г. Пермь |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А60-878/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя: Кольчурин Д.В., паспорт, доверенность от 23.06.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Трушке К.В., паспорт, доверенность от 19.04.2023, диплом.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 марта 2023 года
по делу N А60-878/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Артемовская" (ИНН 6670473300, ОГРН 1186658074129)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании недействительным решения от 25.10.2022 N 03-09/20990,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Артемовская" (далее - заявитель, общество, ООО "Птицефабрика Артемовская") обратилось к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании недействительным решения от 25.10.2022 N 03-09/20990.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 25.10.2022 N 06-03-09/20990 об отказе в предоставлении субсидии. На Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Птицефабрика Артемовская".
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Министерство настаивает на том, что материалами дела подтвержден факт снижения ООО "Птицефабрика Артемовская" посевных площадей в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году, что является основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии согласно подпункту 7 пункта 42 Порядка. При этом, Министерство настаивает, что у заявителя была возможность не снижать посевные площади и выполнить одно из обязательных условий Порядка предоставления субсидии. Заявитель не предпринял всех необходимых мер для того чтобы обеспечить соблюдение условия о недопустимости снижения посевных площадей, установленного Порядком.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.10.2022 ООО "Птицефабрика Артемовская" обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области с заявлением о получении субсидии (гранта в форме субсидии) на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, представив необходимые документы и пояснения в соответствии с Порядком предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 298-ПП.
Решением N 06-03-09/20990 от 25.10.2022 Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области отказало заявителю в предоставлении субсидии, ссылаясь на подпункт 7 пункта 42 Порядка, в связи со снижением получателем посевных площадей (кроме паров) в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году.
Не согласившись с вынесенным решением N 06-03-09/20990 от 25.10.2022, заявитель обратился с требованием о признании его недействительным.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Законом Свердловской области от 04 февраля 2008 года N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.2017 N 264-ПП "Об утверждении Перечня другого движимого имущества, необходимого для производства, переработки, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции" Постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 298-ПП утвержден Порядок предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства (далее - Порядок N298-ПП, Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка указанный порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) казенных учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии (гранта в форме субсидии) на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, условия и процедуру предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), процедуру проведения отбора на право получения субсидии (гранта в форме субсидии), а также процедуру возврата субсидии (гранта в форме субсидии) в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии).
Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидии (гранта в форме субсидии) осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также государственной программе, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
Согласно пункту 5 Порядка право на получение субсидии имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, прошедшие отбор и (или) признанные победителями областного смотра-конкурса по результатам производственной деятельности в соответствии с порядком и (или) положением, утверждаемыми Постановлениями Правительства Свердловской области.
В соответствии с пунктом 7 Порядка субсидия (грант в форме субсидии) предоставляется в целях возмещения части фактически понесенных получателем или грантополучателем затрат, подтвержденных платежными документами, указанными и пункте 38 Порядка, произведенных:
1) в период с 1 октября отчетного финансового года по 30 сентября текущего финансового года на оплату имущества, приобретенного по договору купли-продажи (без учета налога на добавленную стоимость и затрат па доставку, установку, монтаж, пусконаладочные работы);
2) в текущем финансовом году па оплату имущества, приобретенного по договору купли-продажи победителем областного смотра-конкурса (без учета налога на добавленную стоимость и затрат на доставку, установку, монтаж, пусконаладочные работы);
3) в период с 1 октября отчетного финансового года но 30 сентября текущего финансового года па оплату лизинговых платежей по договору лизинга имущества.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 42 Порядка основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) является снижение получателем или грантополучателем посевных площадей (кроме паров) в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году, за исключением случаев, когда снижение посевных площадей произошло по не зависящим от получателя или грантополучателя и документально подтвержденными обстоятельствами.
К числу таких обстоятельств абзацем четвертым подпункта 7 пункта 42 Порядка отнесено расторжение договора аренды (субаренды) используемых получателем или грантополучателем земельных участков (посевных площадей) по инициативе арендодателя (субарендодателя) (при надлежащем исполнении условий договора получателем или грантополучателем), отказ арендодателя (субарендодателя) в пролонгации либо заключении нового договора аренды (субаренды) используемых получателем или грантополучателем земельных участков (посевных площадей).
Как следует из материалов дела, заявитель 25.10.2022 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства.
В рамках осуществления проверки наличия или отсутствия оснований для выдачи ООО "Птицефабрика Артемовская" субсидии Министерством рассмотрены сведения об итогах сева под урожай, ежегодно представляемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Согласно сведениям об итогах сева под урожай за 2020 год (отчет по форме N 4-СХ). Обществом всего посеяно озимых (за вычетом гибели) и яровых под урожай текущего года (сумма строк с 10 по 14, 39, 40, 70, 72) - 881 га.
Согласно сведениям об итогах сева под урожай за 2021 год (отчет по форме N 4-СХ) ООО "Птицефабрика Артемовская" посеяно озимых (за вычетом гибели) и яровых под урожай текущего года (сумма строк с 10 по 14, 39, 40, 70, 72) - 876 га.
Из указанного следует то, что посевная площадь в 2021 году (876 га) уменьшилась по сравнению с 2020 годом (881 га) на 5 га.
Таким образом, снижение посевных площадей имеет место, что сторонами не оспаривается.
Подпунктом 7 пункта 42 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) является снижение получателем или грантополучателем посевных площадей (кроме паров) в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим очистному финансовому году, за исключением случаев, когда снижение посевных площадей произошло по не зависящим от получателя или грантополучателя и документально подтвержденными обстоятельствами.
В указанном подпункте, содержатся случаи, исключающие его применение, а именно, когда снижение посевных площадей произошло по не зависящим от получателя и документально подтвержденным обстоятельствам, в частности, когда имело место расторжение договора аренды (субаренды) используемых получателем земельных участков (посевных площадей) по инициативе арендодателя (при надлежащем исполнении условий договора получателем).
В рассматриваемом случае, судом установлено, что снижение посевных площадей на земельных участках с кадастровыми номерами 66:02:0000000:7728, 66:02:0000000:104 произошло но независящим от ООО "Птицефабрика Артемовская".
Между обществом с ограниченной ответственностью "Племенной завод "Истоки" (субарендодатель) и ООО "Птицефабрика Артемовская" (субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка на срок менее года от 01.02.2019, по условиям которого субарендодатель с согласия арендатора Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области предоставляет субарендатору во временное пользование за плату земельный участок с кадастровым номером 66:02:0000000:104, расположенный по адресу: Свердловская область, Артемовский район, п. Красногвардейский (пункт 1.1).
Дополнительным соглашением от 20.09.2019 к договору субаренды земельного участка от 01.02.2019 стороны внесли изменения в пункт 1.1 договора, изложив ею в следующей редакции: "Субарендодатель с согласия арендодателя (п. 5.1.2 договора аренды Т-347/1021) предоставляет субарендатору во временное пользование за плату земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 8258049 кв.м. кадастровый номер 66:02:0000000:7728, расположенный по адресу: Свердловская область, Артемовский район, п. Красногвардейский и земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 29 549 418 кв.м, кадастровый номер 66:02:0000000:104, расположенный по адресу: Свердловская область, Артемовский район, и. Красногвардейский.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2019 по делу N А60-27482/2019 общество "Племенной завод "Истоки" (ИНН 6670344375) было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
Конкурсный управляющий общества "Племенной завод "Истоки" 01.03.2021 направил в адрес Общества уведомление о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:7728.
Таким образом, учитывая обстоятельство, что получение уведомления о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:7728 в связи с процедурой банкротства субарендодателя является основанием, не зависящим от действий ООО "Птицефабрика Артемовская", суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Отклоняя довод заинтересованного лица о том, что снижение посевных площадей произошло по вине заявителя, поскольку общество имело возможность засеять 5 га на ином земельном участке, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Порядком предусмотрено только 2 условия для признания снижения посевных площадей не препятствующим получению субсидии: 1) документальная подверженность обстоятельств; 2) независимость данных обстоятельств от заявителя.
В данном случае обстоятельством, повлекшим снижение посевных площадей, является расторжение договора со стороны контрагента, которое документально подтверждено и вызвано банкротством, а не виновными действиями заявителя.
Доказательств возможности использования иных площадей в качестве посевных материалы дела не содержат. Министерством данные обстоятельства не доказаны.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Министерства фактически направлены на иную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств, признаваемых значимыми в целях принятия оспариваемого судебного акта, однако не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса РФ Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2023 года по делу N А60-878/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-878/2023
Истец: ООО ПТИЦЕФАБРИКА АРТЕМОВСКАЯ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ