г. Киров |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А29-15363/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2023 по делу N А29-15363/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
о признании незаконным отказа, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - заявитель, ПАО "Россети Северо-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Минприроды Республики Коми, Министерство) в предоставлении разрешения на использование земельных участков от 21.10.2022 N 02-10-10061, об обязании ответчика в течение 9 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи соответствующего разрешения на использование земельных участков расположенных в Княжпогостком районе Республики Коми, кадастровый квартал 11:10:0501001:567 (площадь 443 кв.м), 11:10:0501001:579 (площадь 8 кв.м), 11:10:0501001:580 (площадь 160 кв.м), 11:10:0000000:363(37) (площадь 70 кв.м) для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ от яч.1Д ПС 35/10 кВ "Онежье" до КТП-10/0,4 кВ N104 в д. Жигановка с центром питания от яч.1 д ПС 35/10 кВ "Онежье", сроком на 19 лет, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минприроды Республики Коми обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, использование лесного участка, указанного в заявлении ПАО "Россети Северо-Запад", возможно только на правах аренды. Правовая позиция Министерства основана на положениях статьи 9, части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что Минприроды Республики Коми необоснованно не применяет положения частей 1, 5 статьи 45 ЛК РФ, которые допускают использование лесов для эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка или без установления сервитута, публичного сервитута.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Россети Северо-Запад" 23.09.2022 обратилось в Минприроды Республики Коми с заявлением N МР2/5-51/112-09/546кнф о выдаче разрешения об использовании земель и земельных участков, расположенных в Княжпогостском районе Республики Коми, кадастровый квартал 11:10:0501001:567 (площадь 443 кв.м), 11:10:0501001:579 (площадь 8 кв.м), 11:10:0501001:580 (площадь 160 кв.м), 11:10:0000000:363(37) (площадь 70 кв.м), для размещения линии электропередачи классом напряжения до 5 кВ, объект: ВЛ-10 кВ от яч.1Д ПС 35/10 кВ "Онежье" до КТП-10/0,4 кВ N 104 в д. Жигановка с центром питания от яч.1Д ПС 35/10 кВ "Онежье" сроком на 19 лет без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
К указанному заявлению Обществом приложены заявление о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, справка о балансовой принадлежности от 09.08.2022 N 010-35/47, доверенность на заместителя директора по обеспечению деятельности производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "Россети Северо-Запад" в Республике Коми Медведева В.И. от 19.09.2022 N 86-22, поопорная схема объекта, документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (копия паспорта).
Письмом от 21.10.2022 N 02-10-10061 Министерство отказало в выдаче разрешения, в связи с тем, что использование лесов для указанного вида деятельности допускается сроком до одного года. Кроме того, Министерство в своем письме указало, что в заявлении не указаны испрашиваемые кварталы и выделы, что делает невозможным установить допустимость использования участка в соответствии с разрешенным видом использования.
Не согласившись с указанным решением Министерства от 21.10.2022 N 02-10-10061, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным отказ Минприроды Республики Коми в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженный в письме N 02-10-10061 от 21.10.2022, обязал Министерство в течение 9 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ПАО "Россети Северо-Запад" от 23.09.2022 N МР2/5-51/112-09/546кнф о выдаче разрешения об использовании земель или земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ). При этом совокупность таких обстоятельств должна иметь место на момент принятия оспариваемого решения, должна быть исследована и оценена органом, принявшим решение.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
На основании статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 25 ЛК РФ предусмотрено, что одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13).
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно части 5 статьи 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ЛК РФ Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 434). Указанные Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 3.1 Правил N 434 предусмотрено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень N 434) согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Перечня N 434 использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случае размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300).
В Перечень N 1300 включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
Статьей 39.36 ЗК РФ также установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, использование лесов для эксплуатации указанных в пункте 5 Перечня N 1300 объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, без предоставления лесных участков.
Федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. Подобное правовое регулирование призвано обеспечить возможность оперативного, без оформления правоустанавливающих документов на землю, возведения на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения. Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.
Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд первой инстанции признал оспариваемое решение Министерства, изложенное в письме от 21.10.2022 N 02-10-10061, незаконным.
При этом суд первой инстанции справедливо учел, что лесные участки необходимы Обществу для эксплуатации линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, относящихся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (подпункт "д" пункта 3 Перечня N 434, пункт 5 Перечня N 1300).
Довод Министерства о том, что использование испрашиваемого Обществом участка допускается только на праве аренды, подлежит отклонению, поскольку противоречит изложенному выше нормативному регулированию.
Как указано выше, в силу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков. По смыслу части 3 статьи 45 ЛК РФ лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты вправе потребовать предоставления такого лесного участка на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ.
Между тем в данном случае Общество заявлением от 23.09.2022 просило Министерство выдать разрешение об использовании земель в порядке подпункта "д" пункта 3 Перечня N 434, т.е. без предоставления лесных участков. С учетом изложенного ссылка Минприроды Республики Коми на положения части 3 статьи 45 ЛК РФ подлежит отклонению.
На основании изложенного оспариваемый отказ Министерства не соответствует закону.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав недействительным решение ответчика, изложенное в письме от 21.10.2022.
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции применил в качестве восстановительной меры возложение на Минприроды Республики Коми обязанности в течение 9 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" от 23.09.2022 N МР2/5-51/112-09/546кнф о выдаче разрешения об использовании земель или земельного участка.
Возражения в отношении указанной части решения суда стороны не заявили.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2023 по делу N А29-15363/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2023 по делу N А29-15363/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15363/2022
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад" в лице производственного отделения Южные электричесские сети филиала в Республике Коми
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми