г. Хабаровск |
|
18 мая 2023 г. |
А73-17354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ООО "АФГ-Лоджистик": не явились;
от ОАО "Российские железные дороги": представителя Кушнерчука И.А.,
от ООО "Транспортная компания Вагонсервис": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АФГ-Лоджистик"
на решение от 17.02.2023
по делу N А73-17354/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "АФГ-Лоджистик"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице "Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания" - филиала ОАО "РЖД"
о взыскании штрафа
третье лицо: ООО "Транспортная компания ВагонСервис"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АФГ-Лоджистик" (далее - ООО "АФГ-Лоджистик", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице "Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания" (далее - ответчик, перевозчик) о взыскании штрафа за самовольное использование вагонов в размере 174 400 руб., убытков в размере 127 124,40 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Транспортная компания ВагонСервис".
Решением суда от 17.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АФГ-Лоджистик" заявило в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение, указав на неполное выяснение всех обстоятельств спора.
Ответчик в отзыве на жалобу и заседании суда выразил несогласие с изложенными в ней доводами, настаивает на законности судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 01.01.2015 между ООО "АФГ-Транс" и ООО "АФГ-Лоджистик" заключен договор N ЗАР аренды вагонов, согласно последнему за плату передано во временное пользование (аренду) вагоны.
На основании акта приема-передачи от 01.01.2022 ООО "АФГ-Транс" передало, а ООО "АФГ-Лоджистик" приняло в аренду вагон N 95233995 и вагон N 95233698 сроком до 31.12.2026.
Пунктом 5.1.6 договора предусмотрено, что арендатор самостоятельно осуществляет диспетчерский контроль за движением вагонов.
По накладным N N ЭР 134591, ЭС050481 названные вагоны направлены грузоотправителем- ООО "ТК БАРГУЗИН ТРАНС", с контейнерами со станции Батарейная на станцию Мыс-Чуркин эксп. грузополучателю ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", в особых отметках на 3 листе указано "для ООО "ВМКТ".
Вагоны прибыли на станцию назначения 26.05.2022 (срок доставки 29.05.2022).
С ООО "ВМКТ" и ООО "АФГ- Лоджистик" заключен договор N 21ФТ-АФГЛ от 28.12.2020 на отгрузку вагонов истца в порту.
После выгрузки вагонов в порту, ОО "ВМКТ" отгружают порожние вагоны по согласованным направлениям, указанным в протоколах согласования цены к договору.
В случае отсутствия отгрузки ООО "ВМКТ" уведомляет ООО "АФГ Лоджистик" о необходимости распоряжения порожними вагонами.
30.05.2022 после выгрузки вагонов перевозчиком получено уведомление от владельца пути необщего пользования ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (грузополучатель по отправкам N N ЭР 134591, ЭС050481) о передаче 5 порожних вагонов, в том числе NN 95233995, 95233698 на выставочный путь N 5 станции Мыс-Чуркин (эксп.) ДВЖД.
На момент оформления ГУ-26 в АС ЭТРАН от собственника (арендатора) вагонов отсутствовали запросы уведомления на отправление порожних вагонов со станции Мыс-Чуркин (эксп.) ДВЖД, в связи с чем, спорные вагоны были убраны с пути необщего пользования ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" и переданы на путь общего пользования N 2 без оформления перевозочных документов.
30.05.2022 на спорные вагоны в системе АС ЭТРАН были автоматически созданы заготовки N N ЭТ553516, ЭТ553644 на перемещение вагонов NN 95233995, 95233698 с припортовой железнодорожной станции Мыс-Чуркин (эксп) назначением на станцию Волочаевка-1 ДВЖД.
Для перевода "заготовок" в состояние "накладная предъявлена" приемосдатчиком в системе ЕАСПР - АРЛ созданы акты общей формы N N 1/3996 - 1/3999 на начало простоя сорных вагонов, а в графе "наименование организации-владельца" автоматически путем запроса данных полученных из АС ЭТРАН, система ввела данные о ООО "Транспортная Компания ВагонСервис" (далее - ООО "ТКВС"), указанного в системе как арендатор вагонов.
Тариф в размере 42 105, 60 руб. за отправку вагонов на станцию Волочаевка 1 был списан ОАО "РЖД" с ЕЛС компании ООО "ТКВС", что подтверждается счет-фактурой N 0000680/06001246 от 10.06.2022, актом оказанных услуг N 1005193344/2022062 от 10.06.2022, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг.
ООО "ТКВС" перевыставило расходы по оплате тарифа на ООО "АФГ- Лоджистик", а последнее, как арендатор вагонов, оплатило понесенные расходы, что подтверждается универсальным передаточным документом от 10.06.2022.
Также с ООО "ТКВС" списана плата в размере 2 959,20 руб. за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на ж.д путях общего пользования (вне перевозочного процесса) на станциях перемещения, а именно на станции Волочаевка 1 (код станции 963506), что подтверждается накопительной ведомостью N 210605 и N 210606, счет-фактурой N0000680/06005129 от 25.06.2022, актом оказанных услуг N 1005193344/2022065 от 25.06.2022, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг.
Указанная плата тоже перевыставлена ООО "ТКВС" в адрес ООО "АФГ- Лоджистик". (УПД 0701 -0000010 от 01.07.2022).
12.06.2022 ООО "АФГ-Лоджистик" по накладной ЭУ233237 направило вагоны N 95233698 и N 95233995 со станции Волочаевка 1 на станцию Угольная.
ООО "АФГ-Лоджистик" за передислокацию и переадресовку вагонов понесло расходы в размере 38 666,40 руб. и 2 593,20 руб.. что подтверждается счет-фактурой N 0000680/06003518 от 20.06.2022, актом оказанных услуг N 1005108897/2022064 от 20.06.2022, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг, заявлением на переадресовку вагонов NN 95233698, 95233995, накопительной ведомостью N180608, счет-фактурой N0000680/06003917 от 20.06.2022. актом оказанных услуг N 1005108897/2022064 от 20.06.2022, перечнем первичных документов к акту оказанных услуг.
Компания ООО "АФГ-Лоджистик" арендует вагоны по Договору N ЗАР Аренды вагонов и за каждые сутки аренды оплачивает 2 400 руб.
За период с 30.05.2022 по 18.06.2022 истец понес убытки в размере ставки аренды в течение 17 суток. Сумма убытков равна 40 800 руб. (17 суток * 2 400 руб.). Общая сумма убытков составила 127 124,40 руб.
Полагая, что перевозчик самовольно использовал вагоны, истец начислил сумму штрафов за самовольное использование вагонов с 30.05.222 по 18.06.2022, сумма которого составила 87 200 руб. за каждый вагон, всего 174 400 руб.
Направленная в целях досудебного урегулирования спора в адрес ОАО "РЖД" претензия от 17.07.2022 в добровольном порядке не удовлетворена, что явилось основанием для обращения ООО "АФГ-Лоджистик" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
По смыслу статей 15, 393 ГК РФ лицо, обращающееся с иском о взыскании убытков, должно в совокупности доказать факт нарушения обязательства, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков и предпринятые меры для получения упущенной выгоды и сделанные с этой целью приготовления.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении вреда.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пункты 2 и 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков, может быть удовлетворено при доказанности факта нарушения стороной обязательств по договору, наличия причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств, документальным подтверждением размера убытков, вины лица, нарушившего обязательство, если в соответствии с законом или договором вина является основанием ответственности за причинение убытков.
В соответствии с абзацем 9 статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
За нахождение вагонов на путях общего и необщего пользования сверх сроков, предусмотренных действующим законодательством и договоров, заключенных с собственниками железнодорожных путей необщего пользования, наступает ответственность по ст. ст. 39, 100 УЖТ.
Согласно абзацу 11 статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с положениями статьи 12 УЖТ РФ, для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (далее -запрос).
Согласно пунктов N N 53, 54, 59, 61 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом от 07.12.2016 N374 в запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона, дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве формы запроса используется бланк накладной.
Перевозчик рассматривает запрос в течение трех часов с момента его получения от отправителя (если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона) и, в случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, уполномоченное лицо перевозчика проставляет в запросе в графе "N визы" оригинала накладной отметку "согласовано", заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем.
При этом, как установлено пунктом 64 Правил N 374 порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной).
Накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки. Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронной форме при наличии и в порядке, установленном в договоре между перевозчиком и отправителем, (пунктов 64, 66, 67 Правил N 374).
Как следует из пунктов 68 и 85 Правил N 374 после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. При этом грузоотправитель, грузополучатель, владелец или пользователь железнодорожных путей необщего пользования должен уведомить перевозчика о готовности вагонов к уборке.
Предъявляя порожний вагон к перевозке, грузоотправитель (отправитель) должен предъявить перевозчику заполненную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладную, а уполномоченными работниками перевозчика при приеме порожних вагонов к перевозке производится осмотр технического состояния таких вагонов (пункты 77, 86 Правил N 374).
Таким образом, порожний вагон может быть убран с путей необщего пользования только при наличии надлежащим образом оформленной владельцем либо грузополучателем по последней отправке железнодорожной накладной.
Арбитражным судом установлено, что на момент выгрузки вагонов какие-либо распоряжения от владельца вагонов (истца) перевозчику не поступали, надлежащие документы оформлены не были; железнодорожные накладные данных о владельцах вагонов не содержат.
В соответствии с абзацем 19 статьи 44 УЖТ РФ на припортовой железнодорожной станции, определенной в соответствии с правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, порожние грузовые вагоны без оформленных в установленном порядке перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути припортовой железнодорожной станции с железнодорожных путей необщего пользования и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию для нахождения таких вагонов до распоряжения их владельца (далее - железнодорожная станция перемещения).
Порядок взаимодействия перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с владельцами вагонов по вопросам, связанным с перемещением с припортовых железнодорожных станций порожних грузовых вагонов, принадлежащих данным владельцам установлен Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 N 1180 (далее - Правила перемещения).
Припортовая железнодорожная станция - железнодорожная станция, включенная в перечень припортовых железнодорожных станций, опубликованный на официальном сайте Росжелдора.
Железнодорожная станция перемещения - железнодорожная станция, на которую владелец инфраструктуры или перевозчик вправе переместить порожние грузовые вагоны с припортовой железнодорожной станции для нахождения таких вагонов до распоряжения владельца вагонов, размещенная на официальном сайте ОАО "РЖД".
На припортовой железнодорожной станции порожние грузовые вагоны без оформленных перевозочных документов могут быть поданы на железнодорожные пути общего пользования с железнодорожных путей необщего пользования, и владелец инфраструктуры или перевозчик по согласованию с владельцем инфраструктуры в порядке и на условиях, установленных Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и настоящими Правилами, вправе переместить порожние грузовые вагоны с этой железнодорожной станции на железнодорожную станцию перемещения (пункт 8 Правил перемещения).
Железнодорожные станции, на которые владелец инфраструктуры или перевозчик вправе переместить порожние грузовые вагоны с припортовой железнодорожной станции для нахождения таких вагонов до распоряжения владельца вагонов (далее железнодорожная станция перемещения), определяются владельцем инфраструктуры из числа железнодорожных станций: расположенных в пределах 1000 километров от соответствующих припортовых железнодорожных станций, технологически связанных с портами Дальневосточного бассейна, с которых будет осуществляться перемещение порожних грузовых вагонов; расположенных в пределах 500 километров от остальных припортовых железнодорожных станций, с которых будет осуществляться перемещение порожних грузовых вагонов (пункт 6 Правил перемещения).
О перемещении порожних грузовых вагонов на железнодорожную станцию перемещения перевозчик или владелец инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществляется перемещение) уведомляет владельца вагонов с помощью электронных средств связи не позднее чем через 3 часа после подачи порожних грузовых вагонов без перевозочных документов на железнодорожные пути общего пользования припортовой железнодорожной станции, но не менее чем за 12 часов до принятия таких вагонов для перемещения, в течение которых владелец вагонов должен предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки в порядке, установленном правилами перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом перемещения (пункт 10 Правил перемещения).
Порядок взаимодействия перевозчика, владельца инфраструктуры с владельцем вагонов при передаче уведомления о перемещении порожних грузовых вагонов (далее - уведомление о перемещении) определяется договором, заключаемым между владельцем вагонов и перевозчиком или владельцем инфраструктуры, регламентирующим вопросы обмена электронными документами и электронного информирования.
В случае отсутствия такого договора уведомления о перемещении размещаются на официальном сайте перевозчика или владельца инфраструктуры (в зависимости от того, кем осуществляется перемещение) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перемещения (пункт 11 Правил перемещения).
Владелец вагонов является надлежаще извещенным о перемещении порожних грузовых вагонов с момента получения им уведомления о перемещении в порядке, установленном договором, или с момента размещения перевозчиком или владельцем инфраструктуры такого уведомления на официальном сайте перевозчика или владельца инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перемещения (пункт 12 Правил перемещения).
В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ N 273 от 31.05.2016, станция Мыс-Чуркин ДВЖД является припортовой железнодорожной станцией.
При этом арбитражный суд обоснованно указал, что станция Мыс-Чуркин (эксп) является альтернативным названием станции Мыс-Чуркин, и согласно тарифному руководству N 4 расстояние между станциями составляет 0 км. Разные названия и коды станций используются в зависимости от того, куда назначается груз (на экспорт либо для внутреннего назначения).
С учетом этого довод апеллянта в данной части признается несостоятельным.
Выше установленные обстоятельства обоснованно позволили суду первой инстанции согласиться с позицией ответчика относительно того, что учитывая отсутствие от владельца вагонов распоряжения вагонами после выгрузки, перевозчик воспользовался своим законным правом и переместил спорные вагоны на станцию Волочаевка-1 ДВЖД в соответствии с правилами перемещения за счет фактического владельца (арендатора) вагонов ООО "Транспортная Компания ВагонСервис", указанного в справке АБД ПВ.
Уведомление о перемещении спорных вагонов было направлено арендатору ООО "Транспортная Компания ВагонСервис" 30.05.2022.
Провозная плата в размере 42 105, 60 руб. за перемещение вагонов была выставлена ООО "ТКВС".
Учитывая изложенное, противоправные действия перевозчика в части перемещения спорных вагонов с припортовой станции Мыс-Чуркин (эксп) на станцию Волочаевка-1 не нашли своего подтверждения, наоборот, перевозчик действовал в полном соответствии с положениями статей 12, 44 УЖТ РФ, Правил N 347, Правил N 1180, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Поскольку иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.02.2023 по делу N А73-17354/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17354/2022
Истец: ООО "АФГ-Лоджистик"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: Арбитражный суд Иркутской области, ООО "Транспортная компания Вагонсервис"