город Воронеж |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А14-19210/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от садоводческого товарищества собственников недвижимости "Лесная Поляна": Андронова В.В. - председателя, протокол общего собрания N 1 от 06.12.2020, паспорт гражданина РФ, Чистякова М.А. - представителя по доверенности от 25.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от акционерного общества "Экотехнологии": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого товарищества собственников недвижимости "Лесная Поляна" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2023 по делу N А14-19210/2022, по иску садоводческого товарищества собственников недвижимости "Лесная Поляна" (ОГРН 1033600063232, ИНН 3625003120), г.Воронеж, к акционерному обществу "Экотехнологии"" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790), г. Воронеж, о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое товарищество собственников недвижимости "Лесная Поляна" (далее - СТСН "Лесная Поляна", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Экотехнологии" (далее - ответчик, АО "Экотехнологии") о признании договора N 20-ЭТ-133-РМ от 01.08.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным.
Решением от 28.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней СТСН "Лесная поляна" считает спорный договор N 20-ЭТ-133-РМ от 01.08.2020 незаключенным. Полагает, что менеджер АО "Экотехнологии" Шлыкова Арина Владимировна, на момент подписания одностороннего договора N 20-ЭТ-133-РМ от 01.08.2020 и приложения N1 к нему не имела полномочий на подписание. Также считает, что в ходе рассмотрения спора не были доказаны факты совершения ответчиком действий по фактическому оказанию услуг, являющихся предметом спорного договора. Полагает, что представленные ответчиком акты об оказании услуг по вывозу с территории СТСН "Лесная Поляна" ТКО в объёме 1436,45 куб.м. сфабрикованы и являются недопустимыми доказательствами по делу.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО "Экотехнологии" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель АО "Экотехнологии" не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Экотехнологии" направило в адрес ответчика для подписания договор N 20-ЭТ-133-РМ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.08.2020, в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно Приложения N 1 (пункт 2 договора).
Способ складирования твердых коммунальных отходов определен в Приложении N 1 к настоящему договору (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.08.2020 (пункт 4 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора согласно Приказа N 37/1 от 18.09.2020 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, составляющей 567,51 руб. (без НДС в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Федерального закона N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") за 1 куб. м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа (пункт 6 договора).
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие с 1 августа 2020 года и действует до 31 декабря 2020 года. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях, но не более чем срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункты 31, 32 договора).
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2021 по делу N А14-19830/2020.
Со стороны ответчика договор не подписан.
Истец просит признать договор N 20-ЭТ-133-РМ от 01.08.2020 незаключенным.
Как указывает истец в исковом заявлении, Арбитражным судом Воронежской области вынесены решения о взыскании с СТСН в пользу АО "Экотехнологии" денежных средств: задолженность за услуги по обращению с ТКО за период августа 2020 г. (дело N А14-19830/2020), задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с 01.09.20 по 31.12.2020 (дело N А14-15142/2021).
По утверждению истца, направленные в его адрес ответчиком в сентябре 2020 г. для оплаты услуг документы: акт об оказании услуг, счет, акт сверки; претензия от 24.09.2020 г. являются подложными, содержащими искаженную информацию, поскольку СТСН договора с АО "Экотехнологии" не заключало, а последнее не оказывало спорных услуг. Истец утверждает, что в период с августа по декабрь 2020 г. образующиеся на земельных участках членов товарищества древесные и растительные отходы, а также отходы, образованные при ремонте жилых помещений, не являются ТКО и не входят в зону ответственности регоператора. Указанные отходы доставлялись на площадку сбора отходов и вывозились подрядчиком, с которым истцом заключался договор.
Кроме того, истец указывает, что члены товарищества, собственники земельных участков, полномочиями на заключение договора N 20-ЭТ-133-РМ от 01.08.2020 с АО "Экотехнологии" правление СНТН "Лесная поляна" не наделены.
В обоснование заявленных требований истец так же ссылается на то, что существенные условия договора сторонами не согласованы.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд перовой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, при этом правомерно руководствовался следующим.
В рассматриваемом случае, предметом заявленного иска является требование о признании договора незаключенным.
Признавая спорный договор заключенным на условиях типового договора, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N1156).
Статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Исходя из п. 8 (4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил N 1156).
Правила N1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Судом установлено, что по результатам проведения конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, 30.06.2017 между ОАО "Экотехнологии" и Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области подписано соглашение о присвоении ОАО "Экотехнологии" статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
ОАО "Экотехнологии" на своем официальном сайте http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске от 25.12.2018 N 100 (26847) разместило предложение о заключении договора с региональным оператором на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N1156 от 12.11.2016.
С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, в т.ч. и при том, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников/генерирующих лиц отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 438 ГК РФ, п. п. 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156, содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: уклонения потребителя от заключения конкретного договора; неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; 3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Как установлено судом, заявок в адрес ответчика от СНТ "Лесная поляна" не поступило, доказательств обратного суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный договор заключен на условиях типового договора.
Правовая позиция истца относительно необоснованного взыскания с СТСН "Лесная поляна" стоимости оказанных АО "Экотехнологии" услуг по обращению с ТКО за период август 2020 года (дела N А14-19830/2020), за период с 01.09.2020 по 31.12.2020 (дело N А14-15142/2021) оценена судом критически. Порядок обжалования и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов регламентирован положениями глав 34-37 АПК РФ. Как верно указал суд, правомерность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов не может быть оценена судом в рамках рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, ссылка истца на некорректность применяемых ответчиком в расчете стоимости услуг нормативов потребления, не принимается судом, поскольку выходит за пределы предмета заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Под преюдициальностью понимается невозможность для участвующих в деле лиц либо их правопреемников оспаривать в ином процессе установленные вступившим в законную силу решением суда факты и правоотношения, которые отражаются в резолютивной и мотивировочной частях. Последнее имеет место, поскольку судебное решение вступает в законную силу целиком. В силу вступают и мотивы судебного решения.
В рамках рассмотрения спора по делу N А14-19830/2020, суд пришел к выводу о том, что договор N 20-ЭТ-133-РМ на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.08.2020 является заключенным.
Согласно статьям 65 и 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела исковых требований, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2023 по делу N А14-19210/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-19210/2022
Истец: СТСН "Лесная поляна"
Ответчик: ОАО "Экотехнологии"