавать "Абоненту" через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую воду и осуществлять водоотведение, а "Абонент" обязуется своевременно платить за оказанные услуги (п. 1 договора).
На основании пункта 1 договора "Абонент" обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям "Абонента" и "Организации ВКХ" определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию сетей холодного водоснабжения и водоотведения (приложение N 1 к договору).
"Организация ВКХ" обязана осуществлять контроль за соблюдением "Абонентом" режима водоотведения, нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пп. "п" п. 4.1 договора).
"Организация ВКХ" вправе взимать с "Абонента" плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. "д" п. 4.2 договора).
"Абонент" обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (пп. "е" п. 4.3 договора), а также соблюдать установленные нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (пп. "у" п. 4.3 договора).
Пунктом 9.2. договора сторонами согласованы сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
Пункт 3.7 договора определяет, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы "Абонента" в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Оплата производится "Абонентом" на основании счетов, выставляемых "Организацией ВКХ", в течение 7 рабочих дней с даты выставления счёта.
Истцом рассчитана и предъявлена ответчику плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте, за период январь-май 2022 г. в размере 8 295,32 руб., за июнь 2022 в размере 2 073,83 руб., за июль 2022 в размере 2 126,19 руб. (расчеты, счет-фактуры N N 1291 от 01.06.2022, 1661 от 30.06.2022, 2021 от 31.07.2022, акты NN 1319 от 01.06.2022, 1685 от 30.06.2022, 2049 от 31.07.2022 прилагаются).
Однако обязательства по оплате по выставленным счетам-фактурам Ответчиком не исполнены, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме 12 495,34 руб.
Истцом была направлена ответчику претензия N 1005 от 18.08.2022 г., которую ответчик оставил без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации, подтверждается материалами дела.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Истец заявляет свои требования на основании сложившихся между сторонами правоотношениях в рамках договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, а также Правилами N 644.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 644.
Согласно указанному постановлению пункт 123(4) Правил N 644 изложен в следующей редакции: для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб. / куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
В силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 644 объем сбрасываемых сточных вод с объектов Ответчика за период с 01 июля предшествующего календарного года составляет менее 30 куб. м в сутки. При этом абонентом схема по размещению мест для отбора проб в соответствии с положениями подпункта "е" пункта 17 Правил N 644 не представлялась; отбор проб сточных вод не производился; декларация не утверждалась.
Истцом рассчитана и предъявлена ответчику плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте, за период январь-май 2022 г. в размере 8 295,32 руб., за июнь 2022 в размере 2 073,83 руб., за июль 2022 в размере 2 126,19 руб. (расчеты, счет-фактуры N N 1291 от 01.06.2022, 1661 от 30.06.2022, 2021 от 31.07.2022, акты NN 1319 от 01.06.2022, 1685 от 30.06.2022, 2049 от 31.07.2022 прилагаются).
Замечаний со стороны ответчика, относительно правильности проведения истцом процедуры отбора и анализа проб не поступало.
Учитывая вышеизложенное, требование истца о взыскании суммы долга по договору питьевого водоснабжения и водоотведения N 299 от 01.01.2022 года за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.01.2022 г. по 31.07.2022 г. в размере 12 495 руб. 34 коп., долга за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в размере 49 981 руб. 36 коп., подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, установив, что ответчик не представил доказательств оплаты за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил соответствующие требования истца.
Ссылки на отсутствие факта отбора проб не принимаются судом апелляционной инстанции.
Начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 осуществляется без отборов проб сточных вод, то есть без подтверждения факта наличия загрязняющих веществ лабораторными анализами. В силу прямого указания абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 основанием начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, является наличие условий, указанных в данном пункте, к которым проведение отбора проб и наличие результатов анализов не относится.
Как сказано выше, согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данным в письме от 9.11.2020 N 44934-ИА/04 "О расчете платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения", начисление платы осуществляется без отборов проб, без установления факта несоответствия сточных вод установленным требованиям. Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод в случаях указанных в пункте 123 (4) Правил N 644. При этом, фактически негативное воздействие оказывается всеми абонентами. Пункт 123 (4) Правил N 644 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента (в отличие от пункта 203 Правил N 644, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Таким образом, начисление истцом платы в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 за спорный период является правомерным, поскольку имеются условия, для ее начисления, обстоятельства, исключающие вмененный порядок начисления ответчиком не приведены.
Арифметическая составляющая расчетов платы ответчиком не оспорена.
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы о том, что Договор питьевого водоснабжения и водоотведения от 01.01.2022 года N 299 не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", подлежат отклонению.
Согласно нормам статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Правоотношения по водоснабжению и водоотведению регулируются нормами Федерального закона N 416-ФЗ, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644), и Постановлением N 645.
Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 416-ФЗ). Сомневаться о правильности и соответствии договора действующему законодательству не имеется оснований, поскольку проект договора полностью соответствует закону с последующими изменениями.
Ответчиком не представлено доказательств несоответствия договора постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения"
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 по делу N А07-29036/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахмадиева Реверанса Ревенеровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29036/2022
Истец: МУП "ДЮРТЮЛИВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Ахмадиев Р Р
Третье лицо: ИП Ахмадиев Реверанс Ревенерович